Лекция 2. Разум как средство выживания человека




Автор: Леонард Пейкофф

Все права принадлежат ARI (Ayn Rand Institute)

https://ari.aynrand.org
Перевод: Дана Габидуллина

 

Что есть человек в философии объективизма? Первое, что можно сказать, это то, что он - живое существо, живое существо определенной природы и определенной идентичности. И, так как он, как и любой другой живой организм, имеет особое средство выживания, это средство присуще природе человека. Что есть средство выживания человека? Как мы ответим на этот вопрос? Единственный способ ответа на философский или любой другой вопрос - это посмотреть на факты реальности. Для того, чтобы поддерживать и сохранять свою жизнь, человек нуждается в еде, одежде, крыше над головой, инструментах, лекарствах и других подобных объектах, которые не даются ему автоматически, которые не просто сваливаются ему на голову в ответ на его надежду, закон или мольбу. Он нуждается в огромном количестве ценностей, которые может заполучить лишь своими действиями. Все живые существа должны действовать - это не является отличительной чертой человека. Низшие виды, впрочем, действуют автоматически для достижения ценностей, которые требуют их жизни. Животные действуют под прямым руководством их чувственного опыта, перцепции. Но человек не может действовать автоматически подобно, скажем, растению. И он не может выживать, как животные, руководствуясь простым чувственным восприятием. Цитата Мисс Рэнд:

“Чувство голода подскажет ему, что ему нужна еда, если он научится идентифицировать это чувство как голод. Но оно не скажет ему как добыть пищу, оно не скажет ему, какая еда полезна, а какая отравит его организм."

То же самое относится ко всем ценностям, которых требует человеческая жизнь. Низшие виды находят ценности для поддержания своей жизни в реальности. Они просто приспосабливаются к окружающей среде. Они добывают необходимые им ценности напрямую из природы и потребляют их. Или же они используют силу против других организмов. Человек, однако, не способен выжить в борьбе грубой силы с животными. И его жизнь требует ценностей, которые не существуют в природе в готовом виде. Пшеница, рубашки, квартиры, молотки, пенициллин и все остальное не сидят и не ждут в реальности, пока человек их не возьмет. Перефразируя слова Голта:

“Товаров здесь нет. Они должны быть созданы человеком. Они должны быть произведены.”

Что позволяет человеку производить? Как он узнает, что именно производить? Какими средствами производить? Как он узнает, какие материалы предоставляет ему реальность, каковы их возможности, какие законы управляют их поведением, какие технологии и методы предоставят ему возможность превратить их в средства человеческого существования? Как, в конце концов, человек должен узнать, какие цели преследовать, каких ценностей требует его жизнь, какие действия следует предпринять, чтобы их достигнуть, какие действия будут угрожать его жизни и разрушать ее. Ему необходимы удобства особенное для его выживания? Знание. Не тот тип знаний, который есть у животных, не просто чувственное восприятие, которое знакомит его с уже существующим, но тот тип знаний, который содержит в себе как прошлое, так и планы на будущее. Такой тип знания, который позволит ему изменять природу своими продуктивными действиями для удовлетворения требований выживания человека. Ему необходимо концептуальное знание. Он должен непосредственно принимать участие в процессе мышления. Поэтому он, прежде всего, рассчитывает на способность, которая формирует концепции и выполняет процесс мышления. Название этой способности - Разум, который Айн Рэнд определяет как “способность, которая идентифицирует и интегрирует информацию, предоставляемую чувствами человека”.

Жизнь требует достижения ценностей - я сейчас обобщаю. Жизнь требует достижения ценностей, которые требуют действий, в случае с человеком означающих, прежде всего, производство, требующее концептуального руководства и направленности, чем и является деятельность разума.

Разум - это отличительный метод познания действительности у человека. Это единственное его средство взаимодействия с реальностью и управления действиями. Таким образом, разум является единственным средством выживания человека. Это первый важный принцип взгляда на метафизическую природу человека в Объективизме. Это фундаментальный принцип, усовершенствованиями и следствиями которого являются остальные сегодняшние утверждения. Человек - разумное существо, под чем я понимаю не то, что он постоянно использует разум, но то, что он - существо, которое располагает этой способностью и, прежде всего, существо, которое с помощью разума выживает. Цитата из речи Голта, ключевой абзац по этой теме:

“Разум человека - это его основное средство выживания. Ему предоставляется жизнь. Выживание - нет. Ему предоставляется тело. Средства к существованию - нет. Ему предоставляется разум. Его содержание - нет. Чтобы выжить, он должен действовать, и, прежде чем он сможет действовать, он должен узнать природу и цель своего действия. Он не может добыть себе пищу без знания пищи и способов ее получения. Он не может вырыть канаву или построить циклотрон без осознания своей цели и способов ее достижения. Чтобы остаться в живых, он должен думать.”

Роль разума в выживании человека - метафизический факт. И доказательства этого можно найти в каждую эпоху человеческой истории. История в этом отношении похожа на большую философскую лабораторию, в которой философские высказывания начертаны заглавными буквами и выделены курсивом, дабы рассмотреть их мог даже слепой. Вы можете, к примеру, увидеть кошмары нищеты, голода, непосильного труда, чумных язв эпохи анти-разума, Темных и Средних веков. Вы можете видеть, что в конце XVII века, когда Запад уже начал входить в современный мир, средняя продолжительность жизни составляла менее 25 лет. Вы можете видеть, что в конце XVIII века до промышленной революции 9 из 10 работающих американцев должны были работать полный рабочий день в отрасли производства и распространения, тогда как сейчас, еда куда лучшего качества и бóльших объемов производится и распространяется всего лишь одним из пяти работающих американцев, оставляя 80% рабочей силы свободной для производства немыслимого, невообразимого богатства и процветания, безопасности и продолжительности жизни, которыми Запад наслаждается сегодня, начиная с кульминации современной науки, промышленной революции. И вопреки этому вы можете видеть как люди терпят, страдают и по сей день умирают толпами, не только в боях, но и в мирное время, воспринимая это как норму, и ожидают умереть от голода и болезни в неиндустриализированной, ненаучной и нерациональной части нашего мира. От обычной человеческой нужды до высочайшей абстракции. Цитата:

“От колеса до небоскреба, - говорит Говард Рорк, - все, что мы есть, и все, что мы имеем происходит из одного простого атрибута человека - способности мыслить разумно.”

Если вы назовете разум как средство выживания человека пунктом первым, затем Вы сможете назвать следующий пункт, второй, если захотите и найдете ценность в нумерации. Это, по большей части, развитие того, что мы сказали ранее. И, таким образом, разум - атрибут личности. Не существует коллективной мысли, как не существует и коллективного мозга. Процесс мышления есть конфиденциальный, чрезвычайно сложный процесс, каждый шаг которого должен быть инициирован и направлен решением и суждением думающего. Это процесс восприятия фактов, установления связей, усвоения абстракций, интеграции новых данных, определения терминов, составления выводов, и все это может сделать только личность. Как заметил Рорк:

“Вы не сможете переварить пищу за другого человека, или дышать за него. Таким же образом вы не можете думать за или для другого человека.”

Люди могут учиться и учатся у других, это и есть ключевой элемент в истории человеческого прогресса. Но учиться у других - значит понимать их выводы и размышления, на которых они основаны, что может быть сделано только благодаря работе собственного разума. Люди опираются на достижения их предков. И это ключевое в истории человеческого прогресса.

“Но то, что мы получаем от других, - как говорит Рорк, - только конечный продукт их мысли. Движущей силой высту­пает способность к творчеству, которая использует этот продукт как материал и делает следующий шаг. Нельзя дать или получить способ­ность к творчеству, одолжить ее или поделиться ею. Она принадлежит каждому в отдельности.”

Разделение труда предоставляет людям бесчисленное множество преимуществ от работы других, и они могут достигнуть согласованными совместными усилиями того, что человек никогда не смог бы получить в одиночку на необитаемом острове. Но это не означает то, что мышление или даже работа становятся коллективными. В любых совместных усилиях каждый человек должен сделать собственные мыслительные операции в своей части работы, чтобы направить свой труд на несколько иной финальный результат, чем на бессмысленную работу мышц. И в любом совместном начинании человеческая мысль должна найти природу и цели этого начинания и увязывать между собой его части.

“Нет совместного труда, - говорит Рорк, - с согласия большинства. Всякое творческое дело выполняется под руководством чьей-то одной мысли.”

Если вы хотите понять, из чего состоит коллективный процесс мышления, вам стоит прийти туда, где каждый человек в группе предлагает четверть наполовину сформировонной недоидеи, и быстро от неё отказывается, если другие с ним не согласны. Сейчас Вы там, где никто не выдвигает определенных и твердых идей, которым он предан, где никто не пытается отстоять их, где каждый отказывается от собственных убеждений или интеллектуальной ответственности, и ждет, пока другие что-то решат. Другие - точно так же просиживают в пустом, робком ожидании, и результатом становится заседание совета директоров Таггерт Трансконтинентал в “Атлант расправил плечи”. Эта сцена - вовсе не каррикатура на коллективное мышление. Это идеальный и типичный пример коллективного “немыслия”.

Нет надобности давать аудитории примеры историко-социального масштаба индивидуалистической природы мысли. Если вы читали “Источник” или “Атлант расправил плечи”, вы понимаете роль великих творцов и новаторов в человеческой истории, и как и почему их достижения, на которых строится вся наша жизнь, являются продуктами, которые могут появиться только в голове и мыслях у личности. Человек - это субъект, который мыслит самостоятельно, он выживает самостоятельно. Коллективисты от Платона и Гегеля вплоть до сегодняшних ошибаются, и ошибка их проявляется на метафизическом уровне, не только моральном и политическом, но на метафизическом. Части группы, о которой они толкуют, не существует. Существует только личность. И если кто-нибудь скажет вам, что человек выживает только благодаря обществу, тогда спросите его, в таком случае, благодаря чему выживает само общество? И вы увидите, что единственный ответ - это способность мыслить, единственная, которая может существовать, Способность личности мыслить.

Наше обсуждение сегодня - позвольте вам напомнить - о метафизике, не об этике. Я не говорю, что человек должен быть интеллектуально независимым. Я не скажу это в ближайшие два месяца. Я делаю иное, хоть и связанное с этим, но иное утверждение. Я озвучиваю по сути факт реальности, что мышление - средство выживания человека - это частный, индивидуальный процесс. И чтобы помочь вам увидеть метафизическую природу этого утверждения, я хочу напомнить вам, что есть некоторые живые существа, к примеру, муравьи, которые, в отличие от человека, устроены совершенно иначе, которые имеют иную метафизическую природу относительно нашего вопроса, природа которых не позволяет им выживать в одиночку. Существа, о которых я говорю, являются, можно сказать, воплощением философии Платона. Каждый из них функционирует так, что может исполнять лишь одну из множества функций, которых требует его выживание. Эти создания метафизически - части группы, неотделимые от нее по своей природе. Сам по себе каждый такой муравей не способен выжить.

Итак, если бы Вы были философом муравьев, коллективизм был бы правдой. Но человек - не муравей, не коралл и не гегелевский фрагмент общества. Человек выживает с помощью разума. Конечно, он получает бесценные преимущества от жизни в обществе, но только если это рациональное общество. Но дело в том, что он способен выжить самостоятельно, и основным требованием его выживания, независимо от того, живет он один или в обществе, является процесс индивидуального мышления. И я мог бы добавить, что человек может не только выжить в одиночку, но он может жить гораздо лучше и дольше на необитаемом острове со всеми его неудобствами и проблемами, нежели в иррациональном обществе. Человек, которого изображают Платон или Гегель нуждается в том, чтобы коллективистский диктатор подавлял человека и управлял им. Но человек не может выжить в таких условиях. По своей природе он является рациональным существом, и, как следствие этого, автономным.

Теперь давайте остановимся на секунду для определения методологии. Все, что я сказал до сего момента, основывается на предпосылке, что разум - это отличительное средство выживания человека, и, следовательно, его единственный механизм взаимодействия с реальностью. Какая дисциплина охватывает исследует тему человеческих средств познания? Эпистемология (Гносеология). Когда кто-то говорит, что разум - средство человеческого познания, нуждается это утверждение в проверке или дополнительных разъяснениях? Ставит ли это сложные критические вопросы, которые настойчиво требуют ответа? Да. Это утверждение ставит огромное количество вопросов, неправильный ответ на любой из которых аннулирует саму сущность разума и сводит на нет все, что я сказал прежде. Каковы вопросы и каковы ответы?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: