Изменяющиеся молитвословия




Состав церковной службы

 

Чтобы был понятен порядок и смысл церковных служб, удобнее сначала понять смысл молитвословий. Чередующиеся между собою молитвословия кругов повседневного, седмичного и годового носят название «изменяющихся» молитвословий. Встречающиеся молитвословия за каждой службой называются «неизменяющимися». Каждая церковная служба состоит из соединения неизменяющихся и изменяющихся молитвословий.

 

Неизменяющиеся молитвы, которые читаются и поются за каждой службой, суть следующие:

 

1) Начинательные молитвы, то есть молитвы, которыми начинаются все службы и которые поэтому в богослужебной практике называются «Обычным началом»;

2) Ектении

3) Возгласы

4) Отпусты или отпуски.

 

Обычное начало

 

Каждое богослужение начинается призывом священника прославить и воздать хвалу Богу.

Таких призывных приглашений или возгласов три:

1. «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков» (пред началом большинства служб);

2. «Слава Святей, и Единосущной, и Животворящей, и Нераздельной Троице всегда, ныне и присно и во веки», (пред началом всенощной);

3. «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков» (пред началом литургии).

После возгласа чтец, от лица всех присутствующих, выражает словом «аминь» (истинно) согласие на эту хвалу и тотчас же начинает славить Бога: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

 

Затем для приготовления себя к достойной молитве, мы вслед за чтецом обращаемся с молитвой к Духу Святому («Царю Небесный»), Который один может дать нам дар истинной молитвы, чтобы Он вселился в нас, очистил от всякия скверны и спас нас. (Рим. VIII, 26).

С молитвою об очищении обращаемся и ко всем трем Лицам Св. Троицы, читая:

а) «Святый Боже»;

б) «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»;

в) «Пресвятая Троице, помилуй нас»;

г) «Господи помилуй»;

д) «Слава... и ныне».

 

Наконец, читаем молитву Господню, т.е. «Отче наш». В заключение читаем трижды: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу» и переходим к чтению других молитв, входящих в состав службы.

 

Порядок обычного начала таков:

1. Возглас священника.

2. Чтение «Слава Тебе, Боже наш».

3. «Царю Небесный».

4. «Святый Боже» (трижды).

5. «Слава Отцу и Сыну» (малое славословие).

6. «Пресвятая Троице».

7. «Господи помилуй» (Три раза)

«Слава и ныне».

8. «Отче наш»;

9. «Приидите поклонимся».

 

Ектении

 

Во время Богослужения мы часто слышим ряд молитвенных прошений, произносимых протяжно, медленно, возглашаемых диаконом или священником от лица всех молящихся. После каждого прошения хор поет: «Господи, помилуй!» или «Подай, Господи». Это так называемые ектении, от греческого наречия ектенос - «усердно».

 

Ектении разделяются на несколько видов:

 

1) Великая ектения

2) Сугубая ектения

3) Просительная ектения

4) Малая ектения

5) Ектения об умерших или Заупокойная.

 

Великая ектения

 

Великая ектения состоит из 10 прошений или отделов:

 

1. «Миром Господу помолимся».

Это значит: призовем на наше молитвенное собрание мир Божий, или благословение Божие и под сению лица Божия, с миром и любовью к нам обращаемого, приступим к молениям о наших нуждах. Равным образом и молиться будем в мире, простивши взаимные обиды (Мф. V, 23-24).

2. «О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся».

«Мир свышний» - это мир земли с небом, примирение человека с Богом или получение от Бога прощения в грехах чрез Господа нашего Иисуса Христа. Плодом же прощения грехов или примирения с Богом, служит спасение наших душ, о чем мы также молимся во втором прошении Великой ектений.

3. «О мире всего мира, благосостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся». 


В третьем прошении мы молимся не только о согласной и дружной жизни между людьми на земле, не только о мире всей вселенной, но и мире, более широком и более глубоком, это: мир и согласие (гармония) во всем мире, в полноте всех Божиих творений (неба и земли, моря и «вся яже в них», ангелов и человек, живых и умерших). Второй предмет прошения; благосостояния, т.е. спокойствие и благополучие святых Божиих церквей или отдельных православных обществ. Плодом и следствием процветания и благоденствия православных обществ на земле будет обширное нравственное единение: согласие, дружное возвещение славы Богу от всех стихий мира, от всех одушевленных существ, будет такое проникновение «всего» высшим религиозным содержанием, когда будет Бог «совершенно во всем»

(1 Кор. XV, 28).

4. «О святом храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в он, Господу помолимся».

Благоговение и страх Божий выражаются в молитвенном настроении, в отложении житейских попечений, в очищении сердца от вражды и зависти. С внешней стороны благоговение выражается в телесной чистоте, в приличной одежде и в воздержании от разговоров и озираний по сторонам. Молиться о Святом Храме, значит просить Бога, чтобы не отступал никогда Он от храма своею благодатию; но сохранил от осквернения врагами веры, от пожаров, землетрясений, грабителей, чтобы в храме не оскудевали средства для поддержания его в цветущем состоянии. Храм именуется святым по святости священных действий, в нем совершаемых и по благодатному присутствию в нем Бога, со времени освящения. Но не для всякого доступна благодать, в храме пребывающая, а только для вступающих в него с верою, благоговением и страхом Божиим.

5. «О граде сем, (или о веси сей) всяком граде, стране, и верою живущих в них, Господу помолимся». 


Мы молимся не только о своем городе, но о всяком другом городе и стране, и о жителях их (потому что по христианскому братолюбию, мы должны молиться не только о себе, но и о всех людях).

6. «О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся».


В этом прошении мы просим Господа даровать нам хлеб насущный, то есть все необходимое для нашей земной жизни. Просим благоприятной погоды для произрастания хлебов, а также мирного времени.

7. «О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и о спасении их, Господу помолимся».

В этом прошении Св. Церковь приглашает нас молиться не только о присутствующих, но и об отсутствующих: находящихся в дороге (плавающих, путешествующих), болящих, недугующих (то есть хворых и слабых по телу вообще) и страждущих (то есть прикованных к одру опасной болезнью) и о находящихся в плену.

8. «О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся».

В этом прошении мы просим Господа избавить нас от всякой скорби, гнева и нужды, то есть от горя, бедствий и невыносимого стеснения.

9. «Заступи, спаси, помилуй, и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью». 


В этом прошении мы молим Господа оградить нас, сохранить и помиловать чрез Его милость и благодать.

10. «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу Нашу Богородицу, и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувши сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». 


Матерь Божию мы потому постоянно призываем в ектениях, что Она служит нашей Заступницей и Ходатайницей перед Господом. После обращения за помощью к Матери Божией Св. Церковь советует себя, друг друга и всю жизнь нашу поручить Господу. Великая ектения иначе называется «мирною» (потому что в ней часто испрашивается людям мир). В древности ектении были сплошными молитвами по форме и общими молитвами всех присутствующих во храме, доказательством чего и является, между прочим, слова «Господи помилуй», следующие за возглашениями диакона.

 

Сугубая ектения

 

Вторая ектения называется «сугубой», то есть усиленною, потому что на каждое прошение, произносимое диаконом, певчие отвечают тройным «Господи помилуй».

Сугубая ектения состоит из следующих прошений:

1. «Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем. 
Скажем Господу от всей души и от всего помышления нашего:...» (далее и поясняется, что именно скажем).

2. «Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй. 
Господи Вседержитель, Боже отец наших, молимся Тебе, услыши и помилуй».

3. «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. 
Помилуй нас, Господи, по Твоей великой благости. Молимся Тебе, услыши и помилуй».

4. «Еще молимся о всем Христолюбивом воинстве. 
Еще молимся за всех воинов, как защитников Веры и Отечества».

5. «Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех, и всем во Христе братстве нашем. 
Еще молимся о братиях наших по службе и по Христу».

6. «Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших Патриарсех православных, и благочестивых царех, и благоверных царицех, и создателех святого храма сего, и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных. 
Еще молимся о свят. православных Патриархах, о благоверных православных царях и царицех; - о всегда памятных создателях Св. храма; о всех наших умерших родителях и братьях, погребенных здесь и в других местах».

7. «Еще молимся о милости, жизни, мира, здравии, спасении, посещении, прошении и оставлении грехов рабов Божиих братии Святого храма сего. 
В этом прошении мы просим у Господа телесных и духовных благ прихожанам того храма, где совершается служба».

8. «Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости. 
Еще молимся о людях: «плодоносящих» ( т.е. приносящих вещественные и денежные пожертвования на богослужебные потребности в храме: вино, елей, фимиам, свечи ) и «добродеющих» (т.е. производящих украшения в храме или жертвующих на поддержание благолепия в храме, а также о делающих какую-нибудь работу в храме, например, читающих, поющих, и о всех людях, находящихся в храме в ожидании великой и богатой милости.

 

Просительная ектения

 

Просительная ектения состоит из ряда прошений, оканчивающихся словами «у Господа просим», на которые певчие отвечают словами: «подай Господи».

 

Читается просительная ектения так:

 

1. «Исполним (вечернюю или утреннюю) молитву нашу Господеви. 
Совершим (или дополним) нашу молитву к Господу».

2. «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. 
Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию».

3. «Дне (или вечера) всего совершение, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим. 
Испросим у Господа, чтобы нам этот день (или вечер) провести целесообразно, свято, мирно и безгрешно».

4. «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим. 
Испросим у Господа Св. Ангела, который является верным наставником и хранителем души нашей и тела».

5. «Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим. 
Испросим у Господа прощения и оставления грехов (тяжких) и прегрешений (легких) наших».

6. «Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим. Испросим у Господа всего полезного и доброго нашим душам, спокойствия всем людям и всему миру».

7. «Прочее время живота вашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим. 
Испросим у Господа, чтобы оставшееся время нашей жизни мы прожили в мире и спокойной совести».

8. «Христианская кончины живота нашего, безболезненным, непостыдным, мирны, и Добраго ответа на страшном судищи Христово, просим. 
Испросим у Господа, чтобы кончина наша была бы христианской, то есть с исповедью и Причащением Св. Тайн, безболезненной, непостыдной и мирной, то есть чтобы мы перед кончиной помирились со своими близкими. Испросим доброго и безбоязненного ответа на Страшном Суде».

9. «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим».

 

Малая ектения

 

Малая ектения представляет собой сокращение великой ектений и заключает только следующие прошения:

 

1. «Паки и паки (снова и снова) миром Господу помолимся».

2. «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию».

3. «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и Друг Друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».

 

Иногда к этим прошениям великом, сугубой, малой и просительной ектений присоединяются еще другие, составленные по специальному поводу, например, по случаю погребения или поминовения усопших, по случаю освящения воды, начала учения, наступления Нового Года.

Эти ектений с дополнительными «изменяющимися прошениями» содержатся в особой книге для молебных пении.

 

Заупокойная ектения

 

Великая:

 

1. «Миром Господу помолимся».

2. «О свышнем мире и о спасении душ наших, Господу помолимся».

3. «О оставлении согрешений, во блаженней памяти престальшихся, Господу помолимся».

4. «О приснопамятнех рабех Божиих (имя рек), покоя, тишины, блаженныя памяти их, Господу помолимся».

5. «О простити им всякое прегрешение вольное и невольное, Господу помолимся».

6. «О неосужденным предстати у страшного престола Господа славы, Господу помолимся».

7. «О плачущих и болезнующих, чающих Христова утешения, Господу помолимся».

8. «О отпуститися им от всякия болезни и печали, и воздыхания, и вселити их, идеже прислещает свет лица Божия, Господу помолимся».

9. «О яко да Господь Бог наш учинит души их в месте светло, в месте злачне, в месте покойно, идеже вси праведнии пребывают, Господу помолимся».

10. «О причтении их в недрах Авраама и Исаака, и Иакова, Господу помолимся».

11. «О избавитися нам от всяких скорби, гнева и нужды, Господу помолимся».

12. «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию».

13. «Милости Божия, царства небеснаго, и оставления грехов испросивше тем и сами себе, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим».

 

Малая и Тройная заупокойная ектения состоят из трех прошений, в которых повторяются мысли Великой ектении. Возгласы то время, как диакон на солее произносит ектении, священник в алтаре читает про себя (тайно) молитвы (тайных молитв особенно много в составе литургии), а конец их произносит громко. Эти концы молитв, возглашаемые священником, называются «возгласами». В них обыкновенно выражается основание, почему мы, молясь Господу, можем надеяться на исполнение наших молитв, и почему мы имеем дерзновение обращаться к Господу с прошениями и благодарениями.

По непосредственному впечатлению все возгласы священника разделяются на начинательные, литургийные и ектенийные.

 

Чтобы ясно различить те и другие, нужно тщательно усвоить возгласы ектенийные. Наиболее употребительными являются следующие возгласы:

 

1. После великой ектении: «Яко (т.е. потому что) подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков ».

2. После сугубой ектении: «Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков».

3. После просительной ектений: «Яко благ и человеколюбец Бог, еси и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков».

4. После малой ектении: «Яко Твоя держава, и Твое есть царство, и сила и слава, Отца и Сына, Святаго Духа всегда, ныне и присно и во веки веков».

5. «Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».

6. «Яко благословися Имя Твое и прославися царство Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».

7. «Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».

8. «Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».

 

Впрочем, помимо приведенных, существует еще несколько возгласов, которые содержат в себе те же мысли, что и отмеченные восемь возгласов. Например, за всенощной и молебном произносятся еще следующие возгласы:

а) «Услыши ны, Боже Спасителю наш, упование всех концов земли и сущих в море далече: и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших и помилуй ны. Милостив бо и человеколюбец, Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Услышь нас, Боже Спаситель наш, Ты, на Которого надеются во всех концах земли и в далеком море, и будучи милостивым, будь милостив и к нашим грехам и помилуй нас, потому что Ты милостив человеколюбец Бог есть и тебе Славу воссылаем...»

б) «Милостию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Твоего Сына, с ним же благословен еси, со пресвятым, и благим, и животворящим Твоим духом, ныне и присно и во веки веков. По милости, щедрости и человеколюбию Твоего Единородного Сына, с Которым благословен Ты (Бог Отец) с Пресвятым, Благим и животворящим Твоим Духом».

в) «Яко свят, еси, Боже наш, и во святых почиваеши, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Потому, что Ты Свят, Бог наш, и во святых обитаешь (своею благодатию) и Тебе славу воссылаем. Заупокойный возглас: Яко Ты еси воскресение и живот и покой усопших раб твоих (имя рек) Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцем, и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков».

 

Отпусты

 

Каждая церковная служба оканчивается особыми молитвенными песнопениями, которые вместе составляют отпуст или отпуск.

 

Порядок отпуста следующий.

Священник говорит: «Премудрость», т. е. будем внимательны. Затем, обращаясь к Матери Божией, говорит: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Певчие отвечают словами: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим»... Благодаря далее Господа за совершенную службу, священник произносит вслух: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, Слава Тебе», после чего певчие поют: «Слава и ныне», «Господи помилуй» (трижды), «Благослови».

 

Священник, обратясь лицом к народу, перечисляет всех Святых, по молитвам которых мы обращались за помощью к Богу, а именно:

 

1. Матерь Божию

2. Святого недели

3. Святого дня

4. Святого храма

5. Святого местного края

6. Богоотец Иоакима и Анну.

 

Затем священник говорит, что молитвами этих святых Господь помилует и спасет нас. Отпустом верующие получают разрешение оставить храм.

 

Изменяющиеся молитвословия

 

Как уже говорилось, в Церкви читаются и поются избранные места из Священного Писания и молитвы, написанные благочестивыми христианскими писателями-поэтами. И те, и другие вводятся в состав церковных служб, чтобы изобразить и прославить священное событие трех кругов богослужения: дневного, недельного и годового. Чтения и пения из святых книг носят название по той книге, из которой они заимствованы. Например, псалмы из книги Псалтирь, пророчества из книг, написанных пророками, Евангелие из Евангелия. Изменяющиеся же молитвословия, составляющие священно-христианскую поэзию, находятся в церковно-богослужебных книгах и носят различные названия.

 

Главнейшие из них следующие:

 

1) Тропарь - песнь, кратко изображающая жизнь Святого или историю праздника, например, известные тропари: «Рождество Твое, Христе Боже Наш», «Преобразился еси на горе, Христе Боже наш...», «Правило веры и образ кротости».

 

Происхождение и смысл названия «тропарь» объясняют различно:

а) одни производят это слово - от греческого «тропос» - нрав, образ, потому что в тропаре изображается образ жизни святого или содержится описание праздника;

б) другие от «трепеон» - трофей или знак победы, чем указывается на то, что тропарь есть песнь, возглашающая победу святого или торжество праздника;

в) иные производят от слова «тропос» - троп, то есть употребления слова не в собственном значении, а в значении другого предмета по сходству между ними, такого рода словоупотребление действительно часто встречается в тропарях; святые, например, уподобляются в них солнцу, луне, звездам и т. д.;

г) наконец, слово тропарь производят и от «тропоме» - менялись, так как тропари поются попеременно то на одном, то на другом клиросе, и «трепо» - обращаю, так как «обращаются к другим молитвам и к ним относятся».

 

2) Кондак (от слова «контос» - краткий) - краткая песнь, изображающая какую-нибудь отдельную черту празднуемого события или Святого. Все кондаки отличаются от тропарей не столько по содержанию, сколько по времени, в которое они поются за богослужением. Примером кондака может служить - «Дева днесь...», «Взбранной Воеводе...».

 

Кондак - производят от греческого слова «контос» - малый, краткий, что означает такое краткое молитвословие, в котором кратко прославляется жизнь святого или воспоминание в кратких основных чертах какое-нибудь событие. Другие - название кондак производят от слова, называющего тот материал, на котором раньше писались. Действительно первоначально «контакиа» - назывались свертки пергаментов, исписанные с двух сторон.

 

3) Величание - песнь, содержащая прославление Святого или праздника, Величание поется во время всенощной перед праздничною иконою сперва священнослужителями среди храма, а потом неоднократно повторяется на клиросе певчими.

 

4) Стихира (от греческого «стихира» - многостишие) - песнопение, состоящее из многих стихов, написанных одним размером стихосложения, имеющих большею частью перед собою стихи Священного Писания. В каждой стихире содержится главная мысль, разнообразно раскрываемая во всех стихирах. Например, прославление Воскресения Христова, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Св. Ап. Петра и Павла, Иоанна Богослова и др. Стихир много, но все они носят различные названия, в зависимости от времени их исполнения за богослужением.

Если стихира поется после молитвы «Господи воззвах», то она называется «стихирой на Господи воззвах»; если стихира поется после стихов, в которых заключается прославление Господа (например, «Всякое дыхание да хвалит Господа»), то стихира называется стихирой «на хвалитех». Есть еще стихиры «на стиховне», и стихиры Богородичны - это стихиры в честь Божией Матери. Число стихир каждого разряда и предшествующих им стихов бывает различно - в зависимости от торжественности праздника - то 10, 8, 6 и 4. Поэтому в богослужебных книгах говорится - «стихир на 10, на 8, на 6» и т. д. Эти цифры указывают на число стихов псалма, которые должно петь со стихирами. При этом самые стихиры, если их не достает, могут повторяться по нескольку раз.

 

5) Догматик. Догматиками называются особые стихиры, в которых содержится учение (догмат), о воплощении Иисуса Христа от Божией Матери. А молитвы, в которых по преимуществу говорится о Пресвятой Богородице - называются общим названием «Богородичен.

 

6) Акафист - «неседален», молебное, особенно хвалебное пение в честь Господа, Божией Матери или Святого.

 

7) Антифоны - (попеременное пение, противугласие) молитвы, которые положено петь попеременно на двух клиросах.

 

8) Прокимен - (наперед лежащих) - есть стих, который предшествует чтению Апостола, Евангелия и паремий. Прокимен служит как бы предисловием к чтению и выражает сущность вспоминаемого лица. Прокименов много: они бывают дневные, праздничные и др.

 

9) Причастен стих, который поется во время причащения священнослужителей.

 

10) Канон – это ряд священных песнопений в честь Святого или праздника, которые читаются или поются за Всенощным в то время, когда молящиеся целуют (прикладываются) Св. Евангелия или икону праздника. Слово «канон» греческое, по-русски – правило. Канон состоит из девяти, а иногда и меньше частей, называемых «песнями». Каждая песнь в свою очередь разделяется на несколько отделов (или строф), из которых первый называется «ирмосом». Ирмосы поются и служат связью для всех следующих отделов, которые читаются и называются тропарями канона. Всякий канон имеет определенный предмет. Например, в одном каноне прославляется Воскресение Христово, а в другом – Крест Господен, Божия Матерь или какой-нибудь Святой. Поэтому каноны имеют особые названия, например, «канон воскресный», канон «Животворящему Кресту», «канон Богородице», «канон Святому». Соответственно главному предмету канона, читаются перед каждым стихом особые припевы. Например, при воскресном каноне припев: «Слава Тебе, Боже Наш, слава Тебе...», при каноне Богородице припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

 

 

Самое важное богослужение — это Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение верных. Литургия в переводе с греческого означает совместное дело. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин. Так они следуют примеру святых апостолов и Самого Господа, которые, собравшись на Тайную вечерю накануне предательства и крестных страданий Спасителя, пили из Чаши и ели Хлеб, которые Он им давал, благоговейно слушая Его слова: “Сие есть Тело Мое…” и “Сие есть кровь Моя…”.

Божественная литургия

Христос заповедал Своим апостолам совершать это Таинство, а апостолы научили этому своих преемников — епископов и пресвитеров, священников. Первоначальное название этого Таинства Благодарение — Евхаристия (греч.). Общественное богослужение, на котором совершается Евхаристия, называется литургией (от греч. литос — общественный и эргон — служба, дело). Литургию называют иногда обедней, так как ее положено совершать обыкновенно от рассвета до полудня, то есть в предобеденное время.

Порядок литургии такой: сначала приготовляются предметы для Таинства (Предложенные Дары), потом верующие готовятся к Таинству, наконец, совершается само Таинство и Причащение верующих.Таким образом, литургия делится на три части, которые называются:

  • Проскомидией
  • Литургией оглашенных
  • Литургией верных.

Проскомидия. Греческое слово проскомидия означает принесение. Так называется первая часть литургии в память об обычае первых христиан приносить с собой хлеб, вино и все нужное для службы. Поэтому и сам хлеб, употребляемый для совершения литургии, называется просфорой, то есть приношением.

Просфора должна быть круглой, и состоит она из двух частей, как образ двух природ во Христе — Божественной и человеческой. Просфора выпекается из пшеничного квасного хлеба без каких- либо добавлений, кроме соли.

На верхней части просфоры отпечатывается крест, а по его углам начальные буквы имени Спасителя:”IС ХС” и греческое слово “NI KА”, что вместе означает: Иисус Христос побеждает. Для совершения Таинства употребляется красное виноградное вино, чистое, без всяких добавок. Вино смешивается с водой в воспоминание о том, что из раны Спасителя на Кресте излились кровь и вода. Для проскомидии употребляется пять просфор в воспоминание о том, что Христос насытил пятью хлебами пять тысяч человек, но просфора, которая приготовляется для Причащения, одна из этих пяти, потому что один Христос, Спаситель и Бог. После того, как священник с диаконом совершат перед закрытыми Царскими Вратами входные молитвы и облачатся в священные одежды в алтаре, они подходят к жертвеннику. Священник берет первую (агничную) просфору и трижды делает на ней копием изображение креста, произнося:“В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа”. Из этой просфоры священник вырезает середину в форме куба. Эта кубическая часть просфоры называется Агнцем. Она кладется на дискос. Затем священник крестообразно надрезает с нижней стороны Агнец и протыкает его правую сторону копием.

После этого в чашу наливается вино, смешанное с водой.

Вторая просфора называется богородичной, из нее вынимается частица в честь Богородицы. Третья называется девятичинной, потому что из нее вынимается девять частиц в честь Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребренников, Иоакима и Анны — родителей Богородицы и святых храма, дневных святых, а также в честь того святителя, имени которого совершается литургия.

Из четвертой и пятой просфор вынимаются частицы за живых и умерших.

На проскомидии вынимаются также частицы из просфор, которые подаются верующими об упокоении и о здравии родных и близких.

Все эти частицы раскладываются в особом порядке на дискосе рядом с Агнцем. Закончив все действия по приготовлению к совершению литургии, священник ставит на дискос звездицу, покрывая его и чашу двумя небольшими покровами, а затем все вместе покрывает большим покровом, который называется воздух, и кадит Предложенные Дары, прося Господа благословить их, помянуть принесших эти Дары и тех, за кого они принесены. Во время совершения проскомидии в храме читаются 3-й и 6-й часы.

Литургия оглашенных. Вторая часть литургии называется литургией ”оглашенных”, потому что во время ее совершения могут присутствовать не только крещеные, но и готовящиеся к принятию этого таинства, то есть”оглашенные”.

Диакон, получив благословение от священника, выходит из алтаря на амвон и громко провозглашает:”Благослови, Владыко”, то есть благослови начать службу и участвовать в литургии собравшимся верующим.

Священник в первом своем возгласе прославляет Святую Троицу: “Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков”. Певчие поют “Аминь” и диакон произносит Великую ектению.

Хор поет антифоны, то есть псалмы, которые положено петь попеременно правым и левым хором.

Благословен еси, Господи
Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя, Имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа
и не забывай всех воздаяний Его: очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя,
избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Щедр и милостив, Господь. Долготерпелив и многомилостив. Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя Имя святое Его. Благословен еси Господи

и “Хвали,душе моя, Господа…”.
Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь.
Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения. Изыдет дух его и возвратится в землю свою: и той день погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помошник его, упование его на Господа Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них; хранящаго истину в век, творящего суд обидимым,дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя; Господь умудряет слепцы; Господь возводит низверженныя; Господь любит праведники;
Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет,и путь грешных погубит.

По окончании второго антифона поется песнь “Единородный Сыне…”. В этой песне изложено все учение Церкви об Иисусе Христе.

Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися
от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же за ны, Христе Боже, смертию смерть поправ, Един сый Святыя Троицы,прославляемый Отцу и Святому Духу,
спаси нас.

По-русски она звучит так: “Спаси нас, Единородный Сын и Слово Божие, Бессмертный, изволивший ради нашего спасения воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии, ставший человеком и не изменившийся, распятый и поправший смертию смерть, Христос Бог, один из Лиц Святой Троицы, прославляемый вместе с Отцом и Святым Духом”. После малой ектении хор поет третий антифон — евангельские “блаженства”. Царские Врата открываются для Малого входа.

Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
Блажнени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени плачущии, яко тии утешатся.
Блажени кротции, яко тии наследят землю.
Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради.
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

В конце пения священник с диаконом, который несет напрестольное Евангелие, выходит на амвон. Получив благословение от священника, диакон останавливается в Царских Вратах и, подняв вверх Евангелие, провозглашает:“Премудрость, прости”, то есть напоминает верующим, что скоро они услышат евангельское чтение, потому должны стоять прямо и со вниманием (прости — означает прямо).

Вход в алтарь священнослужителей с Евангелием называется Малым входом в отличие от Великого входа, который совершается позже на литургии верных. Малый вход напоминает верующим первое явление на проповедь Иисуса Христа. Хор поет “ Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти: аллилуиа”. После этого поются тропарь (воскресный, праздничный или святого) и другие песнопения. Затем поется Трисвятое: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды).

Читаются Апостол и Евангелие. При чтении Евангелия верующие стоят с наклоненными головами, с благоговением слушая святое благовестие.

После чтения Евангелия на сугубой ектении и ектении об умерших поминаются по записочкам родные и близкие молящихся в храме верующих.

За ними следует ектения об оглашенных. Словами “Оглашеннии, изыдите” литургия оглашенных заканчивается.

Литургия верных. Так называется третья часть литургии. На ней могут присутствовать только верные, то есть крещеные и не имеющие запрещений от священника или епископа. На литургии верных:

1) переносятся Дары с жертвенника на престол;
2) верующие готовятся к освящению Даров;
3) освящаются Дары;
4) верующие готовятся к Причащению и причащаются;
5) затем совершается благодарение за Причащение и отпуст.

После произнесения двух кратких ектений поется Херувимская песнь “Иже херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дароносимо чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа”. По-русски она читается так:“Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем ж



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: