В конце XX в., с крушением СССР в России под влиянием процесса глобализации начинают формироваться новые веяния в культуре. Помимо новых веяний в живописи, кинематографе, литературе и т.д. возникают и новые направления в так называемой гражданской культуре, которые определяли новые мотивы поведения гражданского общества в России и различные способы выражения позиций граждан по тому или иному вопросу.
Возникновение первых альтернативных общественно-политических ассоциаций в СССР было обусловлено либерализацией советской системы, провозглашенной во второй пол. 1980-х гг. М.С. Горбачевым.
Сам Горбачев придавал большое значение СМИ, усматривая в радикальных публикациях легальный способ выражения чаяний нарождавшейся политической оппозиции (организационную институализацию которой он отвергал вплоть до 1990 г.). На волне критики в печати «запретных тем» прошлого (т.н. «сталинизма», «застоя» и т.д.) создавалась почва для возникновения критически настроенной части общества. Гласность также подразумевала проведение публичных дискуссий, допуская при этом альтернативные суждения, причем не только относительно прошлого, но также настоящего и даже будущего СССР. Постепенно люди стали открыто высказывать свое мнение. Сначала на диспутах, «круглых столах», потом – на партсобраниях, а затем – на митингах звучала нелицеприятная критика «начальства». Постепенно складывались предпосылки для перерастания этой «словесной оппозиции» в организационную.
Дискуссионные клубы – первые «неформальные» объединения граждан стали возникать в СССР в конце 1985 г. – начале 1986 г. Под «неформальными объединениями» понимались организационные формы общественной самодеятельности, создаваемые на основе инициативы, добровольности и общих интересов граждан, но при этом нигде официально не зарегистрированные. «Клубные дискуссии», равно как и «острые» публикации, также первоначально касались осмысления и осуждения наиболее «негативных» сюжетов советского прошлого. Однако постепенно участники самодеятельных клубов переходили к обличению пороков существующей системы: сверхцентрализованной плановой экономики, политической и идеологической монополии КПСС и т.д. Именно из этой среды граждански активных людей (среди которых встречались как старые диссиденты, так и молодые активисты) формировался костяк будущих политических объединений.
В мае 1986 г. появилось «Положение о любительском объединении, клубе по интересам», утвержденное секретарями ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и т.д. И хотя словосочетание «любительское объединение» («клуб по интересам») представлялось более узким по сравнению с термином «неформальное объединение», это постановление в некоторой степени легализовало движение «неформалов». Документ облегчал существование уже действующих и стимулировал создание новых неполитических общественных организаций (экологических, культурологических и т.п.)
Наиболее известным «неформальным» объединением тех лет стал ленинградский Клуб межпрофессионального общения «Перестройка». Он был учрежден в феврале 1987 г. молодыми экономистами, социологами, журналистами, представителями различных гуманитарных и естественных наук с целью поддержки «снизу» горбачевских реформ, выработки эффективного и ненасильственного разрешения общественных конфликтов, реализации принципов самоуправления народа. Участники «Перестройки» (около 200 чел., половина из которых состояла в КПСС и ВЛКСМ) проводили научные и политические дискуссии, занимались социально-экономическими экспертизами. В числе лидеров «Перестройки» можно назвать А. Чубайса, Е. Гайдара, А. Голова, В. Монахова и др. В августе 1987 г. клуб был зарегистрирован при правлении Ленинградского экономического общества. Был у «Перестройки» свой печатный орган: журнал «Перекресток мнений» (тираж 20-30 экз.).
Дискуссионные клубы и «неформальные» ассоциации во многом сформировали костяк так называемых Народных фронтов (в поддержку перестройки). Народные фронты (НФ) выступили специфической формой массовой организации граждан СССР, начиная с 1988 года. Возникновение НФ происходило отнюдь не в масштабе всей страны, а в отдельных городах, областях или же в союзных республиках. Главной побудительной причиной консолидации граждан стала общая тревога за судьбу «перестройки», ибо в начале 1988 г. у нарождавшейся оппозиции не было уверенности в необратимости начатых перемен.
Однако, помимо политических, появилось и множество неполитичских организаций. После распада СССР идеология «светлого будущего» сменилась идеологией «светлого прошлого», которая подразумевала под собой идеализацию государственного порядка императорской России, каким он был до революции 1917 г. Следствием этого стало появление множества дворянских, купеческих и иных обществ, придерживавшихся монархических идей. Похороны главы императорского дома, Великого князя Владимира Кирилловича Романова, состоявшиеся в мае 1992 г., явились своеобразным апогеем распространения монархических идей в российском обществе.
Необходимо также упомянуть, что начало массового общественного движения в Ленинграде началось еще в 1987 г. и было связано со сносом здания гостиницы «Англетер», в котором оборвалась жизнь Сергея Есенина. Ленинградцы были возмущены не только уничтожением памятника архитектуры, но и полным игнорированием мнения горожан. На волне «англетеровских» событий весной 1987 г. возникают такие общественные организации как: «Вахта мира», «Совет по экологии культуры», Совет культурно-демократического движения («Эпицентр»), клуб общественных наук «Синтез», межпрофессиональный клуб «Перестройка» и др.
В следующем, 1988 г., появились уже политизированные общественные объединения различных направлений, в том числе открыто противостоящие КПСС. Были созданы «Конфедерация анархо-синдикалистов», «Союз независимых социалистов» и «Анархо-синдикалистская свободная ассоциация» (АССА). К концу года в Ленинграде насчитывалось свыше 1300 различных самодеятельных организаций и групп общей численностью около 70 тыс. человек.
Появились в городе и нехарактерные для Ленинграда казачьи организации. К 1990 г. в городе существовало два казачьих объединения: военно-исторический клуб «Лейб-Гвардии казачий полк» под руководством И. И. Пивника и Ю. Ю. Алексеева, а также религиозно-политический кружок Н. М. Смирнова.
Появились и совсем новые для нашей страны общественные объединения – военно-исторические клубы реконструкторов.
Ленинград и в этом движении шёл впереди остальной России, так как на конец 80-х имел больше всех военно-исторических обществ.
Военно-исторические общества стали одной из первых форм объединений интеллигенции, интересующейся военной историей. Выражение «военно-исторический» в тот период означало всего лишь любовь к военной истории, и, в первую очередь, любовь к эпохе наполеоновских войн. Кружки по изучению этого исторического отрезка в Ленинграде возникли в 1960-х годах. Они явились той основой, на которой строились военно-исторические клубы 80-х гг. Именно так называемые «наполеонисты» стали первыми кто развивал военно-историческое движение России. Военно-историческое реконструкция представляет собой широкое общественное движение, клубы, группы и ассоциации, которые занимаются эксперементальным изучением военной истории.
Из первых реконструкторских движений в Москве можно выделить: «Лейб-гренадёров», клуб «Московский гренадёр» и «Литовские уланы».
В Ленинграде, на базе музея Суворова возник клуб, занимающийся Преображенским полком. Молодёжь с энтузиазмом восприняло новое для себя движение. Вскоре военно-исторических клубов стало так много, что этим движением заинтересовался Комсомол, который видел в ВИКах патриотические организации. Поддержка Комсомола дала возможность провести крупную акцию – поход военно-исторических клубов на бородинское поле от триумфальной арки на Кутузовском проспекте в Москве в июне 1988 г. Так называемый «Июньский поход».
В феврале 1989 г. под эгидой Комсомола была проведена учредительная конференция военно-исторических клубов. На которой были приняты программа, устав и избран совет этого объединения. Однако рассад СССР привёл к тому, что ВИКам пришлось развиваться самостоятельно, без государственной поддержки, создавая свои объединения.
В настоящий момент эти движения являются достаточно распространёнными в нашей стране и принимают участие во многих военно-исторических праздниках. Таким образом, гражданское общество России преобрело новые черты, люди получили новые возможности как для самовыражения, так и для политического влияния на государственные органы. Объединения в легальные общественные организации стало новым культурным веянием для постсоветского общества, которое формирует до сих пор духовную сферу общества.