Упражнение для самоконтроля




Занятие № 11

Лекция № 7

Тема: «Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки

предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрес-

сивно-стилистическая роль. Правильное построение предложений».

 

Цель: повторить и обобщить знания о предложении как единицы синтаксиса; о порядке слов в

простом предложении, его коммуникативной и экспрессивно-стилистической роли; о

правильном построении предложений.

Задачи:

¾ применять полученные знания в практической деятельности;

¾ определять порядок слов в простом предложении, его коммуникативную и экспрессив-но-стилистическую роль;

¾ правильно строить предложения.

 

План

 

1. Понятие о предложении. Классификация предложений.

2. Интонационные и грамматические признаки предложения.

3. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая

роль.

4. Правильное построение предложений.

 

 


 

             
   
 
 
 
   
 
   

 

 


Правила Примеры
ВИДЫПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Повествовательные предложения сообщают об утверждаемом или отрицаемом факте, явле-нии, собы­тии действительности. Для них ха-рактерна повествова­тельная интонация:   Выткался на озере алый цвет за­ри (С. Е.).
Вопросительные предложенияслужат для выра­жения вопроса, обращённого к собесед-нику. С помо­щью вопроса говорящий стре-мится получить новые све­дения о предметах, фактах, отношениях действитель­ности. Грам-матическими средствами оформления вопро-сительных предложений являются: 1) вопросительная интонация, для которой харак­терно повышение тона голоса к концу предложения или на слове, с которым связан вопрос:     Барон! Чай пил? (М. Г.)  
2) вопросительные слова: частицы (ли, разве, неуже­ли и др.), местоимения (кто, что и др.), наречия (когда, откуда и др.): Где же спесь твоя, Москва? (М.Ц.); Колокольчик ли? Дальнее эхо ли? (С. Е.) О чём звенит песок? (С. Е.)
3) порядок слов (слово, с которым связан вопрос, ставится в начало предложения): Видишь общее смяте­нье? Слышишь шёпот? (Н. Г.)
Виды вопросительных предложений
Собствен­но-вопро­сительные заключают вопрос, требующий ответа: Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А.П.)
Вопро­сительно-побудительные служат для выражения побуждения: Будем пить чай?
Вопросительно-риторические не предполага-ют и не требу ют ответа, содержат утвержде-ние: Памятью деревни я ль не дорожу? (С. Е.)
Вопросительно-отрицательные содержат сообщение о невозможности действия, состояния: Все мы бездомники, много ли нужно нам? (С. Е.)
Вопросительно-утвердительные содержат частицу НЕ, которая не выражает отрицания: Не правда ль, больше никогда мы не расстанемся? (И. А.)
Побудительные предложения выражают во-леизъ­явление, побуждение к действию разной степени кате­горичности (мольба, просьба, призыв, приказ и др.). Способы выражения побуждения: 1) глагол-сказуемое в форме повелитель-ного накло­нения:   Иди сюда, оставь свой рай глухой и грешный... (А. А.)
2) глагол с частицей: Пусть голоса органа снова грянут, как первая весенняя гроза... (А. А.)
3) глагол-сказуемое в форме изъявитель-ного накло­нения, выражающего тем не менее побуждение к действию: Выпьем, добрая подружка бедной юности моей... (A. П)  
4) глагол-сказуемое в форме сослагатель-ного (услов­ного) наклонения: Ты бы послушала, какая в душе у меня музыка... (М. Г.)
5) глагол-сказуемое в форме инфинитива: Ваше превосходительство, грести? — Грести! (В. М.)
6) отсутствие глагола-сказуемого в форме повели­тельного наклонения при ведущем сло-ве — существи­тельном, наречии, инфинитиве (глагол в повелитель­ном наклонении подразу-мевается): Вперёд трактора­ми по целине! (В. М.) (= пойдёмте)  
7) вопросительно-побудительная интона-ция: Споём­те, друзья?...
ВИДЫПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКЕ
Восклицательные выражают эмоциональ-ность с помощью интонации: Ка­кую власть имеет человек, который даже нежности не просит! (А. А.)
Восклицательными могут быть и повествова-тель­ные, и вопросительные, и побудительные предложе­ния: Шаг держи! Не теряй темп! (побудительные вос­клицательные предложения).
Грамматические средства оформления восклица­тельного предложения: 1) интонация:   2) междометия: 3) восклицательные частицы: В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне! (А. Б.); Ах, метель такая, просто, чёрт возьми! (С. Е.) Как ясно, как ласково небо! (В. Б.)
Невосклицательные не выражают эмоцио-наль­ность: Глухая пора листопа­да, последних гусей косяки. (Б. П.)
ВИДЫПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СООТНЕСЁННОСТИ КОМПОНЕНТОВ МЫСЛИ
Утвердительные 1) передают наличие связи между предме-та­ми и их признаками в реальной действитель­ности; отрицательная частица НЕ отсутствует:   заунывный ветер гонит стаю туч на край небес. (Н. Н.)
2) предложения с повтором частицы НЕ (двой­ное отрицание): Я не мог не засмеяться. (А. П.)  
3) предложения, в кото­рых НЕ выражает иные значения: Кто не знает Любочку? (А. Б.) — обоб­щение; Не угодно ли чаю? — предположение и др.
Отрицательные передают отсутствие связи между предметами и их признаками в реаль-ной действительности; грамматически отри-цание выра­жается: 1) частицей НЕ: Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ру­чьи... (Н. Н.);     Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ру­чьи... (Н. Н.)
2) частицей НИ: В доме ни души; В доме ни души.
3) словом НЕТ в функции сказуе­мого: Нет времени.
4) интонацией: Буду я ждать!
Виды отрицательных
обще­отрицательные частно-отрицательные
отрицательная частица НЕ стоит перед ска-зуемым:Вас не разбу­дит чести клич (А. П.). отрицательная частица НЕ сто­ит перед другим членом предло­жения: То не ту­чи бродят за ови­ном и не холод (С. Е.).
ВИДЫПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО НАЛИЧИЮ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ
Распространёнными называют предложения, в которых есть второстепенные члены пред-ложения, причём распространённым счита-ется даже предложение, в котором присутству-ет хотя бы один второстепенный член: Мы пользуемся монопольным правом на размещение рекламы; Он приватизировал квартиру.
Нераспространённымсчитается предложе-ние, состоящее из одной грамматической ос-новы: ВВП повысился; Светает; Успеется.  
ВИДЫПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО НАЛИЧИЮ ГЛАВНЫХ ЧЛЕНОВ
Двусоставное предложение – это простое предложение с подлежащим и сказуемым как обязательными компонентами: Девочка улыбнулась. Он был удивлён.  

 

ВИДЫПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО НАЛИЧИЮ ГЛАВНЫХ ЧЛЕНОВ
Односоставное предложение – это простое предложение, в котором есть только один грамматический состав главного члена с зави-симыми словами или без них (состав подле-жащего или состав сказуемого). Односостав-ные предложения делятся на: 1) назывные (номинативные) предложения, в которых главным членом является подлежа-щее:     Поздняя осень; Вечер; Какая ночь! Осинник зябкий (назывные предложения чаще всего употребляются в художественном описании, в них не используется обстоятельство);
2) предложения, в которых главный член сказуемое; они имеют свою классификацию: определённо-личные предложения – те, в которых сказуемое четко указывает на дей-ствующее лицо. В таких предложениях глав-ный член обычно выражается глаголом в фор-ме 1 или 2 лица единственного или множест-венного числа настоящего или будущего вре-мени в изъявительном или повелительном на-клонении. Такие предложения обычно синони-мичны двусоставным с местоимением в роли подлежащего:     Заключим прибыльный контракт – Мы заключим прибыльный контракт; Лечу на собеседование – Я лечу на собеседование  
неопределённо-личные предложения – те, в которых действующее лицо определить нель-зя. Здесь главный член может выражаться в форме 3 лица изъявительного наклонения, в форме множественного числа прошедшего времени, в форме сослагательного наклоне-ния: Тебя позвали; Успешной называют прибыль-ную компанию; Продали бы мне собаку.  
обобщенно-личные предложения – те, в ко-торых действие приписывается обобщённому лицу или может происходить с каждым. Ос-новные представители обобщённо-личных предложений – пословицы, поговорки, афориз-мы, нравоучения: Что имеем – не храним, потерявши – плачем; Идёшь, бывало, по полю и радуешься.
безличные предложения – те, в которых нет никакого указания на действующее лицо, в них нет, не может быть подлежащего. Глав-ный член в таком случае выражается безлич-ным глаголом, личным глаголом в безличном употреблении, возвратной формой, инфини-тивом, словом категории состояния: Смеркается; Затихло; Мне не спиться; Мечтать не стоит; Было холодно; Нам нужно пройти вперёд.  
ВИДЫПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЧИСЛУ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ
Предложение, в котором есть только одна грамматическая основа, называется простым. Сложное предложение имеет две и более грамматические основы.

 

           
 
 
   
 
   

 


ФУНКЦИИ ПОРЯДКА СЛОВ
Порядок слов служит для полной передачи смысла сообщения. Машина обыграла Каспарова. Каспарова обыграла машина.
Особый порядок слов может придавать пред-ложению эмоциональную окраску, выполняя при этом стилистическую функцию. Дремлет Красная площадь. Тих прохожего шаг.  
Порядок слов может различать члены предло-жения, и тогда он выполняет синтаксическую функцию Грузовик обогнал автомобиль.

 

РАСПОЛОЖЕНИЕ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРИ ПРЯМОМ ПОРЯДКЕ СЛОВ
в повествовательных предложениях за подлежащим следует сказуемое: Учительница проверяла наши контрольные работы.
приглагольное дополнение следует за определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольные работы.
согласованное определение ставится перед определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольныеработы.
несогласованное определение стоит после определяемого слова: Она купила платье в горошек.
обстоятельства могут занимать различное положении в предложении: Вчера он пришёл домой поздно. Мы поедем завтра в деревню.

 

           
   
 
 
 
   

 

 


ПРАВИЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

 

Предложение строится из слов или словосочетаний, связанных друг с другом с помощью согласования, управления или примыкания. Эти типы подчинительной связи хорошо известны нам, однако в речи мы не всегда умеем ими пользоваться. Вспомните, как грибоедовский Скалозуб строит фразу: Мне совестно, как честный офицер. Следовало бы сказать: Мне, как честному офицеру, совестно, — однако говорящий нарушил согласование членов предложения. Подобные ошибки называются смещением синтаксической конструкции: начало предложения дается в одном плане, а конец — в другом. У поэтов смещение конструкции иногда передает взволнованную речь, которая как бы не укладывается в строгие грамматические нормы. Например:

Когда с угрозами, и слезы на глазах,

Мой проклиная век,

утраченный в пирах,

Она меня гнала... (П.)

Однако в прозе смещение конструкции нас удивит. Так, в автобиографии В. Маяковского читаем: Я поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Люблю ли я, или я азартный, о красотах кавказской природы такжетолько если это отстоялось словом. Это писал о себе человек, не боявшийся шокировать читателя и даже демонстрировавший свое пренебрежение к некоторым традициям... Нам это непозволительно.

Ошибки в строе предложения возникают также из-за неправильного употребления деепричастного оборота, который должен всегда указывать на дополнительное действие субъекта (подлежащего). Об этом порой забывают, строя фразы так: Теряется драгоценное время в работе, слушая глупые разговоры; Безделиеэто понятие относительное, а уж сидя дома, его не бывает; У вас не заболела голова, пытаясь понять всю эту абракадабру?

Недопустимо нарушение порядка слов при употреблении причастного оборота, который может стоять и перед определяемым словом, и после него, но никогда не включает его в свой состав. Неправильно построены фразы: Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах выпускников; Приехавшие делегаты на съезд приглашаются в зал. Подобные ошибки могут исказить смысл высказывания, например: Принятая программа на конференции успешно выполнена (программа, принятая на конференции).

Значительные трудности возникают при неумелом использовании конструкции с предлогами кроме, помимо, вместо, наряду с, которые всегда должны зависеть от сказуемого. Разрыв этой грамматической связи приводит к тому, что оборот, введенный названными предлогами, «повисает в воздухе»: Вместо улиц Лациса и Свободы автобусы направились по вновь построенному участку Планерной улицы; Мы, помимо кур, намерены заняться и выращиванием индюшат. Устранение подобных ошибок обычно требует значительной переработки предложений; Автобусы направились не по улицам Лациса и Свободы, а по новому маршруту, открытому на улице Планерной; Мы намерены выращивать не только кур, но еще и индюшат.

Встречаются ошибки в употреблении союзов и предлогов при однородных членах предложения: В городе построены не только новые школа, больница, а также драмтеатр и библиотека (следовало написать: Не только школа... но и театр); Необходимо обратить внимание не только на знания учеников, но и их практические навыки (следовало: но и на их практические навыки, предлог нужно повторить). При таких союзах особенно важен порядок слов при употреблении однородных членов предложения. Например, он нарушен в таком случае: В новом помещении можно будет проводить не только цирковые представления, но и устраивать большие концерты, спортивные соревнования... (правильно: не только представления, но и соревнования или: не только проводить, но и устраивать). Союз не только, но и связывает сопоставляемые предметы или действия, а следовательно, и соответствующие части речи: существительное — с существительным, глагол — с глаголом.

Противительные союзы (а, но, однако) соединяют, как правило, одинаковые члены предложения. Это правило нарушено в такой конструкции: Выступавшие в прениях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его неполным (соединены обстоятельство [деепричастный оборот] и сказуемое). В качестве однородных членов предложения могут употребляться слова, обозначающие лишь сопоставимые предметы; нельзя сказать: Поздравляю вас от всей души и лично от себя.

В состав однородных членов не должны входить видовые и родовые наименования: Наш скверлюбимое место отдыха жителей деревни, молодежи и детей.

Распространенная ошибка — несочетаемость одного из однородных членов (или нескольких) с тем словом в предложении, с которым связаны все остальные однородные члены. Иллюстрируем это примерами (в правой колонке исправленные варианты предложений):

1. Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса. 1. Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, рождало мечты о покорении космоса.
2. Особенную помощь и личное участие в проведении Спартакиады оказали начальник депо и председатель профкома. 2. Большую помощь в проведении Спартакиады оказали начальник депо и председатель профкома, которые сами участвовали в соревнованиях.
3. Полиция обрушила на молодежь дубинки, гранаты со слезоточивым газом, огнестрельное оружие. 3. Полиция обрушила на молодежь дубинки, гранаты со слезоточивым газом, применила огнестрельное оружие.

Как видим, для исправления таких ошибок приходится вводить в текст новые слова, устраняя лексическую несочетаемость; иногда требуется коренная переработка предложения, отказ от употребления однородных членов (как во втором примере).

При употреблении однородных членов предложения встречаются и ошибки на управление, если объединенные в сочиненном ряду слова управляют разными формами: Преподаватели научат ребят разбираться и привьют им любовь к живописи, литературе, музыке (следовало: разбираться в живописи, литературе, музыке и привьют любовь к этим видам искусства).

Можно избежать многих ошибок при употреблении однородных членов, если строже относиться к выбору падежных форм существительных в сочиненном ряду слов. Так, нуждается в стилистической правке предложение: В соответствии с программой учащиеся должны научиться выполнять такие операции, как выпиливание лобзиком изделий из фанеры, сверление, сборку и отделку деталей. Все однородные существительные должны стоять в форме именительного падежа (такие, как... сверление, сборка, отделка). Недопустимо употребление в разных падежных формах обобщающих слов и однородных членов: Режиссер сказал: «Мы работаем сейчас над двумя постановками: «Вишневый сад» Чехова и пьесой Володина «С любимыми не расставайтесь» (название первого спектакля следовало употребить также в творительном падеже).

Грубой ошибкой является грамматически разнотипное выражение однородных членов предложения, например:

Помощник руководителя группы обязан помогать руководителю в обучении и воспитании слушателей:

— точно знать количество слушателей в группе;

— своевременно докладывать руководителю группы о запросах и пожеланиях слушателей;

— помощь руководителю группы в работе со слабоуспевающими слушателями.

В последней рубрике следовало написать: организовать помощь... в работе со слабоуспевающими слушателями.

Нарушается структура предложения и при сочетании одного из его членов и придаточной части. В один ряд нельзя ставить, например, дополнение и придаточное предложение: Премьер говорил о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет. Неправомерно и соединение причастного оборота и придаточного определительного: Снисхождения заслуживают люди, признающие критику и которые исправляют свои ошибки. Следует заменить придаточное предложение причастным оборотом (исправляющие свои ошибки) или вместо причастного оборота употребить придаточное предложение (которые признают...).

В строе сложного предложения встречается немало трудностей. Иногда не оправдано употребление рядом двух однозначных союзов: Ваши рекомендации заслуживают внимания, но однако реализовать этот проект пока невозможно; Он утверждает, что будто бы самолет был заправлен некондиционным горючим. Встречается и неправильный выбор союза: Ваше предположение подтвердится лишь тогда, если будет доказано... (вместо если нужен союз когда, соотносительный со словом тогда в главном предложении). Портит сложное предложение неуместное повторение частицы бы, в придаточной части (Если бы эти меры были бы приняты, все закончилось бы благополучно). Повторение союзов или союзных слов при последовательном подчинении придаточных придает фразе тяжеловесность.

Рассмотрим примеры стилистической правки таких предложений.

1. Вдали виднелись вершины гор, которые были покрыты снегом, который сверкал на солнце. 1. Вдали виднелись вершины гор, покрытые снегом, который сверкал на солнце.
2. Эта проблема составляет предмет математической логики, которая развилась в точную науку, которая применяет математические методы исследования. 2. Эта проблема составляет предмет математической логики, развившейся в точную науку, применяющую математические методы исследования.

В первом примере замена придаточной части сложного предложения причастным оборотом не только упростила конструкцию, но и уточнила определяемое слово (не горы, а вершины), во втором — прояснила грамматические связи (первое определение относится к слову логика, второе — к слову наука). Избавившись от повторения союзных слов и нанизывания одинаковых придаточных частей, редактор преобразовал сложное предложение в простое.

Вспомним шутливые строчки С.Я. Маршака, который перевел английское стихотворение:

Вот пес без хвоста,

который за шиворот треплет кота,

который пугает и ловит синицу,

которая ловко ворует пшеницу...

Конечно, автор с умыслом нарушил правило построения сложного предложения, чтобы придать речи юмористическую окраску. В иных случаях это становится серьезным недостатком стиля.

 

Упражнение для самоконтроля

1. Запишите предложения и выделите в них грамматические основы.

1. У меня сегодня радость: подарили мне щенка. (А. Барто)

2. Возможно, папа и подарил бы мне щенка, но мама всегда была против. (А. Линдгрен) 3. Это тебе не просто цветок, а малахитовый. (П. Бажов)

4. Они запретили говорить о Карлсоне, но забыли запретить о нём думать, мечтать и

ждать его возвращения. (А. Линдгрен)

5. Я думаю, всё дело в отношении к нему Бетти. (А. Линдгрен)

2. Запишите предложения и определите их вид по структуре, наличию и количеству грам-матических основ, по цели высказывания и эмоциональной окраске.

1. Ты с басом, Мишенька, садись против альта… (И. Крылов)

2. Мы с вами попутчики, кажется? (М. Лермонтов)

3. Уж за чем ты, заря алая, просыпалася? (М. Лермонтов)

4. Пусть бежит в полях поземка белою змеею. (С. Маршак)

5. В гранит оделася Нева, мосты повисли над водами... (А. Пушкин)

6. Как Днепр широк! Как даль ясна! (А. Сурков)

7. Память моя, сотвори еще раз чудо, сними с души тревогу. (В. Астафьев)

3. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Охарактеризуйте простые предложения, разберите их по членам предложения.

1. Н…магазинов н…фотографий н…театров н…винных лавок н…чего тут не было. (Солж.)

2. Н…спеша давая себя обгонять и толкать он шел по солнечной стороне около площади щурился и улыбался солнцу.

3. Однако этот легко…веселый взгляд промелькнувший у Льва Леонидовича эта очень н…огражден…ая манера держаться открывали Костоглотову задать и третий приготовлен…ый вопрос то…же н… совсем пустячный. (Солж.)

4. Плохо говорил штабс…капитан посмотрите кругом н…чего не видно только туман да снег того и гляди что свалимся в пропасть или засядем в трущ…бу а там пониже чай Байдара так раз…гралась что и не перед…шь. (Л.)

5. Дорога лежала кольцом светлая чистая и чес…ная. (Ток.)

4. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Охарактеризуйте простые предложения.

Счастлив охотник ист...ый ценитель природы ненароком попавший в этот край. Забыв о ружье броше…ом в лодке он (в)продолжени... многих часов будет любоват...ей ра...крывш...мся перед ним миром. Его не соблазнит возможность настрелять (по)болыне птицы в этом полном (не)разгада...ых чудес уголке не трат...шь времени (по)пустому.

Это была глухая сторона (мало)посещаемая людьми и здесь(то) и было раздолье для зверей и птиц. Это кто(ж) такие и что им надобно чудит...ся вопрос. Частенько увид...шь здесь (тяжело) дыш...щего лося на глазах у изумленного и оч...рова...ого путешестве...ка переплывающего реку. В эту минуту начинаешь пон...мать что этот (не)пуга...ый зверь подл...ый властелин тайги. (Не)слишком большой редкостью считается встреча и с кровожадным леопардом ежегодно посещающ...м пр...брежные трос.ники. В зар...слях камышей таятся бе (сч, щ)исле...ые стаи шакалов вой которых донос...т...ся то (с)прав..., то (с)лев... А в лесах налом... нающих (не)проходимые леса тропиков роет норы ночной зверь дик...образ по поверью местных жителей обладающ...й способностью стрелять в охотника своими дли…ыми иглами(стрелами).

Если(же) уйти (в)глубь леса то вряд(ли) уда...ся избежать встречи и с обитателем лесных трущ...б тигром. Этот гость (по)страшнее.

5. Составьте предложения по указанным ниже признакам.

1. Повествоват., двусост., нераспростр., осложн., полное.

2. Побуд., односост., полное, нераспростр., неосложн.

3. Повествоват., односост., полное, нераспростр., осложн..

4. Повеств., односост., полное, распростр., неосложн..

5. Повеств., двусост., неполное, распростр., неосложн..

 

Домашнее задание:

Выполнить тест

1. Какой ответ является неправильным?

По цели высказывания предложения бывают:
1) повествовательные; 3) восклицательные;
2) вопросительные; 4) побудительные.

2. Какое из предложений является побудительным?

1) Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном.
2) Приезжайте к нам в Москву!
3) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна!
4) Сможем ли мы попасть на выставку?

3. Какое из предложений является повествовательным?

1) He отрекайтесь от мечты!
2) Что день грядущий нам готовит?
3) Пушку осмотреть да хорошенько вычистить!
4) Однако как зыбка в наш поразительный век грань между возможным и невозможным!

4. Какое из предложений является риторическим вопросом?

1) — Печорин! Давно ли здесь?
2) Какой упоительный аромат!
3) — Есть ли у тебя возле дома деревья?
4) Какой русский не любит быстрой езды?!

5. Какой вариант отражает правильную характеристику предложения по цели выска-зывания и эмоциональной окраске?

Пусть сбудутся все ваши мечты!

1) повествовательное, восклицательное;
2) побудительное, восклицательное;
3) повествовательное, невосклицательное;
4) побудительное, невосклицательное.

6. Какое предложение является простым?

1) Десять лет прошло, и все изменилось.
2) Лицо его застыло, и это меня испугало.
3) Хороша воля с умом да с деньгами.
4) Старик молчит, и от этого мне еще тяжелее.

7. Какое предложение является простым?

1) Ярко светит весеннее солнышко, даря первое тепло людям.
2) Будет новый день, будут новые дела.
3) Сможем ли мы попасть на выставку, чтобы увидеть работу известного художника?
4) Ведь вам удалось убедить его, что мы ничего плохого не сделали.

8. В каком предложении нарушен порядок слов?

А) Облака надвигались друг на друга.

Б) Он очень выразительно читает стихи.

В) Наставник не всегда беседует с учеником, хотя это очень важно в процессе обучения.

Г) В последнее время появилось много новых аббревиатур.

9. В каком предложении грамматическая ошибка, вызванная нарушением порядка слов, привела к искажению смысла?

А) По дороге в школу я часто встречаю людей, спешащих на работу.

Б) На стендах расклеены афиши и плакаты о выступлениях И. Эренбурга на немецком,

французском, польском и других языках.

В) Многие сотрудники этого рекламного агентства приехали из России.

Г) В августе в конференц-зале пройдет встреча писателя с почитателями его таланта.

10. Найдите предложения с инверсией определения.

А) За далекими буграми волчица перешла на шаг и поползла.

Б) Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное.

В) Но дождик в этот раз меня не послушался.

Г) Глинистая почва только кое-где покрыта сизоватой полынкой.

11. Найдите предложения с инверсией сказуемого.

А) Все последние дни мама волновалась.

Б) Этой весной снег в густых ельниках еще держался и в конце апреля.

В) Я смотрел, как осторожно пробирается барсук у стволов деревьев.

Г) Обычно они селились в глухих местах, возле болот, рек, ручьев.

12. Найдите предложения с инверсией сказуемого и определения.

А) Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих.

Б) Оделся же Митраша в отцовскую старую куртку.

В) Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом.

Г) Вместе с этим богатством досталась, однако, детишкам бедным и большая забота о

всех живых существах.

 

Литература:

1. Власенков, А. И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. Организаций: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – Москва: Просвещение, 2014. – 287 с.

 

 

Оформление работы

Двадцать пятое марта

Дистанционная работа

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: