Теоретическое обучение 10 класс




1. Социальная реабилитация: понятие, содержание, принципы, виды.

Социальная реабилитация определяется как комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменением социального статуса (по жилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные и некоторые др.), девиантным поведением личности (несовершеннолетние, лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, освободившиеся из мест заключения и др.).

Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной не зависимости.

Основными принципами социальной реабилитации являются: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий, непрерывность и поэтапность их проведения, системность и комплексность, индивидуальный подход.

Суверенитет потребителя. Человек, имеющий инвалидность, — основной потребитель социальных служб и является главным защитником своих интересов. Он должен быть допущен к прямому участию в решении социальных проблем, связанных с инвалидностью.

Самоопределение. Люди, имеющие инвалидность, должны в первую очередь опираться на свои способности и умения, для того чтобы добиться прав и привилегий, на которые они претендуют.

Политические и экономические права. Люди, имеющие инвалидность, должны получить право участвовать в политической и экономической жизни общества.

К числу важнейших относится также принцип неразрывной связи индивида с ограниченными возможностями и социальной среды. Одним из основополагающих является принцип изучения и сохранения семейных и социальных связей инвалида, ибо для каждого индивида его семья должна являться наиболее совершенной и функциональной социализирующей и реабилитирующей средой.

Чрезвычайно важен принцип комплексности и последовательности реабилитационных мероприятий, поскольку отдельные несистематизированные меры могут не принести полноценного положительного результата или даже в редких случаях сказаться негативно.

Ведущим в наших условиях должен оставаться принцип государственных социальных гарантий для инвалидов. Начальным звеном системы общей реабилитации инвалидов является медицинская реабилитация, которая представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замещение утраченных органов, приостановление прогрессирования заболеваний. Медицинская реабилитация неразрывна с лечебным процессом. Кроме того, психологическая реабилитация является самостоятельным направлением реабилитационной деятельности, направленным на преодоление страха перед действительностью, изживание социально-психологического комплекса «калеки», укрепление активной, деятельной личностной позиции.

Педагогическая реабилитация включает в себя, в первую очередь, мероприятия воспитательного и обучающего характера в отношении несовершеннолетних инвалидов, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел по возможности знаниями, умениями и навыками самоконтроля и осознанного поведения, самообслуживания, получил необходимый уровень общего или дополнительное школьное образование. Социальная реабилитация инвалидов, что подразумевает деятельность по социально-бытовой адаптации и социально-средовой реабилитации. Необходимость социалъно-средовой реабилитации лиц с утраченными функциями обусловлена тем, что инвалидность приводит к значительному числу ограничений в возрасте.

Социально-трудовая адаптация инвалидов включает в себя также направленный к единой цели комплекс мероприятий: приспособление производственной среды к нуждам и потребностям инвалида, адаптацию инвалида к требованиям производства.

Одним из перспективных направлений реабилитации является обучение и переобучение инвалидов, предоставление им в процессе переподготовки новой профессии или специальности, обучение навыкам работы по прежней специальности в условиях утраты ряда возможностей или функций.

Профориентация и профессиональное обучение инвалидов строится на основе углубленной профессиональной диагностики их в процессе взросления (для детей-инвалидов) или после завершения медицинской реабилитации (для взрослых инвалидов). Разрабатываются показания к тем профессиями, которыми могут заниматься инвалиды. Развитие информационно-компьютерных технологий раскрывает новые возможности обеспечения трудовой занятости инвалидов — с использованием возможностей высококвалифицированного надомного труда, удаленного доступа и т. д.

Еще одним ресурсом расширения возможностей социально-трудовой реабилитации инвалидов является сфера творческих занятий. Несмотря на двигательные или даже интеллектуальные ограничения, творческий реабилитационный потенциал как юных, так и взрослых инвалидов может быть довольно значительным (не говоря уже о лицах с психическими проблемами, которые иногда несут в себе настоящую талантливость).

Образовательная реабилитация инвалидов — сложный комплекс, который включает в себя процессы получения инвалидами необходимого общего образования, при необходимости — различных уровней и видов специального или дополнительного образования, профессиональной переподготовки для получения новой профессии. Образовательная реабилитация частично перекрывается педагогической, однако социальный смысл этого явления шире.

Социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, так как удовлетворяет блокированную у инвалидов потребность в информации, в получении социально-культурных услуг, в доступных видах творчества, даже если они не приносят никакого материального вознаграждения.

В качестве элемента социокультурной реабилитации можно рассматривать спортивную реабилитацию инвалидов, в которой особенно сильны механизмы соперничества, действующие также зачастую в сфере творческой реабилитации. Помимо общего оздоравливающего воздействия, занятия спортом и участие в специальных соревнованиях для инвалидов повышают степень координации движений, развивают общение, воспитывают командные навыки.

Коммуникативная реабилитация направление деятельности, которое нацелено на восстановление непосредственных социальных взаимодействий инвалида, укрепление его социальной сети. В рамках этой деятельности происходит обучение инвалида навыкам общения в новых для него условиях нарушения ряда функций. На основе складывания адекватной, но благоприятной самооценки инвалид должен сформировать новый образ «Я» и положительно окрашенную картину мира, что воспрепятствует негативным эмоциональным реакциям в общении с другими людьми.

Социальная реабилитация как восстановление способности к социальному функционированию по общему правилу возможна лишь в том случае и в той степени, в которой индивид обладал такой способностью до инвалидности. Социальная реабилитация — процесс, который имеет начало, но не имеет конца. Завершение выполнения индивидуальной реабилитационной программы вовсе не означает, что структуры социальной помощи могут ограничиться только материальной поддержкой инвалида, выплатой пенсий и пособий. Социальный патронаж лица с ограниченными возможностями, известный уровень социального надзора и контроля за ним необходимы и на последующих этапах его существования с целью своевременного оказания помощи при необходимости и предотвращения негативной динамики процессов.

Вся деятельность по социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями, будучи системной и комплексной, может осуществляться со всей совокупностью органов и учреждений социальной сферы, прежде всего на региональном уровне, вне зависимости от их принадлежности к системе социальной защиты, здравоохранения, образования, занятости, культуры и спорта и т. д. Межведомственная координация в этом направлении социальной деятельности является особенно необходимой; обеспечение этой координации входит в функции органов государственного управления на уровне территории.

  1. Социальная геронтология. Причины ухудшения положения пожилых людей в современном обществе.

Социальная геронтология - это область геронтологии, изучающая демографические, социально-экономические,социально-гигиенические,социально-психологические и социально-этические проблемы пожилых людей: образ жизни пожилых людей, способы их социальной адаптации к новым условиям в связи с выходом на пенсию, перемены в их социальном статусе и престиже, материальном и семейном положении, социальной роли и т. д.

Большую роль в нарушении здоровья и последующей беспомощности в старости играют болезни, приобретенные в среднем и даже

молодом возрасте, недостаточно активно леченные, принявшие хронический характер. Первостепенное значение в формировании здоровья имеют факторы риска.

Данные о заболеваемости населения показывают, что первое место среди факторов риска занимает образ жизни, более того, от него здоровье непосредственно зависит. Доля факторов образа жизни превышает половину всех воздействий (70 %). Примерно по 20 % занимают наследственные факторы и загрязнение окружающей среды и примерно 10 % приходится на работу органов и учреждений здравоохранения. Так, например, на первом месте среди основных причин заболеваемости раком, по данным английских исследователей, стоит неправильное питание.

Наиболее значимыми факторами риска преждевременного старения человека являются:

ü повышенное содержание жира и избыточный вес;

✓✓ табакокурение;

✓✓ злоупотребление спиртными напитками;

✓✓ гиподинамия (недостаток двигательной активности);

✓✓ социально-психологическая неадекватность;

✓✓ стресс;

✓✓ дезинтеграция личности;

✓✓ социальное и экономическое ограничения;

✓✓ сужение круга общения.

 

  1. Функции социальной геронтологии. Понятия «старость» и «старение». Различия понятий. Роль и место старости в онтогенезе человека

Функции социальной геронтологии — это основные социальныероли, которые она выполняет при решении своих основных задач:

-изучение закономерностей демографических сдвигов в стране;

-выявление и анализ социальных и экономических последствий старения населения, причин относительно низкой продолжительности жизни и высокой смертности людей предпенсионного и пенсионного возраста;

-решение проблем повышения качества жизни старых людей, распределения части национального дохода в их пользу, развития для них служб здоровья, изменения пенсионного законодательства, предоставления пенсионерам возможности трудиться;

-создание оптимального уклада семейной и общественной жизни, чтобы в нем нашлось достойное место для старых людей.

Старость — естественный и закономерный период индивидуального возрастного биопсихосоциального развития, характеризующий последнюю (завершающую) фазу человеческой жизни. Старость, являясь заключительным этапом старения, обусловлена преимущественно нарастающей функциональной недостаточностью вследствие внутренних и внешних воздействий, которым человек подвергался в процессе своего развития и последующей жизни.

Старение — многозвеньевой постоянно развивающийся (беспрерывный), нарастающий во времени, поступательный (необратимый) разрушительный процесс, который приводит к сокращению приспособительных возможностей организма и увеличению вероятности смерти.

Возраст — это многокомпонентная характеристика жизни организма, в которой выделяют хронологический, биологический, психологический и социальный аспекты.

Возраст хронологический (паспортный, или календарный) — это возраст, в котором отражается период времени от момента рождения организма до настоящего или любого другого момента его исчисления. Хронологический возраст имеет четкие градации во времени — день, месяц, год. Хотя это понятие и связано с представлением об «усредненных» признаках биологического состояния организма, биологические особенности конкретного организма при этом не учитываются.

Возраст биологический (анатомо-физиологический) характеризует биологическое состояние организма в процессе его биологической эволюции (рост, развитие, созревание и старение). Категория биологического возраста принята для оценки темпов старения. Биологический (функциональный) возраст — это совокупность индивидуальных морфофункциональных признаков конкретного человека по сравнению с соответствующими признаками большинства практически здоровых людей того же возраста.

Психологический возраст, под которым понимают основные закономерности психического развития человека, его эмоциональное самоощущение своего места в возрастной структуре. Так, будучи молодым, человек может ощущать себя либо соответственно своему хронологическому возрасту, либо моложе («ребенком») или старше («пожилым»). Иными словами, психологический возраст — это возраст, который в себе чувствует сам человек.

Социальный возраст — это индивидуальные границы социального становления личности, например, социальная зрелость, социальная старость. Социальный возраст начинается со времени становления человека личностью, когда он становится ответственным и сознательным субъектом социальной жизни. Социальная старость начинается в тот момент, когда указанные качества начинают угасать либо утрачиваются. Так, например, социальная старость у многих людей начинается с момента, когда они перестают работать (уходят на пенсию или в отставку), переходят с руководящих должностей на рядовую работу; перестают быть детьми (хоронят своих родителей); теряют здоровье и трудоспособность (им зачастую трудно выполнять даже простую работу по дому); перестают путешествовать (нет сил и желания); смиряются с неизбежностью и близостью смерти и т. п.

Различают следующие возрастные периоды взрослого человека:

I. Юношеский возраст: от 17 до 21 года у мужчин; от 16 до 20 лет у женщин.

II. Зрелый возраст: от 21 до 60 лет у мужчин; от 20 до 55 у женщин.

III. Пожилой возраст: от 55–60 до 75 лет у мужчин и женщин.

65-летний рубеж нередко выделяется особо, так как во многих странах это возраст выхода на пенсию.

IV. Старческий возраст: после 75 лет у мужчин и женщин (люди в возрасте старше 90 лет относятся к долгожителям).

Продолжительность жизни зависит от социального и биологического факторов.

К социальным факторам относятся:

-характер труда;

-уровень обеспеченности материальными благами и медицинским обслуживанием;

-жилищные условия;

-взаимоотношения личности и общества;

-реалистичность оценки своих возможностей;

-адекватность выбора социальных ролей и собственного места в обществе.

Отмечено, что с ростом цивилизованных форм жизни ее средняя продолжительность постепенно возрастает. Удельный вес пожилых людей более высок, как правило, в развитых странах, а также в крупных и крупнейших городах.

К биологическим факторам относятся:

-пол (во всех странах мира продолжительность жизни женщин больше, чем у мужчин);

-характер наследственности (генетический код);

-благоприятные (или неблагоприятные) задатки;

-природно-климатические условия среды обитания;

-экологическое благополучие, влияние солнечной радиации и т. п.

  1. Новые формы социальной работы с пожилыми и старыми людьми в Беларуси.

Основными направлениями социальной работы с пожилыми людьми в условиях современного общества являются:

- социальная поддержка;

- социальная помощь;

Социальная поддержка, при этом, направлена на создание условий и

возможностей, необходимых для самореализации пожилого человека в новом социально-демографическом качестве.

Основными формами социальной поддержки пожилых людей являются:

- совершенствование и развитие системы пенсионного обеспечения и пенсионного обслуживания, в том числе, негосударственных пенсионных фондов;

- совершенствование системы пенсионного законодательства и системы социальной поддержки и помощи пожилым людям в масштабах всего общества;

- обеспечение и развитие трудовой занятости пожилых людей, с учётом их возможностей и способностей и при условии контроля за соблюдением их прав со стороны работодателей;

- создание и развитие системы учреждений для самореализации пожилых людей и их самоутверждения в новом социальном качестве (клубы, кооперативы, общественные организации и союзы);

- адресная социальная поддержка одиноких пожилых людей и пожилых супружеских пар;

- формирование в обществе должного отношения к пожилым людям на всех уровнях его организации.

Социальная помощь - это деятельность по полному или частичному решению ряда социальных проблем пожилого человека соответствующими организациями, учреждениями и специалистами. Для её реализации применяются следующие основные формы социальной помощи пожилым людям.

1. Социальное обслуживание, то есть, обеспечение пожилого человека всем необходимым в денежной или натуральной форме, в виде конкретных услуг. Оно может осуществляться на дому, в домах и Центрах дневного пребывания или в условиях стационара и быть срочным, единовременным, решающим какую-либо насущную проблему, или систематическим, осуществляющимся на длительной или постоянной основе.

2. Социальные услуги, представляющие собой конкретизацию системы социального обслуживания на индивидуальном, личностном уровне. Чаще всего, пожилые люди нуждаются в таких социальных услугах как социально-медицинские, социально-бытовые, социально-правовые или социально-психологические.

Виды и формы социальной помощи, направленные на сохранение семьи, решение ее проблем, можно подразделить на экстренные, направленные на выживание семьи. Социальная работа, направленная на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.

  1. Социальное консультирование и посредничество как технологии социальной работы

Большое место в деятельности специалиста социальной работы занимает консультирование.

Консультирование — это вид социальной работы, в ходе которого специалист социальной работы помогает клиенту изучить и понять суть существующей проблемы и предложить различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения. Консультирование как технологический способ решения социальных задач — это процедура, часто используемая в социальной работе с целью ориентации граждан, отдельных лиц, семей, групп, общин путем советов, указания на альтернативные формы оказания помощи, в определении целей и обеспечении необходимой информацией.

Виды консультативной помощи:

- Контактное консультирование проводится в ходе непосредственного общения специалиста с клиентом.

- Конкретное консультирование осуществляется в тех случаях, когда речь идет о какой-либо проблеме человека, группы, семьи и т.д.

- Программное консультирование — это двусторонний процесс решения проблем, в ходе которого консультант помогает учреждению или организации объективно проанализировать их деятельность, повысить качество оказываемых социальных услуг.

- Дистантное (заочное) консультирование предполагает общение с клиентом по телефону или посредством переписки.

Социальное консультирование может проводиться в индивидуальной и групповой формах.

Организационно в посреднической деятельности социального работника можно выделить три этапа:

1. определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения;

2. оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему;

3.помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением.

Для повышения эффективности посреднической деятельности социальный работник использует ряд приёмов – 1. выписка для клиентов самых необходимых данных об организации или учреждении: их адрес и номер телефона, фамилию, имя, отчество специалиста (если это возможно), разъяснения пути следования и подходящего транспорта. Важно четко и ясно объяснить, что именно клиент может ожидать в этом учреждении. Инициатива установления контакта с учреждением (дом-интернат, лечебное учреждение и т.д.), договоренность о встрече и проведение самой встречи остаются за клиентом. 2. оформление сопроводительного письма в организацию. В этом случае клиент имеет на руках ясное описание причин и цели обращения в учреждение, а учреждение — четкое представление о том, что ожидает от него клиент.

Технология консультирования очень близка технологии посреднической деятельности социального работника. Посредничество — одна из функций социальной работы. Существуют определенные организационные, методические, психологические и нравственные условия, при которых возможно посредничество и обеспечение результативности совместных действий.

Социальный работник в силу характера своей деятельности объективно выступает в роли посредника между государством или общественными организациями, представителем которых он чаще всего является и клиентом, которому необходима социальная помощь в решении той или иной проблемы.

Посреднические услуги могут быть сгруппированы по таким направлениям, как:

- посредничество между государством, организацией, учреждением и клиентом;

- между организациями и учреждениями;

- между специалистами разной ведомственной подчиненности;

- между клиентами социальных групп и институтов

- межличностное посредничество.

Организационно в посреднической деятельности социального работника можно выделить три этапа:

1. определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения;

2. оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему;

3.помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: