Обращение | Реализуемое действие |
abs(x) | Возвращает модуль х |
dec(x[,i]) | Уменьшает значение х на i, при отсутствии i на 1 |
inc(x[,i]) | Увеличивает значение х на i, при отсутствии i на 1 |
odd(i) | Возвращает true, если i - нечетное число, false - четное |
random(w) | Возвращает псевдослучайное число, равномерно распределенное на интервале[0,w-1] |
sqr(x) | Возвращает квадрат аргумента |
Под данными вещественного типа понимаются числа, записанные с десятичной точкой. Значение числа вещественного типа представляется в ЭВМ лишь с некоторой конечной точностью, которая зависит от внутреннего формата вещественного числа. В табл. 4 приведены названия вещественных типов, их длина в байтах, а также диапазон возможных значений. Существует две формы представления вещественных чисел: с фиксированной и с плавающей точкой. Варианты записи вещественных чисел с фиксированной точкой приведены первом в столбце, а с плавающей – во втором:
1.36 1.36e0
0.0013 1.3e-3
123.123 1.23123e2
В разделе описания переменных данные вещественного типа можно описать так:
var a,b: real;
c,d: single;
k: double;
l,m,n: extended;
Таблица 4
Вещественные типы
Длина, байт | Название | Диапазон десятичного порядка | Количество значащих цифр |
single | от -45 до +38 | от 7 до 8 | |
real | от -39 до +38 | от 11 до 12 | |
double | от -324 до +308 | от 15 до 16 | |
extended | от -4951 до +4932 | от 19 до 20 | |
comp | от ![]() ![]() | от 19 до 20 |
В табл.5 приведены встроенные функции и процедуры для обработки данных вещественного типа.
Таблица 5
Встроенные функции для обработки данных вещественного типа
Обращение | Реализуемое действие |
abs(x) | Модуль аргумента |
arctan(x) | Àрктангенс (радианы) |
frac(x) | Дробная часть числа |
int(x) | Целая часть числа |
ln(x) | Натуральный логарифм |
pi | ![]() |
random | Псевдослучайное число, принадлежащее интервалу[0,1] |
randomize | Инициализация датчика псевдослучайных чисел |
sqrt(x) | Корень квадратный |
sqr(x) | Квадрат аргумента |
sin(x) | Синус(радианы) |
сos(x) | Косинус(радианы) |
exp(x) | Экспонента |
ОПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ
Оператор присваивания является самым важным оператором в любом языке программирования. Этот оператор служит для изменения областей памяти. Оператор присваивания заменяет значение переменной в левой части оператора значением выражения, стоящего в правой части, и имеет следующую форму:
<переменная>:=выражение.
необходимо учесть, что переменная и выражение должны быть одного типа. Например, если переменные описаны следующим образом:
var
x,y: integer;
a,b: real;
то можно записать операторы присваивания
x:=x+5;
y:=x;
a:=b;
b:=5.33*x+y/2;
Как уже говорилось, тип переменной позволяет не только устанавливать длину ее внутреннего представления, но и контролировать те действия, которые осуществляются над ней в программе. Контроль за использованием переменных еще на этапе компиляции программы – важное преимущество Паскаля, повышающее его надежность. В Паскале почти не возможны автоматические преобразования типов. Исключение сделано только в отношении констант и переменных типа integer, которые можно использовать и в выражениях типа real, т.е. для описанных выше переменных оператор x:=a будет неверным из-за невозможности преобразования вещественного типа к целому. В то же время, оператор a:=x будет верным.
Что происходит со старым значением переменной, когда ей присваивается новое значение? Оно просто стирается. Поскольку переменная может хранить только одно число, то выполнение оператора присваивания приводит к потере предыдущего значения переменной. Переменная всегда содержит результат последнего оператора присваивания.