Культура России в конце XX начале XXI вв.




В конце XX в., с крушением СССР в России под влиянием процесса глобализации начинают формироваться новые веяния в культуре. Помимо новых веяний в живописи, кинематографе, литературе и т.д. возникают и новые направления в так называемой гражданской культуре, которые определяли новые мотивы поведения гражданского общества в России и различные способы выражения позиций граждан по тому или иному вопросу.

Возникновение первых альтернативных общественно-политических ассоциаций в СССР было обусловлено либерализацией советской системы, провозглашенной во второй пол. 1980-х гг. М.С. Горбачевым.

Сам Горбачев придавал большое значение СМИ, усматривая в радикальных публикациях легальный способ выражения чаяний нарождавшейся политической оппозиции (организационную институализацию которой он отвергал вплоть до 1990 г.). На волне критики в печати «запретных тем» прошлого (т.н. «сталинизма», «застоя» и т.д.) создавалась почва для возникновения критически настроенной части общества. Гласность также подразумевала проведение публичных дискуссий, допуская при этом альтернативные суждения, причем не только относительно прошлого, но также настоящего и даже будущего СССР. Постепенно люди стали открыто высказывать свое мнение. Сначала на диспутах, «круглых столах», потом – на партсобраниях, а затем – на митингах звучала нелицеприятная критика «начальства». Постепенно складывались предпосылки для перерастания этой «словесной оппозиции» в организационную.

Дискуссионные клубы – первые «неформальные» объединения граждан стали возникать в СССР в конце 1985 г. – начале 1986 г. Под «неформальными объединениями» понимались организационные формы общественной самодеятельности, создаваемые на основе инициативы, добровольности и общих интересов граждан, но при этом нигде официально не зарегистрированные. «Клубные дискуссии», равно как и «острые» публикации, также первоначально касались осмысления и осуждения наиболее «негативных» сюжетов советского прошлого. Однако постепенно участники самодеятельных клубов переходили к обличению пороков существующей системы: сверхцентрализованной плановой экономики, политической и идеологической монополии КПСС и т.д. Именно из этой среды граждански активных людей (среди которых встречались как старые диссиденты, так и молодые активисты) формировался костяк будущих политических объединений.

В мае 1986 г. появилось «Положение о любительском объединении, клубе по интересам», утвержденное секретарями ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и т.д. И хотя словосочетание «любительское объединение» («клуб по интересам») представлялось более узким по сравнению с термином «неформальное объединение», это постановление в некоторой степени легализовало движение «неформалов». Документ облегчал существование уже действующих и стимулировал создание новых неполитических общественных организаций (экологических, культурологических и т.п.)

Наиболее известным «неформальным» объединением тех лет стал ленинградский Клуб межпрофессионального общения «Перестройка». Он был учрежден в феврале 1987 г. молодыми экономистами, социологами, журналистами, представителями различных гуманитарных и естественных наук с целью поддержки «снизу» горбачевских реформ, выработки эффективного и ненасильственного разрешения общественных конфликтов, реализации принципов самоуправления народа. Участники «Перестройки» (около 200 чел., половина из которых состояла в КПСС и ВЛКСМ) проводили научные и политические дискуссии, занимались социально-экономическими экспертизами. В числе лидеров «Перестройки» можно назвать А. Чубайса, Е. Гайдара, А. Голова, В. Монахова и др. В августе 1987 г. клуб был зарегистрирован при правлении Ленинградского экономического общества. Был у «Перестройки» свой печатный орган: журнал «Перекресток мнений» (тираж 20-30 экз.).

Дискуссионные клубы и «неформальные» ассоциации во многом сформировали костяк так называемых Народных фронтов (в поддержку перестройки). Народные фронты (НФ) выступили специфической формой массовой организации граждан СССР, начиная с 1988 года. Возникновение НФ происходило отнюдь не в масштабе всей страны, а в отдельных городах, областях или же в союзных республиках. Главной побудительной причиной консолидации граждан стала общая тревога за судьбу «перестройки», ибо в начале 1988 г. у нарождавшейся оппозиции не было уверенности в необратимости начатых перемен.

Однако, помимо политических, появилось и множество неполитичских организаций. После распада СССР идеология «светлого будущего» сменилась идеологией «светлого прош­лого», которая подразумевала под собой идеализацию государствен­ного порядка императорской России, каким он был до революции 1917 г. Следствием этого стало появление множества дворянских, купеческих и иных обществ, придерживавшихся монархических идей. Похороны главы императорского дома, Великого князя Владимира Кирилловича Романова, состоявшиеся в мае 1992 г., явились своеобразным апогеем распространения монархических идей в российском обществе.

Необходимо также упомянуть, что начало массового обществен­ного движения в Ленинграде началось еще в 1987 г. и было связано со сносом здания гостиницы «Англетер», в котором оборвалась жизнь Сергея Есенина. Ленинградцы были возмущены не только уничтоже­нием памятника архитектуры, но и полным игнорированием мнения горожан. На волне «англетеровских» событий весной 1987 г. возникают такие общественные организации как: «Вахта мира», «Совет по эко­логии культуры», Совет культурно-демократического движения («Эпи­центр»), клуб общественных наук «Синтез», межпрофессиональный клуб «Перестройка» и др.

В следующем, 1988 г., появились уже политизированные обще­ственные объединения различных направлений, в том числе открыто противостоящие КПСС. Были созданы «Конфедерация анархо-синди­калистов», «Союз независимых социалистов» и «Анархо-синдикалист­ская свободная ассоциация» (АССА). К концу года в Ленинграде насчи­тывалось свыше 1300 различных самодеятельных организаций и групп общей численностью около 70 тыс. человек.

Появились в городе и нехарактерные для Ленинграда казачьи организации. К 1990 г. в городе существовало два казачьих объединения: военно-исто­рический клуб «Лейб-Гвардии казачий полк» под руководством И. И. Пив­ника и Ю. Ю. Алексеева, а также религиозно-политический кружок Н. М. Смирнова.

Появились и совсем новые для нашей страны общественные объединения – военно-исторические клубы реконструкторов.

Ленинград и в этом движении шёл впереди остальной России, так как на конец 80-х имел больше всех военно-исторических обществ.

Военно-исторические общества стали одной из первых форм объединений интеллигенции, интересующейся военной историей. Выражение «военно-исторический» в тот период означало всего лишь любовь к военной истории, и, в первую очередь, любовь к эпохе наполеоновских войн. Кружки по изучению этого исторического отрезка в Ленинграде возникли в 1960-х годах. Они явились той основой, на которой строились военно-исторические клубы 80-х гг. Именно так называемые «наполеонисты» стали первыми кто развивал военно-историческое движение России. Военно-историческое реконструкция представляет собой широкое общественное движение, клубы, группы и ассоциации, которые занимаются эксперементальным изучением военной истории.

Из первых реконструкторских движений в Москве можно выделить: «Лейб-гренадёров», клуб «Московский гренадёр» и «Литовские уланы».

В Ленинграде, на базе музея Суворова возник клуб, занимающийся Преображенским полком. Молодёжь с энтузиазмом восприняло новое для себя движение. Вскоре военно-исторических клубов стало так много, что этим движением заинтересовался Комсомол, который видел в ВИКах патриотические организации. Поддержка Комсомола дала возможность провести крупную акцию – поход военно-исторических клубов на бородинское поле от триумфальной арки на Кутузовском проспекте в Москве в июне 1988 г. Так называемый «Июньский поход».

В феврале 1989 г. под эгидой Комсомола была проведена учредительная конференция военно-исторических клубов. На которой были приняты программа, устав и избран совет этого объединения. Однако рассад СССР привёл к тому, что ВИКам пришлось развиваться самостоятельно, без государственной поддержки, создавая свои объединения.

В настоящий момент эти движения являются достаточно распространёнными в нашей стране и принимают участие во многих военно-исторических праздниках. Таким образом, гражданское общество России преобрело новые черты, люди получили новые возможности как для самовыражения, так и для политического влияния на государственные органы. Объединения в легальные общественные организации стало новым культурным веянием для постсоветского общества, которое формирует до сих пор духовную сферу общества.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: