Шкала личной тревожности (ЛТ)




Вопросы, освещаемые в теме

1. Оперативная оценка самочувствия, активности и на­строения (САН).

2. Исследование уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и уровня тре­вожности как устойчивой характеристики (личностная тревожность).

3. Исследо­вание направленности личности, системы ее отношений с помощью методики «Незаконченные предложения».

4. Исследование реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятель­ности или удовлетворению потребностей личности (метод рисуночной фрустрации Розенцвейга).

Вопросы для самопроверки

1. Для каких целей применяется опросник «САН»?

2. Какие две характеристики уровня тревожности можно определить по шкале самооценки Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина?

3. Какие баллы характеризуют высокую, среднюю и низкую степень одиночества по методике Д. Рассе­ла?

4. Какие характеристики личности и системы ее от­ношений можно определить с помощью методики «Незаконченные предложения»?

5. Какие индивидуально-психологические черты лич­ности можно определить с помощью опросника EPQ Г. Айзенка?

6. Какие индивидуально-психологические черты лич­ности можно определить с помощью опросника Р.Б. Кэттелла?

7. Что может дать психологу применение метода ри­суночной фрустрации С.Розенцвейга?

Список литературы

Автор фондовой лекции: Доцент каф. психологии, к. псих. н. Гавриленко В.А.

 

Рецензенты:

1. __________________________________________________

2. __________________________________________________

 

Лекция обсуждена и одобрена на заседании каф. психологии.

Протокол № от «__» _______________200_г.

 

1. Оперативная оценка самочувствия, активности и на­строения (САН).

ОПРОСНИК САН

 

Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).

Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале.

Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.

При обработке эти цифры перекодируются следующим образом: индекс

3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (учтите, что полюса шкалы постоянно меняются).

Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим "приведенным" баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из студентов Москвы равны: самочувствие – 5,4; активность – 5,0; настроение – 5,1.

Следует упомянуть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Код опросника

Вопросы на самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Вопросы на активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Вопросы на настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

 

 

      С А Н    
Ф               дата з
И               дата р
О                
Самочувствие хорошее               Самочувствие плохое
Чувствую себя сильным               Чувствую себя слабым
Пассивный               Активный
Малоподвижный               Подвижный
Веселый               Грустный
Хорошее настроение               Плохое настроение
Работоспособный               Разбитый
Полный сил               Обессиленный
Медлительный               Быстрый
Бездеятельный               Деятельный
Счастливый               Несчастный
Жизнерадостный               Мрачный
Напряженный               Расслабленный
Здоровый               Больной
Бузучастный               Увлеченный
Равнодушный               Взволнованный
Восторженный               Унылый
Радостный               Печальный
Отдохнувший               Усталый
Свежий               Изнуренный
Сонливый               Возбужденный
Желание отдохнуть               Желание работать
Спокойный               Озабоченный
Оптимистичный               Пессимистичный
Выносливый               Утомленный
Бодрый               Вялый
Сображать трудно               Сображать легко
Рассеяный               Внимательный
Полный надежд               Разочарованный
Довольный               Недовольный

 

 

2.Исследование уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и уровня тре­вожности как устойчивой характеристики (личностная тревожность).

 

ТЕСТ «ШКАЛА РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ» (ОПРОСНИК СПИЛБЕРГЕРА)

 

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий “веер” ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Суждения

№пп Суждение Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
  Я спокоен        
  Мне ничто не угрожает        
  Я нахожусь в напряжении        
  Я внутренне скован        
  Я чувствую себя свободно        
  Я расстроен        
  Меня волнуют возможные неудачи        
  Я ощущаю душевный покой        
  Я встревожен        
  Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения        
  Я уверен в себе        
  Я нервничаю        
  Я не нахожу себе места        
  Я взвинчен        
  Я не чувствую скованности, напряжения        
  Я доволен        
  Я озабочен        
  Я слишком возбужден и мне не по себе        
  Мне радостно        
  Мне приятно        

Шкала личной тревожности (ЛТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Суждения

№пп Суждение Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
  У меня бывает приподнятое настроение        
  Я бываю раздражительным        
  Я легко расстраиваюсь        
  Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие        
  Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть        
  Я чувствую прилив сил и желание работать        
  Я спокоен, хладнокровен и собран        
  Меня тревожат возможные трудности        
  Я слишком переживаю из-за пустяков        
  Я бываю вполне счастлив        
  Я все принимаю близко к сердцу        
  Мне не хватает уверенности в себе        
  Я чувствую себя беззащитным        
  Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей        
  У меня бывает хандра        
  Я бываю доволен        
  Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня        
  Бывает, что я чувствую себя неудачником        
  Я уравновешенный человек        
  Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах        

Обработка результатов.

1) Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.

2) На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.

3) Вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая, 31 – 44 балла - умеренная; 45 и более высокая.

КЛЮЧ

СТ Ответы ЛТ Ответы
№№ Никогда Почти всегда Почти никогда Часто №№ Никогда Почти всегда Почти никогда Часто
  СТ ЛТ
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

По результатам обследования группы также пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица, высоко и низкотревожные.

 

3. Исследо­вание направленности личности, системы ее отношений с помощью методики «Незаконченные предложения».

ТЕСТ "Незаконченные предложения"

Инструкция: "На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами".

  Думаю, что мой отец редко  
  Если все против меня, то  
  Я всегда хотел(а)  
  Если бы я занимал руководящий пост  
  Будущее кажется мне  
  Мое начальство  
  Знаю, что глупо, но боюсь  
  Думаю, что настоящий друг  
  Когда я был(а) ребенком  
  Идеалом женщины (мужчины) для меня является  
  Когда я вижу женщину рядом с мужчиной  
  По сравнению с большинством других моя семья  
  Лучше всего мне работается с  
  Моя мать и я  
  Сделал(а) бы все, чтобы забыть  
  Если бы мой отец только захотел  
  Думаю, что я достаточно способен(а), чтобы  
  Я мог(ла) бы быть очень счастливым, если бы  
  Если кто-нибудь работает под моим руководством  
  Надеюсь на  
  В школе мои учителя  
  Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь  
  Не люблю людей, которые  
  Когда-то  
  Считаю, что большинство юношей (девушек)  
  Супружеская жизнь кажется мне  
  Моя семья обращается со мной как с  
  Люди, с которыми я работаю  
  Моя мать  
  Моей самой большой ошибкой было  
  Я хотел(ла) бы, чтобы мой отец  
  Моя наибольшая слабость заключается в том  
  Моим скрытым желанием в жизни является  
  Мои подчиненные  
  Наступит тот день, когда  
  Когда ко мне приближается мой начальник  
  Хотелось бы мне перестать бояться  
  Больше всех люблю тех людей, которые  
  Если бы я снова стал(ла) молодым  
  Считаю, что большинство женщин (мужчин)  
  Если бы у меня была нормальная половая жизнь  
  Большинство известных мне семей  
  Люблю работать с людьми, которые  
  Считаю, что большинство матерей  
  Когда я был(ла) молодым, то чувствовал вину, если  
  Думаю, что мой отец  
  Когда мне начинает не везти, я  
  Больше всего я хотел(ла) бы в жизни  
  Когда я даю другим поручение  
  Когда буду старым(ой)  
  Люди, превосходство которых над собой я признаю  
  Мои опасения не раз заставляли меня  
  Когда меня нет, мои друзья  
  Моим самым живым воспоминанием детства является  
  Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)  
  Моя половая жизнь  
  Когда я был(ла) ребенком, моя семья  
  Люди, которые работают со мной  
  Я люблю свою мать, но  
  Самое худшее, что мне случилось совершить, это  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: