советы для школьных психологов и социальных педагогов «соблюдение этических принципов в профессиональной деятельности в условиях дистанционной работы»




(использованы материалы статьи А.С. Гильяно, Е.М. Баранова «Этические принципы в интернет-консультировании: постановка проблемы», 2017 https://psyjournals.ru/files/94887/vestnik_psyobr_2017_n2_Guiliano_Baranova.pdf)

 

В связи с переходом на дистанционное обучение школы получили Методические рекомендации управления образования и молодёжной политики администрации города Рязани от 08.04.2020 г., в которых акцентировано внимание на том, что: «Все виды и формы психолого-педагогической работы в новых условиях требуют от школьных психологов и социальных педагогов соблюдения базовых этических принципов профессиональной деятельности (компетентность, уважение личности клиента, добровольность, конфиденциальность, ответственность, забота о благополучии клиента), а также тщательного согласования своих действий с другими участниками процесса. Работа с несовершеннолетними требует согласия родителей (законных представителей)».

В профессиональном сообществе специалистов социально-психологической службы образования Рязани на площадках конференций и фестивалей не раз происходило обсуждение этических принципов работы педагога-психолога, что способствовало повышению эффективности профессиональной деятельности в различных направлениях. Нет сомнений, на данном этапе развития службы уровень профессионализма специалиста определяется не только его теоретическими знаниями, методологической и методической подготовкой, но и способностью строить свою деятельность с учётом этических норм. Неосторожные действия (ошибки) психологов могут не только не улучшить, но и ухудшить состояние и положение консультируемого человека, и даже скомпрометировать работу социально-психологической службы. Сегодня, как никогда, необходимо систематизировать свои профессиональные знания и акцентировать внимание на профессиональной позиции специалиста школы в оказании своевременной помощи и поддержки детям и подросткам, родителям, педагогам.

Предлагаем уточнить содержание некоторых этических принципов педагога-психолога в сфере образования, чья профессиональная деятельность осуществляется сейчас дистанционно.

· Принцип конфиденциальности. Необходимо определить дополнительные механизмы реагирования в следующих ситуациях:

– когда клиенту может понадобиться срочная непосредственная помощь;

– когда клиент в силу различных причин не может самостоятельно принять решение о необходимости получения психологической помощи, требуется согласие родителя (официального представителя), с условием документальной проверки правомочности другой стороны;

– если данные или отчёты включают копии регистрации коммуникаций с клиентом, то клиенту необходимо об этом сообщить.

 

· Принцип компетентности. Стоит обратить внимание на следующее:

– клиент должен быть проинформирован об имени консультанта, его квалификации, об официальных данных учреждения, где можно получить информацию о квалификации консультанта;

– консультант должен оставаться в пределах границ компетентности и не пытаться решить проблему онлайн, если не имеет соответствующей специализации;

– важно неукоснительно соблюдать заданные правила для всех участников процесса консультирования, а именно: в синхронной и асинхронной коммуникации необходимо чётко определять профессиональные границы взаимодействия, а также обязательства психолога-консультанта и клиента (промежутки времени для ожидания ответа, количество электронных писем и сообщений, частота и длина ответов, временные границы рефлексии, паузы в сессии, гарантия получения обратной связи);

– корректное использование специальных знаков клавиатуры, а также размера шрифта, с целью оптимизации самовыражения и передачи эмоций, а не манипуляции клиентом.

 

· Принцип благополучия клиента. Уточняя данный принцип, необходимо:

– понимать, оценивать и раскрывать клиенту потенциальные риски и позитивные стороны обсуждаемой ситуации;

– проинформировать клиента об альтернативных видах получения помощи.

 

Профессионализм и компетентность – базовые этических принципов деятельности специалиста социально-психологической службы, необходимое условие эффективности его работы в образовательном учреждении. Актуальную информацию для специалистов социально-психологической службы можно получить на сайте МБУ Центра ППМС-помощи https://psiora.blogspot.com/. Нашли что-то новенькое и интересное или появились вопросы? Заходите в «Профессионал» – https://vk.com/clubprofessionalryazan.

Активность профессионального сообщества и стремление к постоянному совершенствованию являются залогом его успешного функционирования и дальнейшего развития. Ведь именно сейчас у каждого из нас есть возможность совершить новые профессиональные открытия, получить поддержку коллег в решении актуальных задач, оказать помощь другим, определить новые векторы дальнейшего творческого развития в своей профессии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: