ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ НАУЧНОГО АППАРАТА ИССЛЕДОВАНИЯ




№ п/п Наименование компонента научного аппарата Содержание Примеры формулировок
  Тема исследования и ее формулировка Выбор темы исследования осуществляется с учётом: а) акту­альности научной проблемы; б) научных и профессиональных инте­ресов исследователя; в) склонностей исследователя к тому или ино­му типу исследований, уровня его подготовленности и профиля об­разования, опыта трудовой деятельности; г) научных интересов ру­ководителя и направлений исследований научной школы, в рамках которой выполняется работа. Формулировка темы впоследствии, как правило, неодно­кратно уточняется вплоть до последних этапов, предшествующих представлению результатов исследования. Это естественный ход научного поиска. Сама формулировка темы должна быть проблемной, отра­жающей цель и предмет исследования. Например, "Формирование учебной деятельности младшего школьника: вероятностный под­ход". Здесь исследователь заявляет новое направление в формирова­нии учебной деятельности. Или "Формирование этической деятель­ности студента - будущего педагога" - здесь исследователем выде­лена новая, неизученная сторона профессиональной деятельности учителя — этическая деятельность. Формулировка темы должна быть достаточно конкретной, по возможности содержать небольшое количество слов, чтобы смысл темы воспринимался на слух.
  Обоснование актуальности темы исследования Выделяют несколько способов обоснования актуальности исследования: - выясняется по отдельным фактам состояние вопроса на практике и определяется тема; - анализируются данные специального обследования, вы­полненного самим автором или другими учеными: имеем факты - из них следует то-то; - выявляются причины, порождающие какой-либо резуль­тат. Например, как скажется внедрение компьютерного обучения на развитие интеллектуальной сферы школьников? Отсюда следует ак­туальность темы; - анализируются тенденции развития практики, ее нужды; - обоснование идет по линии выявления потребностей раз­вития, как практики, так и теории. Актуальность лучше доказывать по следующим четырем направлениям: во-первых, выясняется, существует ли потребность в данном исследо­вании у большинства людей; во-вторых, есть ли такая потребность у общества; в-третьих, рассматривается состояние практики: если есть потребность в чем-то, что необходимо выяснить, насколько удовле­творительно решается массовой практикой данный вопрос; в-четвертых, выясняется разработанность предполагаемого вопроса в теории. В сжатом изложении в разделе «Актуальность темы иссле­дования» показывается, какие задачи стоят перед практикой обуче­ния и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте избран­ного исследователем направления в конкретных социально-экономических условиях развития общества; что по крупному счёту (в самом общем конспективном изложении) сделано предшествен­никами, и что осталось нераскрытым, что предстоит сделать. На этой основе формируются противоречия. Научные теории развиваются в результате раскрытия и раз­решения противоречий, обнаруживающихся в предшествующих теориях или в практической деятельности людей. Различают проти­воречия: - внутри теории; - между теорией и практикой; - в практике обучения, воспитания, развития.   1) на основе изучения литературы мы обнаружили, что надо восполнить такой-то пробел; 2) вскрыть, что исследовано, а что не исследовано, и сделать вывод, что необходимо вести исследование дальше, но следует видеть, нужно ли оно для совершенствования объекта; 3) рассмотреть, с каких теоретических позиций решалась наша проблема до сих пор. Приходим к выводу, что можно решить ее с иных позиций, т.е. уви­деть устарелость некоторых идей и обосновать свою тему.  
  Проблема исследования Проблема - это: а) задача, препятствие; б) вопрос, решение которого представляет интерес (теоретический и практический). «Сущность проблемы - противоречие между установленны­ми фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объ­яснениями, интерпретациями фактов. Научная проблема не выдвига­ется произвольно, а является результатом глубокого изучения со­стояния практики и научной литературы... » (Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М: Изд. центр «Академия», 2003. - С. 52). В основе всякой проблемы лежит противоречие между тем, что есть, и тем, чего человек хочет добиться. "Ситуация разрыва" между целями и средствами - вот что порождает проблему. Пробле­ма возникает там, где назревшие вопросы остаются без ответа. Проблема, как известно, - это вопрос науки, для решения которого на­зрели объективные возможности. Проблема - это не просто вопрос, а такой вопрос, для ответа на который в предшествующем знании нет готовых средств. Проблема есть методологический прием не только постановки вопроса, но и поисков его решения. В сфере познания сердцевину проблемы образует противоречие между знанием и не­знанием, между теорией и практикой в конкретный момент. Проблема в исследовании формулируется в виде вопроса, например,: какие условия необходимы для развития аналитических умений у будущих педагогов? какие средства обеспечат формирова­ние профессиональной идентичности у будущих офицеров?  
  Объект исследования Под объектом исследованияпонимается ре­альность, воспринимаемая через призму накопленных наукой зна­ний.   Объектом психолого-педагогической науки являются процессы развития, формирования свойств личности, учебно-воспитательный, управленческий процессы, процессы психолого-педагогического сопровождения развития ребенка и другие, связи, отношения, свой­ства явления.
  Предмет исследования это аспект, сторона, с которой исследователь познает объект. Один и тот же объект может изучать­ся с разных сторон. Предмет исследования есть не просто сторона объекта, а сторона, отражающая целостные свойства объекта, то есть изменение предмета влечет за собою изменения объекта и наоборот. Например, в процессе обучения можно выделить содержательную, процессуальную, организационную, мотивационную стороны. Есте­ственно, изменение, допустим, процессуальной стороны (привнесе­ние новых методов обучения, новых технологий) приведет к измене­нию всего процесса обучения. Предмет - это та область объекта, из которой вычерпывается новое знание, ищутся закономерности и пр. Главное назначение предмета состоит в том, чтобы выделить такую сторону объекта ис­следования, познание которой обеспечит совершенствование объек­та в целом. Часто предмет исследования совпадает с темой исследования либо близок к нему по звучанию. Предметом психолого-педагогического исследования, например, могут быть: прогнозиро­вание, диагностика, мониторинг, механизмы, тенденции развития; содержание образования; формы и методы педагогической деятель­ности; диагностика учебно-воспитательного процесса; пути, усло­вия, факторы совершенствования обучения и воспитания; характер психолого-педагогических требований и взаимодействия между пе­дагогами и учащимися; особенности и тенденции развития педаго­гической науки и практики; педагогические взаимоотношения и др.
  Цель исследования это то, что в самом общем виде нуж­но достигнуть в итоге работы над диссертацией. В некоторых дис­сертационных советах принято, чтобы диссертант формулировал объект и предмет исследования после его цели. Думается, это не со­всем правильно — цель деятельности можно ставить лишь на кон­кретном объекте, предмете. Цель исследования - это то, что намерены достигнуть в ре­зультате исследования.   а) разработка новых методик, технологий, содержания вос­питания и обучения; б) определение путей, средств, условий совершенствования управления учебно-воспитательным процессом; в) определение форм и методов работы детских и молодеж­ных организаций; г) разработка новых теоретических и практических положе­ний, которые стимулируют развитие нового содержания, форм, ме­тодов образования; д) разработка модели педагогического явления; е) теоретическое обоснование явления и др.
  Задачи исследования Важным этапом исследования является конкретизация об­щей цели системой задач. Задача представляет собой этап, звено достижения цели. Задачи исследования — частные, относительно самостоятельные по отношению к общей цели. Научной, по опреде­лению А.И. Ракитова, считается задача, в результате решения кото­рой происходит: - создание научной теории; - получение новых знаний в рамках существующей теории; - создание новых научных правил (быть может, метода це­ликом); - получение эмпирических знаний. Необходимо различать научные и ненаучные (процессуальные) задачи. Формулировки научных задач начинаются, как прави­ло, со слов: выявить, обосновать, разработать, определить, рас­крыть и т.п. Формулировки процессуальных задач начинаются со слов: проанализировать, провести, изучить, систематизировать и т.д. Процессуальные задачи носят вспомогательный характер, они необходимы, так как помогают решать научные задачи. Например, если исследователь поставил задачу изучить литературу по своей проблеме, то он, конечно, продвинется в решении этой проблемы, станет более осведомленным в каких-то вопросах, но сама наука от решения этой задачи еще не получит новых знаний. Таким образом, можно условно представить два подхода к определению задач. I. Задачи формулируются как самостоятельно законченные этапы исследования, например: - изучить литературу по проблеме; - провести теоретический анализ проблемы; - разработать модель изучаемого явления; - экспериментально проверить эффективность данной моде­ли. II. Задачи формулируются как решение подпроблем, напри­мер: - определить основные характеристики данного педагоги­ческого явления; - охарактеризовать процесс развития данного явления; - разработать и обосновать критерии развития явления; - выявить условия эффективности развития явления; - разработать программу, систему средств, обеспечиваю­щих эффективность развития явления. При описании научного аппарата исследования правильнее использовать второй вариант формулировки задач.  
  Гипотеза Функция гипотезы - служить средст­вом разрешения противоречия теории и практики. Для исследовате­ля "гораздо выгоднее работать с плохими гипотезами, чем вовсе без гипотез, когда неизвестно, что надо проверять" (Н.К. Кольцов). Знание существует в виде двух подсистем: знания достовер­ные и вероятные. К первым относятся теории, ко вторым — гипоте­зы. В первоначальном значении слово "гипотеза" означало недо­казанное утверждение: условие, принимаемое с целью последующе­го доказательства. Гипотеза - это научно обоснованное предположе­ние. Д.И. Менделеев говорил: "Гипотезы - это тот компас, которым исследователь должен руководствоваться, чтобы не заблудиться в лесу фактов и океане мысли". Задача применения гипотезы - под­няться выше имеющегося в наличии уровня знаний. В гипотезе не­обходимо показать то, что не очевидно в объекте и предмете, что исследователь видит в нем такого, чего не видят другие. Во всяком случае, то, что и так всем очевидно, что не требует доказательства -не является гипотезой. Гипотеза - предположение, которое следует подтвердить или опровергнуть. Чтобы разработать гипотезу, необходимо теоретиче­ское изучение проблемы, знание сути проблемы, поэтому гипотеза уточняется по ходу работы. Гипотеза выступает в роли предположительного решения проблемы, основная идея - предположительный ответ на централь­ный вопрос проблемы. Основная функция системы высказываний в гипотезе заключается в раскрытии, развертывании и обосновании идеи. Возможны три типа гипотез. Первый тип - описательные ги­потезы, в которых описываются причины и возможные следствия. Второй тип - объяснительные: в них дается объяснение возможным следствиям из определенных причин, а также характеризуются усло­вия, при которых эти следствия обязательно последуют, т.е. объяс­няется, в силу каких факторов и условий будет данное следствие. Описательные гипотезы не обладают предвидением, а объяснитель­ные обладают таким свойством. Выделяют также прогностическую гипотезу, которая, как считают А. И. Кочетов, Н. И. Агузов и др., делают допущения о возможном позитивном развитии явления, о трудностях и опасностях, которые могут возникнуть на практике при реализации идей исследования. Процесс образования гипотезы: - открытие какого-либо явления, которое пока невозможно объяснить; - всестороннее его изучение; - формулирование гипотезы как научного предположения о причинах, связях и пр.; - определение следствий, логически вытекающих из пред­полагаемой причины, если бы причина уже в действительности была найдена; - проверка того, насколько следствия соответствуют фактам действительности. Чтобы иметь право именоваться научной, гипотеза должна соответствовать определенным требованиям: - принципиальная проверяемость предположений гипотезы (ее максимальная общность выводится из более широкого класса явлений); - обязательное обладание предсказательной силой; - принципиальная (логическая) простота; - преемственная связь выдвигаемой гипотезы с предшест­вующим знанием. Как уже говорилось, гипотеза — это предположение, истин­ное значение которого не очевидно, т.е. требует доказательства. Во многих же исследованиях положения раздела, который назван «ги­потеза», носит совершенно очевидный характер, и, если в них вы­членить суть, звучать они будут одинаково: «если хорошо учить, воспитывать, то и результаты обучения, воспитания будут хороши­ми».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: