Формы организации коррекционно-педагогического процесса с ребенком раннего возраста с фактором риска в речевом развитии и его родителями.




Наиболее часто используются следующие формы организации лечебно-коррекционного процесса (Г.А. Мишина):

1) консультативно-рекомендательная;

2) информационно-просветительская;

3) практические занятия для родителей;

4) организация «круглых столов», родительских конференций, семинаров, клубов, детских праздников и утренников;

5) индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;

6) психотерапия;

7) подгрупповые занятия.

Определив цели и задачи работы с семьей, необходимо выбрать наиболее эффективные формы организации коррекционно-педаго­гического процесса и сотрудничества специалистов с родителями.

Наиболее широко используется консультативно-рекомендательная форма. В таких кон­сультациях участвуют специалисты разных профилей, которые проводят первичное обследование ребенка и затем отслежива­ют динамику его развития. С первой консультации начинается активное сотрудничество специалистов и семьи.

Специалисты по желанию родителей выбирают те или иные вопросы воспитания и освещают их в своих лекциях. Слушая лекции и вопросы других родителей, слушатели лучше осознают и решают свои проблемы. Кроме того, они имеют возмож­ность познакомиться и оказать поддержку друг другу.

Наряду с лекциями проводятся практические занятия, на которых родители имеют возможность приобрести навыки по формированию нарушенных функций, умений и навыков у своих детей.

Хорошо зарекомендовали себя и такие формы как организа­ция «круглых столов»,родительских собраний, конференций, детских праздников, клубов. В их подготовке принимают участие специалисты, дети и сами родители.

На индивидуальных заня­тиях осуществляется личностно-ориентированный подход, на­правленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств родителей, необходимых для сотрудничества, составления индивидуальной программы работы с семьей.Первоначально от родителей требуется фиксировать ход за­нятия педагога с ребенком и повторять эти упражнения дома. Затем специалист оценивает, что получилось, и делает замеча­ния о характере и видах следующих занятий.В некоторых семьях матери предлагается участвовать в от­дельных эпизодах занятия: специалист с ребенком действует как одно целое, а мать как партнер по игре. Затем мать и специ­алист меняются местами. Можно предложить маме закон­чить задание, начатое им, а затем самостоятельно его выпол­нить, помогая в случае неудачи.

Для обучения родителей налаживанию сотрудничества родителей, детей, специалистов и других людей проводят занятия с двумя детьми и их мамами (подгрупповые занятия).

Формы психокоррекционной работы специалистов с семьями, имеющими детей с нарушениями интеллекта (Е.Г. Дементьева):

Индивидуальное консультирование родителей. Проводится с целью преодоления различных трудностей в обучении, воспитании и общении с ребенком в семье. Также служит основой установления личного контакта между педаго­гом и родителями.

Участие родителей в тематических собраниях, проводимых коррекционным педагогом совместно с другими специалистами. В результате осуществляется просвещение близких взрослых в области коррекционно-развивающей деятельности и эффективного взаимодействия с ребенком. Примерная тематика собраний:

1. «Познание себя как родителя»;

2. «Конфликты с детьми и их преодоление»;

3. «Анализ различных подходов в воспитании детей»;

4. «Наказания и поощрения — за и против»;

5. «Как подготовить ребенка к школе».

Посещение индивидуальных занятий педагога-дефектолога родителями. Направлены на формирование навыков сотрудничества при организации совместной деятельности, укрепление сплоченности и взаимопонимания в диаде «мать — ребенок». Благодаря демонстрации приемов работы с ребенком и конспектированию занятий дефектолога повышается уровень компетенции родителей в области обучения и воспитания детей.

Совместное проведение досугов (праздников, развлечений). Проводятся с целью раскрепощения, объединения родителей, детей и педагогов.

Предлагалась следующая тематика праздников: «Встреча Нового года», «Рождественские забавы»; «Масленица»; «Наши милые мамы»; «Лучший папа» и др.

Стенд для родителей. Рубрики обновляются ежемесячно. Здесь в занимательной форме собрана вся полезная информация. Большую практичес­кую значимость имеет раздел «Родительские университеты». Родители, которые по тем или иным причинам не смогли встре­титься с дефектологом, имеют возможность в письменной фор­ме задать ему вопрос и проконсультироваться лично.

Ведение дневника «События нашей жизни». ( Е.Л.Гончарова,О.И.Кукушкина, модифицировано Е.Г.Дементьевойв психокоррекционную работу). Это специально организованная и систематическая работа самого ребенка, пред­метом которой является его собственная жизнь, отраженная в доступных ему знаковых формах. Цель — наладить сотрудничество и сотворчество между родителями и детьми.

Работа с родительской группой, которая включает: анализ конкретных проблем, связанных с воспитанием и обучением; выбор адекватных форм общения и поведения во взаимодействии с ребенком; установление конструктивных отношений со специа­листами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: