Наиболее часто используются следующие формы организации лечебно-коррекционного процесса (Г.А. Мишина):
1) консультативно-рекомендательная;
2) информационно-просветительская;
3) практические занятия для родителей;
4) организация «круглых столов», родительских конференций, семинаров, клубов, детских праздников и утренников;
5) индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;
6) психотерапия;
7) подгрупповые занятия.
Определив цели и задачи работы с семьей, необходимо выбрать наиболее эффективные формы организации коррекционно-педагогического процесса и сотрудничества специалистов с родителями.
Наиболее широко используется консультативно-рекомендательная форма. В таких консультациях участвуют специалисты разных профилей, которые проводят первичное обследование ребенка и затем отслеживают динамику его развития. С первой консультации начинается активное сотрудничество специалистов и семьи.
Специалисты по желанию родителей выбирают те или иные вопросы воспитания и освещают их в своих лекциях. Слушая лекции и вопросы других родителей, слушатели лучше осознают и решают свои проблемы. Кроме того, они имеют возможность познакомиться и оказать поддержку друг другу.
Наряду с лекциями проводятся практические занятия, на которых родители имеют возможность приобрести навыки по формированию нарушенных функций, умений и навыков у своих детей.
Хорошо зарекомендовали себя и такие формы как организация «круглых столов»,родительских собраний, конференций, детских праздников, клубов. В их подготовке принимают участие специалисты, дети и сами родители.
На индивидуальных занятиях осуществляется личностно-ориентированный подход, направленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств родителей, необходимых для сотрудничества, составления индивидуальной программы работы с семьей.Первоначально от родителей требуется фиксировать ход занятия педагога с ребенком и повторять эти упражнения дома. Затем специалист оценивает, что получилось, и делает замечания о характере и видах следующих занятий.В некоторых семьях матери предлагается участвовать в отдельных эпизодах занятия: специалист с ребенком действует как одно целое, а мать как партнер по игре. Затем мать и специалист меняются местами. Можно предложить маме закончить задание, начатое им, а затем самостоятельно его выполнить, помогая в случае неудачи.
Для обучения родителей налаживанию сотрудничества родителей, детей, специалистов и других людей проводят занятия с двумя детьми и их мамами (подгрупповые занятия).
Формы психокоррекционной работы специалистов с семьями, имеющими детей с нарушениями интеллекта (Е.Г. Дементьева):
❖ Индивидуальное консультирование родителей. Проводится с целью преодоления различных трудностей в обучении, воспитании и общении с ребенком в семье. Также служит основой установления личного контакта между педагогом и родителями.
❖ Участие родителей в тематических собраниях, проводимых коррекционным педагогом совместно с другими специалистами. В результате осуществляется просвещение близких взрослых в области коррекционно-развивающей деятельности и эффективного взаимодействия с ребенком. Примерная тематика собраний:
1. «Познание себя как родителя»;
2. «Конфликты с детьми и их преодоление»;
3. «Анализ различных подходов в воспитании детей»;
4. «Наказания и поощрения — за и против»;
5. «Как подготовить ребенка к школе».
❖ Посещение индивидуальных занятий педагога-дефектолога родителями. Направлены на формирование навыков сотрудничества при организации совместной деятельности, укрепление сплоченности и взаимопонимания в диаде «мать — ребенок». Благодаря демонстрации приемов работы с ребенком и конспектированию занятий дефектолога повышается уровень компетенции родителей в области обучения и воспитания детей.
❖ Совместное проведение досугов (праздников, развлечений). Проводятся с целью раскрепощения, объединения родителей, детей и педагогов.
Предлагалась следующая тематика праздников: «Встреча Нового года», «Рождественские забавы»; «Масленица»; «Наши милые мамы»; «Лучший папа» и др.
❖ Стенд для родителей. Рубрики обновляются ежемесячно. Здесь в занимательной форме собрана вся полезная информация. Большую практическую значимость имеет раздел «Родительские университеты». Родители, которые по тем или иным причинам не смогли встретиться с дефектологом, имеют возможность в письменной форме задать ему вопрос и проконсультироваться лично.
❖ Ведение дневника «События нашей жизни». ( Е.Л.Гончарова,О.И.Кукушкина, модифицировано Е.Г.Дементьевойв психокоррекционную работу). Это специально организованная и систематическая работа самого ребенка, предметом которой является его собственная жизнь, отраженная в доступных ему знаковых формах. Цель — наладить сотрудничество и сотворчество между родителями и детьми.
– Работа с родительской группой, которая включает: анализ конкретных проблем, связанных с воспитанием и обучением; выбор адекватных форм общения и поведения во взаимодействии с ребенком; установление конструктивных отношений со специалистами.