Ф.И.ребенка _______________________________________________________
возраст: 8 лет Школа: _____________________ Класс: первый
Краткий анамнез раннего речевого развития: со слов мамы имело место более позднее начало речи. Речевое развитие протекало неравномерно, волнообразно, на фоне недостаточной речевой активности с преобладающим отставанием экспрессивной речи от импрессивной.
Речевая среда и социальные условия: В дошкольном периоде ребенок эпизодически посещал индивидуальные логопедические занятия в частном порядке, с минимальной положительной динамикой.
Общая и мелкая моторика: навыки работы с карандашом, ручкой, ножницами недостаточно развиты; объем движений ограничен, переключаемость крайне затрудненная, отмечается застревание на одном движении; движения нескоординированные, слабые, неточные (особая трудность – застегивание пуговиц, шнуровка). Имеется общая моторная неловкость.
Анатомическое строение органов артикуляции: нарушение зубного ряда, зубы вне челюстной дуги, отсутствующие зубы. Язык массивный, распластанный. Подъязычная связка – без особенностей.
Артикуляционный моторика: сниженный тонус в покое, сглаженность носогубных складок, при произвольных движениях и речевой нагрузке отмечается повышение тонуса мышц, синкинезии со стороны лицевой мускулатуры и мелкой моторики.
Устная речь:
Общее звучание речи: речь замедленная, неразборчивая, малопонятная, интонационно неоформленная. Голос тихий, слабый, маломодулированный.
Понимание речи: сформировано на бытовом уровне, имеет место недостаточное понимание интонационных модуляций в обращенной речи, оттенков значений, выражаемых с помощью приставок и суффиксов, лексического значения слов, выражающих эмоциональные состояния, логико-грамматических конструкций, сложных предлогов.
|
Звукопроизношение: нарушено полиморфно, имеются искажения, замены и смешения (усредненность гласных, замена ЦхС, ЦхТЬ ШхС, ЖхЗ, ЩхСЬ, ЧхТЬ,СЬ, ЛхВ или Й, ЛЬхЙ Р,РЬ – горловые, тотальное оглушение звонких согласных). Следует отметить выраженные трудности в формировании речевых навыков, автоматизации, дифференциации звуков в спонтанной речи.
Фонематическое восприятие: дифференциация звуков речи, не смешиваемых в произношении сохранена, смешиваемых в произношении – затруднена, дифференциация правильно и искаженно призносимых звуков не нарушена.
Звуковой анализ: недостаточно сформирован, особенно его сложные формы, затрудняется при определении места и последовательности звуков в слове на материале слов из 4-х и более звуков, выполняет задания с опорой на наглядность. Фонематический синтез недостаточен. Составляет слова лишь простой звуко-слоговой структуры. Фонематические представления недостаточно сформированы, с трудом подбирает слова с заданным звуком на определенном месте. Определение преобладающего звука в слове осуществляет, но в предложении тексте затрудняется.
Слоговая структура речи: ритмический рисунок простого по составу слова может воспроизвести правильно. При усложнении речевого материала допускает ошибки. Воспроизводит 3-4-хсложные слова с ошибками, сокращает количество слогов, упрощает структуру, пропускает, заменяет, переставляет звуки, слоги в словах как при изолированном произнесении, так и в составе предложений.
|
Активный словарь: ограничен бытовой лексикой, с преобладанием существительных и глаголов, незначительный объем прилагательных, наречий, категорий состояния. Отмечаются трудности подбора однокоренных слов и применения способов словообразования. Слов-обобщений также недостаточно, их количество ограничено бытовыми обобщающими понятиями.
Грамматический строй языка: предложение односоставное, простое нераспространенное. Аграмматизм грубый, проявляется как на уровне словоизменения, так на уровне словообразования, синтаксиса. Большое количество ошибок в использовании простых и сложных предлогов.
Связная речь: при составлении рассказа по серии картинок использует простую нераспространенную фразу, причинно-следственные связи устанавливает по наводящим вопросам, пересказывает фрагментарно, упуская существенные детали.
Письменная речь:
Письмо: формируется очень медленно, с многочисленными ошибками. При списывании механически копирует материал.
Чтение: формируется очень медленно, с многочисленными ошибками. Буквы забывает, путает их, звуко-буквенная соотнесенность неустойчивая. Длительное время (до конца апреля текущего года) не сливал звуки в слоги, «бухштабировал» слова. Затем аналогичные трудности стали проявляться при слиянии слогов в слова. Смысл прочитанного понимает по наводящим вопросам.
Заключение (предполагаемое): Выраженные трудности в овладении навыками чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью средств языка (звуковой и смысловой стороны).
Рекомендации: консультация врача-оториноляринголога, сурдолога с целью исключения слуховой дисфункции; консультация врача стоматолога-ортопеда с целью коррекции зубно-челюстной системы; организация единого речевого режима в школе и дома для закрепления полученных речевых навыков вне логопедического кабинета, продолжить систематические индивидуальные и групповые логопедические занятия во втором классе с целью коррекции имеющихся речевых нарушений.
Дата
Учитель-логопед /Ф.И.О./