Изобразительная деятельность в первой младшей группе





Интерес к рисованию появляется у детей рано. Наблюдая, как родители, старшие братья, сестры действуют с ручкой, карандашами, малыши тоже пытаются брать в руки карандаш и водить им по бумаге. В этом проявляется характерное для двухлетних детей активное стремление выполнять действия без помощи взрослого. Но, естественно, вначале у них ничего не получается: рука не слушается, а как надо рисовать, в семье учат редко.
Впервые организованное приобщение ребенка к изобразительной деятельности начинается в детском саду, в первой младшей группе (третий год жизни).
Программа обучения в этой группе очень невелика. Прежде всего необходимо познакомить детей с бумагой, обратить их внимание на то, что карандаш (если провести отточенным концом) оставляет след.
Надо научить ребенка замечать нанесенные на бумагу штрихи и линии, следить взглядом за движением карандаша (кисти) по бумаге. Постепенно следует учить детей находить сходство получившихся штрихов и линий с окружающими предметами.
Затем следует побуждать детей к осознанному повторению ранее получившихся штрихов. Этот этап является очень важным в овладении изображением: в дальнейшем дети смогут воспроизводить в рисунке (по показу воспитателя и без него) несложные предметы и явления: дождик капает, снежок идет, листочки летят, ручейки текут и т. д.
Одна из главных задач, на которую также указывается в программе,— научить детей правильно держать карандаш и кисть: в пальцах, а не в кулачке.
Как же осуществляется в течение года обучение детей рисованию и лепке?
«Программа воспитания в детском саду» рекомендует проводить в неделю одно занятие рисованием и одно лепкой. Значит, количество занятий лепкой и рисованием должно быть одинаковым. Однако чередование их иногда может быть нарушено: в одну неделю проводятся два занятия рисованием, а в другую — два занятия лепкой. Такой порядок вызывается необходимостью закрепить умения, цолученные ребенком по тому или другому виду деятельности: недельный перерыв слишком велик для малыша, и он забывает, что узнал, чему научился на предыдущем занятии.
В начале учебного года занятия изобразительной деятельностью проводятся не со всей группой одновременно, а по подгруппам. Делается это для того, чтобы педагог мог увидеть действия каждого ребенка, каждому помочь, каждого направить. Когда ребенок только начинает учиться рисовать, лепить, очень важно, чтобы он с самого начала усваивал правильные приемы работы с карандашами, красками, глиной. А дети, пока они осваиваются с жизнью в коллективе и только начинают заниматься (ведь основная масса детей приходит в детский сад из семьи), с трудом воспринимают указания воспитателя, когда группа большая. Такие маленькие дети очень нуждаются в индивидуальном общении с педагогом.
Воспитательница готовит на нескольких столах материал примерно для половины группы. В первую очередь она предлагает заниматься тем детям, которые самостоятельно не нашли себе дела и не увлечены игрой. К ним по желанию присоединяются еще несколько человек. Остальные играют; с ними находится няня. Важно при этом, чтобы дети приучались играть тихо и не мешать тем, кто занимается.
Если малыш занят игрой и еще не привык к занятиям, настойчивое требование заниматься может вызвать капризы, даже плач, а отрицательное отношение к рисованию, лепке укрепится надолго. Постепенно, когда дети привыкнут к организуемым педагогом занятиям, этот переход будет осуществляться спокойнее.
Дети рисуют или лепят примерно 10 минут: одни заканчивают раньше, другие несколько позже. Воспитательница разрешает выйти из-за стола тому ребенку, который больше не хочет рисовать или лепить (в этой группе еще нет строгой регламентации конца занятия). Когда все дети первой подгруппы кончают заниматься, няня начинает одевать их на прогулку (если была лепка, ведет детей мыть руки, затем одеваться). Воспитательница в это время проводит занятие со второй подгруппой. Затем она идет гулять с уже одетыми детьми, а няня одевает остальных.
Постепенно дети привыкают к тому, что в определенное время бывают занятия; многие из них сразу садятся за столы. Подгруппы занимающихся могут оказаться неравными, это не должно смущать педагога, но столов должно хватать на всех.
Занятия с подгруппами позволяют воспитателю уделить внимание каждому ребенку: поправить позу, добиться правильного использования материала, помочь, если что-то не удается. Это особенно важно на начальном этапе овладения рисованием и лепкой. Когда детей сразу много, воспитатель может кого-то упустить из поля зрения, и, если ребенок действует в это время неправильно, эти навыки закрепляются.
Во второй половине года все дети занимаются охотно. Некоторые правила ими уже усвоены, и это облегчает воспитателю руководство всеми детьми одновременно. Разбивать их на подгруппы уже не обязательно.
Длительность занятия по-прежнему остается различной: одни могут заканчивать рисунок, лепку раньше, другие чуть позже. Закончившие идут мыть руки, одеваться на прогулку; им помогает няня.
При проведении занятий в первой младшей группе нельзя предъявлять всем одинаковые требования. Главное — воспитать интерес к изобразительной деятельности, желание испробовать свои силы, привить навыки определенного поведения в процессе занятия и обращения с материалами.
Уже с первых занятий необходимо приучать детей сидеть прямо, не слишком наклоняясь над столом, рисовать правой рукой, а левой придерживать лист бумаги. Но малышу недостаточно одних словесных указаний: вначале необходимо каждому помочь правильно сесть, положить правильно руки. Мышцы ребенка еще очень слабы, особенно мышцы-разгибатели, поэтому очень скоро дети начнут склоняться над столом, а педагог снова и снова должен поправлять их позу. На всех последующих занятиях также необходимо следить, чтобы дети сидели правильно, но для большинства уже достаточно будет одного словесного напоминания.
Организуя работу по изобразительной деятельности в первой младшей группе, необходимо учитывать большую эмоциональную возбудимость детей этого возраста. Говорить с малышами надо мягко и указания формулировать в виде предложения, а не категорического требования. Например, воспитатель дает детям вырезанные из темной бумаги силуэты домов и говорит: «Посмотрите, как темно в домиках. Давайте зажжем огоньки. Вот так будем зажигать». Показывает, как обмакнуть кисть в краску, как, прикладывая ее всем ворсом к бумаге, получить светлые пятнышки — огоньки.
Бывает и так, что малыш, не войдя еще в детский коллектив, не привыкнув к режиму детского учреждения, какое-то время отказывается заниматься или не выполняет задания воспитателя. Надо относиться к этому спокойно: не упрекать ребенка, а дать ему возможность привыкнуть к занятиям. Нужно, чтобы занятия доставляли детям радость, а недостаточная чуткость, требование выполнить задание (без учета настроения и состояния ребенка) вызывает протест, а иногда и отрицательное отношение к деятельности вообще.
Начинать занятия можно как с лепки, так и с рисования. В каждом случае педагог учитывает навыки и умения детей своей группы. Рисование может оказаться для большинства более знакомым, но лепка привлекает новизной материала (в семье обычно дети не имеют дела с глиной или пластилином); кроме того, сжатый в руках комочек глины сразу может напомнить какой-либо предмет, вызвать желание играть с ним. Ребенку двух лет легче действовать непосредственно руками, чем каким-нибудь инструментом: он с удовольствием мнет глину, сжимает ладонями, надавливает на нее пальцами; для рисования же надо овладеть действиями руки с карандашом. Однако наблюдения за детьми от года до двух лет показывают, что именно в это время они начинают овладевать действиями с ложкой при еде, пользоваться палочкой для доставания предмета. И хотя вначале руки слабы и не слушаются, ребенок приспосабливает свои движения к захватыванию пищи ложкой, несмотря на то что это связано с известными трудностями, а взять пищу прямо руками легче. Овладение карандашом и кистью также удается детям не сразу. Вначале движения руки с карандашом, как и с любым другим орудием, которым малыш только начинает пользоваться, неумелы: ребенок или слишком сильно зажимает карандаш в руке, и рука становится очень напряженной, теряет свободу, или почти не держит его, не умея зажать в пальцах, и карандаш вываливается из рук. Но постепенно движения эти становятся увереннее.
Рисование карандашами требует усвоения целого ряда технических навыков: надо научиться правильно брать карандаш (тремя пальцами), держать его большим и средним, придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно действовать им. Так же как и правильной позе, приемам пользования карандашом надо учить с первых же занятий.
Часто бывает, что воспитатель, показав, как держать карандаш, не замечает, что некоторые держат его «щепоткой», двумя пальцами, кулаком или в левой руке. Если на неправильные, способы не обратить внимание сразу, ребенок к ним привыкает и позже с трудом усваивает правильные. Нельзя при этом ограничиваться одними словесными замечаниями: «Аня, возьми карандаш правильно!» Сам ребенок, не имея еще опыта действий с карандашом, не знает, что нужно сделать. Ему надо показать это практически, взяв его руку в свою и положив пальчики как следует. В процессе занятия надо также все время обращать внимание на то, как дети держат карандаш, и поправлять по мере надобности.
Не следует спешить сразу после этих первых занятий давать детям краски: очень важно, чтобы у детей немного закрепился способ рисования карандашами.
Первые рисунки малышей — это, как правило, беспорядочные линии, отрывистые штрихи без достаточного нажима, иногда скользящие по бумаге, наносимые в случайном направлении. Но уже после двух-трех проб движения приобретают более организованный характер.
При рисовании отдельных линий зрение еще не регулирует движение, а лишь сопровождает его. Нанося штрихи, ребенок двигательно осваивает пространство листа бумаги. Меняя направление, характер штрихов (прямолинейные, дугообразные), он как бы осуществляет двигательный поиск. Постепенно движения становятся более разнообразными: из дугообразного получается вращательное, затем оно все более и более округляется, сосредоточиваясь на одном месте и образуя мотки или распространяясь по всему листу, давая спирали. Опираясь на этот естественный путь развития рисовальных движений, следует предоставить детям возможность осознанного повторения, чтобы добиться свободы и легкости их воспроизведения. А чтобы повторение не было механическим, необходимо связать движение с образом: предложить детям нарисовать, «как наматывают нитки на клубочек», «как кружится юла», «дым идет из труб» и т. п. Такому рисованию должны предшествовать наблюдения реальных действий, чтобы ребенок знал изображаемое явление, а не повторял только показ педагога.
От неотрывного движения ребенок переходит к раздельным. Отдельные линии приобретают все более разнообразный характер: закругляются, ломаются под углом, образуют зигзаги. Ребенок овладевает перекрещиванием линий. Однако это разнообразие линий получается чаще всего случайно: не всякую линию ребенок может повторить по предложению взрослого, не всегда удается направить движение руки, подчинить его определенной цели. В процессе рисования у малыша наблюдается еще мног,о нецеленаправленных движений, не связанных с получением определенного результата; например, он не может сознательно в нужной точке остановиться, чтобы получить линию определенной длины, а рисует как выйдет.
Пусть воспитателя не смущает отсутствие узнаваемых изображений. Рисование, направленное на освоение пространства листа, действий с карандашом и кистью, очень полезно для ребенка. И такому свободному рисованию следует посвятить 3—4 первых занятия. Это позволяет воспитателю приобщать детей к рисованию, учить правильно сидеть на занятиях и правильно держать карандаш, не сжимать его в руке слишком сильно, не заходить за пределы листа, вовремя останавливать руку.
Важно, чтобы уже в этой группе формировались правильные технические навыки. При постоянном внимании воспитателя, терпеливом и настойчивом повторении указаний, показе нужных приемов, действий с рукой ребенка вырабатываются необходимые умения и навыки. Раннее привитие этих навыков способствует выработке смелых, легких и уверенных движений руки с карандашом. Постепенно движения становятся все разнообразнее. Вместе с тем и повторение однородных движений доставляет ребенку большое удовольствие. Благодаря упражнению он быстрее овладевает движениями.
Несмотря на то что дети еще малы и только начинают рисовать, замечаются большие индивидуальные различия в овладении рисовальными движениями: одни склонны нажимать на карандаш сильно, другие проводят еле видные линии; одни на решаются проводить длинных линий, другие делают широкие размашистые движения. Совсем стирать эти различия не следует, ко постепенно нужно прививать всем детям умение нажимать на карандаш так, чтобы четко было видно нарисованное, проводить линии как длинные, требующие широких движений, так и короткие. Для этого служат занятия, на которых предлагается рисовать длинные дороги, текущие ручейки, а также падающий снег, дождь.
Надо постоянно следить за правильной позой. Во время занятий поза ребенка не должна быть неподвижной: ребенок меняет Положение не только рук и ног, но и корпуса. Не следует допускать искривления спины, излишнего наклона над столом, поджимания ног под себя.
После 3—4 занятий, на которых дети рисуют карандашом, можно перейти к рисованию красками. На первом же занятии надо показать детям кисточку и краску. Объяснить, что кисточка — это деревянная палочка с мягкими волосками на конце. Пусть дети легко проведут волосяной частью кисти по ладошке, чтобы почувствовать, какая она мягкая. Нужно показать детям, как тремя пальцами держать кисть чуть выше железного наконечника, как осторожно обмакивать всем ворсом в краску (кисть предварительно должна быть смочена в воде, иначе краска будет плохо набираться — это заранее должен сделать педагог и дать детям влажные кисти), как отжимать ворс о край баночки с краской, чтобы она не капнула на бумагу, и после этого рисовать. На следующем занятии надо вновь покйзать, как взять кисть и набрать на нее краску, снять лишнюю краску о край чашечки и т. д. Все эти приемы пользования краской надо показывать неоднократно и напоминать о них прежде всего тем детям, которые с трудом овладевают нужными навыками. Тем же, кто действует верно, напоминать не следует, чтобы не лишать их самостоятельности, не приучать действовать лишь по указанию. Но чтобы они были уверены в том, что действуют правильно, их следует похвалить. Дети двух и трех лет живо и эмоционально откликаются на похвалу взрослого. Переживаемая при этом радость является положительным подкреплением правильных приемов работы, способствует их упрочению.
На первом занятии лучше дать всем детям краску одного цвета, чтобы сосредоточить их внимание на способах работы кистью и пользования краской. На следующем занятии краску можно поменять, но опять дать всем одного цвета. Лишь тогда, когда дети немного овладеют действиями с кистью и краской, можно на разные столы ставить разную краску, а к концу года и на один стол готовить краски 2 цветов. Не следует бояться при этом, что на какое-то время рисунки станут менее аккуратными; постепенно при внимании воспитателя дети научатся рисовать двумя-тремя красками, и рисунки их станут красочными, красивыми. В первой младшей группе для лепки лучше давать хорошо промешанную, не слишком сырую глину, а не пластилин. Для рисования рекомендуются мягкие карандаши черного, красного, синего и зеленого цвета. Из обычного набора в шесть цветных карандашей сперва лучше взять красный и черный, а затем также синий и зеленый карандаши: это наиболее яркие и отчетливо видные на бумаге цвета (желтый и коричневый карандаши лучше совсем не давать). Краски гуашь нужно разводить густо, чтобы они не растекались по бумаге. В этой группе еще не ставится задача научить детей передавать реальный цвет предметов. На первых занятиях надо давать карандаши не менее двух цветов, а затем все четыре. В тех случаях, когда ребенок всегда берет карандаш или краску одного какого-либо цвета и как бы не замечает других цветов, можно предложить ему порисовать другим цветом, но настаивать не следует. Когда воспитатель дает какое-либо определенное задание, необходимо указать соответствующий цвет краски, но затем надо вновь предоставить детям возможность пользоваться красками и карандашами разных цветов.
Как только дети овладевают умением изменять комок глины, сжимая его руками или вдавливая пальцами, наносить на бумагу штрихи, линии и пятна разного характера, у них возникает желание что-то изобразить. У некоторых детей это желание очень сильно: они энергично мнут глину, наносят штрихи на бумагу, всматриваются в то, что у них получается, и, «узнав», радостно просят воспитателя посмотреть, что они вылепили или нарисовали. Так как изображения малышей несовершенны, взрослый не всегда узнает в рисунке, лепке предмет, который видится ребенку. В этих случаях не надо говорить ребенку, что он ничего не нарисовал, а просто начиркал. Ребенок может уловить сходство, которого мы не замечаем, а возникшее у него желание создать изображение очень ценно. Постепенно ребенок улавливает все большее и большее сходство с предметом, хотя оно и получается у него случайно.
Наряду с этим воспитатель сам обращает внимание ребенка на то, что узнается всеми: и детьми, и взрослыми. Первые образы связаны с действием, движением, которое происходит в окружающем,— летят листья, идет дождь, падает снег, поднимается кверху дым, ребенок шагает по дорожке, и его ножки оставляют следы.
Взяв краску на кисть и прикладывая ее всем ворсом к бумаге, воспитатель показывает, как можно нарисовать листик, и еще листик, и еще,— так они падают с деревьев.
Нужно следить при этом, чтобы дети хорошо насыщали кисть краской, обмакивая ее всем ворсом. Часто дети забывают вовремя это сделать и, не понимая, почему кисть «не рисует», трут ею бумагу; портится и кисть, и рисунок, изображение не получается. Это расстраивает ребенка. Но сам понять причину неудачи и исправить положение он не может. Своевременное напоминание воспитателя предотвратит неправильные действия и огорчение ребенка.
В течение занятия следует время от времени напоминать детям о том, чтобы они набрали краску на кисть. Содержание, которое можно передать в рисунке приемом приманивания, может быть и другим, в зависимости от того, что в данное время дети наблюдают (у малышей особенно важно создать тесную связь рисунка с получаемыми впечатлениями). Осенью дети видят желтые и оранжево-красные листья, летящие с деревьев; наступает зима, и они видят, как идет снег. Воспитатель напоминает детям освоенный ими ранее прием прикладывания кисти к бумаге, и дети рисуют на листе голубой или серой бумаги белой краской падающий снежок.
Позднее, когда на новогодних елках зажигаются яркие огоньки, можно предложить детям украсить огоньками елочку, которую воспитатель вырезает из зеленой бумаги (размером в обычный писчий лист) и дает каждому ребенку.
Для этого занятия на столы можно поставить по 2—3 краски (красную, желтую, белую). Хорошо вырезать две большие елочки, и тогда каждая подгруппа украшает свою елочку (коллективная работа). Одновременно можно вызвать к доске, на которую прикрепляется елочка, двух детей и предложить зажечь несколько огоньков. Остальные смотрят. Затем воспитатель предлагает другим детям подойти к доске. Если кто-либо откажется, настаивать не надо. Закрепляя умение пользоваться при изображении приемом примакивания, воспитатель предлагает детям украсить платье куклы, платочек или рукавички. Дети выполняют эти задания с удовольствием; их движения становятся все более свободными, уверенными.
Когда дети овладеют прикладыванием кисти к бумаге всем ворсом, надо предоставить им возможность пользоваться этим приемом самостоятельно для передачи различного содержания.
Каждый раз по окончании занятия рисунки выставляются на стенде, и детям предлагается посмотреть, как много они нарисовали, как получилось красиво. Дети получают удовольствие от достигнутого результата; некоторые еще и еще раз подходят к стенду. Могут быть случаи, когда кто-либо из детей, начав рисовать вместе со всеми, например, следы на дорожке, увлечется нанесением пятнышек и покроет ими весь лист.
Наряду с общим заданием воспитатель может предложить некоторым детям что-либо выполнить отдельно (в тех случаях, когда ребенок пассивен, вовсе не берется за рисование или бросает его, чиркнув карандашом один-два раза). Делать это надо метко, ласково, стараясь вызвать интерес к самим движениям карандашом или кистью, к действиям с глиной, а затем вместе с ребенком досмотреть, что получилось.
В программе первой младшей группы не ставится задача научить детей передаче формы предметов, поэтому не следует добиваться, чтобы дети умели лепить и рисовать округлые формы: всякая поспешность в обучении ведет к нарушению нормального течения процесса овладения изобразительной деятельностью.
Однако появление у самих детей стремления замкнуть линию и получить округлую форму нужно поощрять. С получением замкнутой формы дети начинают приписывать своим работам разнообразное и сложное содержание: появляются машины, пароходы, люди, звери. Чаще всего увиденное ребенком в рисунке очень отдаленно напоминает названный им предмет. Но не спешите разрушать возникший у ребенка образ, не говорите «непохоже». Ребенок еще не может подчинить движение руки задаче создания определенного предмета, а отрицательное отношение взрослого к тому, что получается, может вызвать чувство неуверенности, огорчение и отказ от рисования.
Научившись рисовать замкнутую форму, пусть неровную, угловатую, ребенок приобретает новую возможность создавать изображения. Каждая такая форма может обозначать то одно, то другое благодаря тем неуловимым признакам или незначительным дополнениям (черточки или пучка штрихов), которые для ребенка оказываются важными, наталкивают на мысль о сходстве.
Многократно повторяя получившиеся формы, ребенок наконец овладевает способностью рисовать их по своему желанию. В лепке процесс выделения предмета из общего комка глины происходит обычно раньше, чем в рисовании. Поэтому и задания — вылепить конфетки, а затем яблочки, яички и другое — могут даваться уже в первой младшей группе при, условии, что воспитатель не добивается от детей точности в передаче формы изображаемого. Дети просто отщипывают небольшие кусочки от общего комка глины. В этот период следует вырабатывать у детей умение отщипывать комочки разной величины, чтобы они в дальнейшем действовали осознанно. Затем нужно учить детей придавать комочку глины более определенную форму, полепив его пальцами или раскатывая между ладонями. Глина для этого должна быть мягкой, так как в руках ребенка мало силы.
Часто малыш, положив комочек глины между ладонями, не может придать ему нужную форму, так как не знает, что для этого нужно слегка надавливать на него. Воспитатель должен, взяв ладошки ребенка в свои, показать, как надо сдавливать комок, чтобы ребенок почувствовал нужное движение и его силу (с некоторыми детьми, у которых движения слабо развиты, такие действия можно повторять неоднократно, до тех пор пока руки малыша не приобретут уверенность и силу).
Опыт работы показывает, что нецелесообразно рисовать при детях сложные предметы (например, человека, животных). Двухлетние дети уже отчетливо понимают, что они могут и что не могут. Увидев изображение, созданное взрослым, ребенок отказывается рисовать, говоря: «Я так не могу, я не буду рисовать!» С отказом рисовать воспитатель сталкивается и в тех случаях, когда дома ребенку рисуют взрослые; малыш привыкает к этому и просит воспитателя: «Нарисуйте мне домик, я не умею». Следует показывать детям простые действия с глиной, карандашом, краской, которым они могут подражать, а затем использовать по своему усмотрению. Например, воспитатель «зажигает» огоньки на елке или в окнах домов, рисует, как падает снег, как текут ручейки и т. д.
Иногда воспитатель может рисовать и лепить для детей, когда этого требует ход игры, например вылепить шофера для игрушечной машины, украсить узорами скатерть для кукольного стола или сделать рисунок на ковер для кукол. Дети убеждаются, что карандашом и красками можно нарисовать, а из глины и пластилина вылепить интересные игрушки. После этого они охотнее включаются в занятия.
Через 2—3 месяца можно подвести детей к изображению предметов, явлений линиями: дождь идет, палочки, дорожки, ручейки, ленточки и др.
Малыши не могут рисовать совершенно прямые линии, и не нужно от них этого требовать. Важно, что ребенок будет производить отрывные движения, а не связанные (например, при рисовании мотков, дуг). Первые такие рисунки будут неумелыми. Одни дети не могут остановить руку, и линии выходят за пределы листа; движения других, наоборот, скованны, неуверенны, и линии получаются короткими, еле видными. Постепенно следует развивать уверенность, слитность движения, умение рисовать линии до конца, не останавливаясь. Полезен такой прием обучения: воспитатель берет руку ребенка в свою и вместе с его рукой рисует дорожку, ленточку и т. п. Ребенок при этом чувствует характер движения, его протяженность. После этого он увереннее действует сам.
Планируя занятия по рисованию и лепке, следует большинство их отводить на самостоятельное овладение ребенком тем» или иными изобразительными движениями, которые ранее были показаны педагогом. Но и на таких занятиях воспитатель активно руководит процессом изображения: он направляет действия малыша, следит за тем, чтобы ребенок правильно пользовался материалами, в случае необходимости поправляет ребенка, напоминает, как нужно рисовать, лепить.
В представленных планах занятий на ноябрь и апрель большое внимание уделяется приобщению детей к изобразительной деятельности. Важное значение в этой группе имеет овладение детьми самыми элементарными способами рисования карандашами, красками, лепкой из глины. Это находит отражение в программном содержании предлагаемых занятий. В каждом из них ставится задача учить детей правильно держать карандаш, кисть, учить набирать краску на кисть, аккуратно использовать глину.
Малыши не сразу могут подчинить движения руки задаче создания изображения, поэтому большое количество занятий отводится на свободные действия с карандашом, кистью, которые должны способствовать развитию естественных движений руки, постепенному приобретению свободы и уверенности, нахождению сходства изображенного с реальными предметами. Вместе с тем дети подводятся к передаче впечатлений от окружающего, при этом выбираются такие явления, которые дети могут изобразить. Например, в ноябре рекомендуются темы для рисования: «Дорожки», «Снежок пошел», «Следы», а в лепке — «Лепешки». К апрелю дети уже свободнее владеют своими движениями, могут осознанно повторить ранее получившийся штрих, линию, поэтому изобразительное содержание усложняется. В плане указаны такие занятия, как лепка орехов, палочек, рисование сосулек, ручейков.
Занятия, позволяющие детям овладевать действиями с карандашом, кистью и глиной, остаются. Несмотря на то что многие дети знают, как нужно держать карандаш, кисть, пользоваться глиной при лепке, в процессе изображения они часто, увлекаясь действиями, забывают об этом. Поэтому в программном содержании указывается на необходимость закреплять умение правильно держать карандаш и кисть, напоминать об этом детям в процессе занятия.
В дошкольных учреждениях с детьми проводится разнообразная воспитательная работа. При планировании занятий по изобразительной деятельности следует учитывать те знания, впечатления, которые дети получили при знакомстве с окружающим, на музыкальных занятиях, по родному языку, опираться на эти знания. В графе «Связь с другими сторонами воспитательной работы» указывается, какие знания и опыт, полученные детьми, ложатся в основу изобразительной деятельности. Например, перед рисованием падающего снега, следов на дорожке, сосулек нужно вспомнить наблюдения на прогулках, песенки, которые дети пели или слышали на музыкальных занятиях, стихи, потешки, рассказанные на занятиях по родному языку. Такая взаимосвязь необходима: она делает знания и умения, осваиваемые детьми, более глубокими, осознанными. В тех случаях, когда связь с другими сторонами на предыдущих занятиях (сходных с последующими) уже указывалась, эта графа остается пустой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: