Первичные баллы 0–11 12–17 18–23 24–28
1 вариант
Рассмотрите фотографии с изображением представителей различных объектов природы.
1.1. Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: бактерии, растения, грибы.
А Б В
1.2. Два из изображённых на фотографиях объекта объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Ответ. ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
1.3. В приведённом ниже списке даны характеристики объектов живой природы. Все они, за исключением одной, относятся к характеристикам объекта, изображённого в задании 1.1 под буквой А. Выпишите эту характеристику, которая «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Неограниченный рост, активный образ жизни, клеточное строение, половое и бесполое размножение
Ответ: ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
2.1. Все живые клетки яблони активно поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.
Дыхание, питание, рост, плодоношение.
Ответ: ______________________________
2.2. В чём заключается значение этого процесса в жизни растения?
Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________
3.1. Выберите из приведённого ниже списка два примера оборудования, которые следует использовать для наблюдения за ростом растения в лаборатории.
Список приборов:
1) микроскоп
2) пинцет
3) комнатный термометр
4) бинокль
5) линейка
Запишите в таблицу номера выбранных примеров оборудования.
Ответ:______________________________
3.2. Знаниями в области какой биологической науки вы воспользуетесь, проводя такое наблюдение?
|
Ответ: ______________________________
4.1. Кирилл на уроке изучал устройство микроскопа и делал
соответствующие подписи к рисунку. Какую деталь микроскопа он на рисунке обозначил буквой А?
Ответ: ______________________________
4.2. Какую функцию выполняет эта часть микроскопа при работе с ним?
Ответ: ______________________________
4.3. Кирилл рассмотрела кожицу лука под микроскопом, на котором
было указано:
– увеличение окуляра – 8;
– увеличение объектива – 20.
Какое общее увеличение даёт данный микроскоп?
Ответ: ______________________________
5. Анна и Владимир собрали и подготовили для
гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий
положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу
слова из предложенного списка в такой
последовательности, чтобы получился «паспорт» растения, изображённого на фотографии.
Список слов:
1) Покрытосеменные (цветковые)
2) Ландыш майский
3) Ландыш
4) Растения
Царство | Отдел | Род | Вид |
6. На графике показан рост древесного растения умеренного климата в течение нескольких лет.
6.1. Определите максимальную высоту растения на пятый год жизни.
Ответ: __________________________________________________________________
6.2. Как можно объяснить наличие периодов в жизни растения, когда процесс его роста в высоту резко увеличивался? Ответ: __________________________________________________________________
ИЛИ
6. На карте Земли показаны территории обитания воробьев. В Евразии воробьи обитали всегда, на другие континенты заселились с помощью человека.
|
6.1. На какой материке западного полушария территория обитания воробьёв наибольшая?
Ответ: ____________________________________________________________
6.2. Как можно объяснить широкое распространение воробьёв по всем материкам?
Ответ: ____________________________________________________________
7. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Сибирский бурундук – зверёк немного мельче белки, с пушистым рыжевато-серым мехом и пятью чёрными полосами вдоль спинки. (2)Уши у него небольшие, без кисточек, хорошо развиты защёчные мешки, которые открываются в уголках рта. (3)В них бурундук переносит кедровые орешки, семена и зёрна в кладовую камеру своей норы. (4)Весной у самки появляются четыре-пять голых слепых детёныша, которых она кормит молоком, согревает и защищает от врагов. (5)К осени молодые бурундуки становятся самостоятельными и каждый строит себе нору. (6)Бурундуки играют большую роль в лесном хозяйстве, способствуя распространению многих лесных растений.
7.1. В каких трёх предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что сибирского бурундука относят к группе млекопитающих? Запишите номера выбранных предложений.
7.2. Сделайте описание бобра по следующему плану.
А) В сравнении с бурундуком бобр крупнее/мельче.
Ответ: ________________________________
Б) Где бобр обитает?
Ответ: ________________________________
В) Чем бобр питается?
Ответ: _______________________________
8. Заполните пустые ячейки на схеме, выбрав необходимые слова из приведённого списка.
Северный олень, тайга, саксаул, песец, ель, тундра, карликовая берёза, морошка, глухарь.
|
9. Как Вы думаете, какое правило устанавливается изображённым на рисунке знаком?
Напишите в ответе это правило и укажите место, где можно встретить такой знак.
Ответ: ________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
10.
На фотографии изображён представитель одной из профессий, связанных с биологией. Определите эту профессию.
Ответ: _________________________________
Напишите, какую работу выполняют люди этой профессии. Чем эта работа полезна обществу?
Ответ: _________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________