Эмоциональный настрой
Слайд 1
Самый лучший день - сегодня.
Самый лучший отдых – работа.
Самая большая потребность - общение.
Самое большое богатство - здоровье.
Самый большой дар - любовь.
Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.
Запомни: от светлых улыбок твоих
Зависит не только твоё настроенье,
Но тысячу раз настроенье других.
Целевая установка и определение темы.
- Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего классного часа, я хочу рассказать вам об одном случае, который наблюдала в нашей школе. (Инсценировка)
Дело было так.
На перемене два мальчика зашли в класс и увидели за своей партой не два стула, а один. Тот мальчик, который был пошустрее, подбежал, схватил стул, сел на него и сказал своему соседу по парте: «Это мой стул. А ты сходи и поищи себе другой».«Нет, это мой стул!» - крикнул второй мальчик и ударил одноклассника.Тот, сжав кулаки, тоже бросился на товарища.
- Что же произошло между мальчиками?
(Спор, ссора, драка, конфликт).
- Правильно, произошел конфликт.
Ребята, сможете ли вы теперь назвать тему нашего классного часа?
(На экране выставляется тема «Конфликты»).
Работа над темой
КОНФЛИКТ (ПОНЯТИЯ, СИНОНИМЫ)
- А как вы думаете, что обозначает слово «конфликт»?
Слайд 2
«Конфликт – это столкновение, серьёзное разногласие, спор».
Карточка 1
Определи синонимы
противостояние
гармония
ссора
примирение
противоречие
единство
- Ребята, а как вы думаете, часто ли происходят конфликты между людьми? (Ответы детей) Кто наблюдал конфликты? А кто был участником конфликтной ситуации?
В чём же вред конфликтов?
- От конфликтов страдает достоинство человека.
- На каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний.
- Страдает физическое здоровье – поражаются нервы, сердце, сосуды.
Поэтому, правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, нервы, сделает счастливее не только вас, но и окружающих вас людей.
|
ПРИЧИНЫКОНФЛИКТОВ
Вернемся к случаю о мальчиках.
А) Какую цель преследовал каждый из мальчиков?
Б) Из-за чего возник конфликт?
В) Почему же все-таки возник конфликт?
Г) Главное, чего не смогли сделать мальчики? (Понять друг друга и договориться).
Причины конфликтов (работа в четверках, ситуация на выбор)
Проанализируйте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками?
А) Ситуация № 1
– Петя, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Сережа.
- Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Петя и убежал.
А Сережа даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу.
Б) Ситуация № 2
На соревнованиях мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.
В) Ситуация № 3
Семенов прислал мне записку: "Корова",
А я написала: "Семенов — козел!"
Он — новое слово, я — новое слово.
Но тут к нам учитель как раз подошел.
Пал Палыч ругал нас не очень сурово,
Но только сказал, выводя за порог:
— Как только в людей превратитесь вы снова,
Тогда приходите опять на урок!
Слайд 3
Выводы:
- Как вы считаете, почему возник конфликт? В чем причина? (Ответы детей).
- неумение слушать,
|
- непонимание;
- несдержанность.
- неуважение к другим людям;
- неумение общаться;
- разница чувств и состояний;
- незнания правил и норм поведения, законов.
У нас в классе тоже иногда возникают конфликтные ситуации. Давайте вспомним, что послужило причиной той или иной ссоры. Для этого я предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске –
“У меня причиной конфликта было то, что….”. (Дети называют свои предложения)
РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ
- А сейчас мы с вами попытаемся узнать, можно ли разрешать конфликты и как это делается?
- Для этого посмотрите на доску и скажите, что изображено на рисунке? (Вывешивается плакат с рисунком тучи).
-Как вы думаете, что может предвещать эта туча? (Ответы детей).
Правильно, туча может разразиться громом, молнией, а может из-за тучи выглянуть яркое солнышко. (Выставляется рисунок молнии в виде стрелы и солнышка).
- Так и конфликты могут разрешиться положительно и отрицательно.
Теперь, когда вы знаете, что такое конфликт, умеете анализировать и определять причины конфликтов, то, наверное, сможете назвать и способы их разрешения.
Оценить и соотнести слова -/+
(На доске прикрепляется плакат со словами: уступать, разгневаться, промолчать, договориться, ударить, упрямиться, понять).
Слайд 4
. Выход из конфликта:
- найти в себе силы и уклониться от спора или прервать конфликтную ситуацию, выйти из конфликта первым;
- найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте;
- найти компромисс спорного вопроса;
- подчиниться, принять правила или точку зрения конфликтующей стороны;
- понять другого и конфликт мягко перевести в переговоры
Но многое зависит от тебя …
|
Слайд 5
Когда ты очень раздражен, разгневан…
Дай себе минуту на размышление и, что бы ни произошло, не бросайся сразу "в бой".
Сосчитай до десяти, сконцентрируй внимание на своем дыхании.
Попробуй улыбнуться и удержи улыбку несколько минут.
Если не удается справиться с раздражением, уйди и побудь наедине с собой некоторое время.
Работа в парах.
Задание: Подумайте и напишите, какие факторы помогают общаться без конфликтов.
Слайд 6
Пожелания и памятка для учащихся:
1. Чаще говорите вежливые слова.
2. Говорите всегда правду. Ложь не красит человека.
3.Будьте естественны в общении.
4.Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес.
5.Не перебивайте старших.
6. Не загрязняйте свою речь нецензурными словами.
7. Никогда не оправдывайте себя. (Меня не понимают, не ценят).
8. Помните, по своей природе общение-это ежедневный труд.
4. Итог
Предлагаю поделиться впечатлениями о том, изменилось ли что-то в ваших взглядах на конфликт.
- На столах у вас сердечки. Подарите их тому, кого вы обидели и попросите прощения за этот случай.
Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.
Запомни: от светлых улыбок твоих
Зависит не только твоё настроенье,
Но тысячу раз настроенье других.