Особенности современного обследования больного




Схема истории болезни

Учебное пособие для студентов 3 курса лечебного факультета ВолГМУ

 

Волгоград 2008

 

 

УДК 616- 071.2 (07)

ББК 51.1+ 53.4

 

 

Составители: д.м.н., проф. В.В.Недогода, к.м.н., доцент З.С. Скворцова, д.м.н. В.В.Скворцов.

 

 

Аннотация: в настоящем учебном пособии представлена схема обследования больного в терапевтической клинике. Предлагается ориентировочная основа действий у постели больного. Подробно описывается методика проведения расспроса и осмотра, формулируется синдромный подход в построении диагноза. Предлагается блок информации “Клиническое значение осмотра больного”. Подготовлено в соответствии с программой по пропедевтике внутренних болезней для студентов лечебного факультета (ГОУ ВУНМЦ, 1997).

 

Рецензенты: Б.Н. Левитан - зав. кафедрой факультетской терапии Астраханской медицинской академии, д.м.н., профессор; М.А. Осадчук – зав. кафедрой внутренних болезней факультета усовершенствования врачей Самарского Военно–медицинского института, ЗДН РФ, д.м.н., профессор.

 

 

Пособие рекомендовано к изданию Центральным методическим советом Волгоградского государственного медицинского университета (протокол N__ от __________2004 года).

 

Волгоградский государственный медицинский университет

400066, г. Волгоград, пл. Павших борцов, 1.

 

Оглавление

 

1. Особенности современного обследования больного………………………..4

 

2. Оформление истории болезни…………………………………………….…..5

 

2.1 Методика проведения расспроса (паспортные данные, анализ жалоб,

анамнез заболевания, анамнез жизни)………………..………………………..6

2.2 Методика проведения общего осмотра больного…...............................16

2.3 Клиническое значение осмотра больного……..………………………..…..18

2.4 Обследование больного по органам и системам……………………..….…28

2.5 Формулировка диагноза………………………………………………..……36

 

3. Правила оформления титульного листа фрагмента истории болезни……….38

 

4. Литература……………………………………………………………………….39

Памяти Учителей

Особенности современного обследования больного

Программа диагностического обследования включает как непосредственный вербальный контакт с больным – традиционный расспрос (interrogatio), так и осмотр (inspectio) c использованием физикальных, непосредственно проводимых врачом методов исследования, и дополнительных методов, из которых врач должен выбрать необходимые и вместе с тем достаточные для данного больного.

Однако многие исследования бывают утомительны и даже опасны, требуют сложного оборудования и специально подготовленного персонала. Задача врача – провести обследование максимально быстро, безопасно, экономично, сочетая научную обоснованность с экономической целесообразностью и гуманным отношением к больному.

В современной медицине часто используют скрининговые исследования и применяют «батареи» биохимических тестов, от 6 до 40 одновременно выполняемых исследований на электронных анализаторах, при этом высока вероятность случайных изменений некоторых показателей, ложноположительных результатов.

Министерство здравоохранения России, используя заключения и рекомендации экспертов, предлагает наборы Стандартов в обследовании и лечении определенных групп заболеваний. При этом применяется принцип клинической целесообразности на основе наличия факторов риска определенных заболеваний. Дополнительные исследования проводятся только на основе диагностической концепции, которая сложилась при непосредственном физическом исследовании больного. Предлагаются лабораторно-инструментальные тесты и очередность их проведения для уточнения диагноза, стадии болезни, степени функциональных нарушений, осложнений.

Любая диагностическая и лечебная манипуляция должна рассматриваться, прежде всего, с точки зрения ее полезности для больного – насколько она способствует выздоровлению или улучшает качество жизни. Обследование всегда начинают с простых, надежных и информативных методов, и часто результаты их проведения исключают проведение более сложных.

Предлагается так называемая ступенчатая диагностика. На первой ступени главное значение имеют хорошо собранные жалобы, анамнез и физикальное исследование, дополненное рутинными лабораторными методами – часто они позволяют поставить диагноз и назначить лечение уже почти 80% больным.

Вторая ступень – обычно осуществляется на базе специализированных отделений, диспансеров, здесь применяются целенаправленные исследования по показаниям, если диагноз неясен на первой ступени или недостаточно эффективно лечение.

Третья ступень – использование сложных методик, включая инвазивные и требующие дорогостоящей техники – это осуществимо в крупных медицинских центрах, НИИ.

 

Схема диагностического поиска



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: