Внимательно прочитайте лекцию, сделайте опорный конспект по теме и выполните задания после лекции.




Тема: «Социальный статус и социальная роль».

1) Посмотрите видеоуроки

1. «Социальный статус» по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=fuWqt2ZpUF8

2. «Социальная роль» по ссылке

https://videouroki.net/video/34-socialnaya-rol.html

Внимательно прочитайте лекцию, сделайте опорный конспект по теме и выполните задания после лекции.

ЛЕКЦИЯ

Социализация - это процесс приучения индивида к жизни в обществе, усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Это определение вам уже хорошо знакомо. Поговорим о том, что такое социальная роль. Какие роли нам, как членам общества, приходится играть. И что собой представляют ролевые конфликты.

Но начнём с социального статуса.

Статус - слово многозначное. С латыни оно переводится как «состояние », «положение ». Используется в биологии, химии, медицине, юриспруденции и даже в лингвистике. Статус субъекта или объекта - это позиция, которую он занимает в какой-то группе, системе, иерархии. Либо его состояние. Например, иммунный статус - характеристика состояния иммунной системы организма. Чем ниже статус, тем слабее сопротивляется организм неблагоприятным внешним воздействиям, и наоборот.

Социальный статус человека - положение, которое он занимает в обществе. Статус зависит от различных характеристик данного индивида: его пола, возраста, национальной и религиозной принадлежности, уровня образования, профессии, размера банковского счёта и так далее.

Если уж совсем по-научному, то социальный статус - это определённая позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Запоминается труднее, зато термин характеризует более полно и точно. Эта самая совокупность прав и обязанностей диктует человеку, как себя вести, имея тот или иной статус. На что он имеет право, и что обязан делать.

Модель поведения, которой должен придерживаться индивид, занимающий определённое положение в обществе, и есть социальная роль. Но об этом чуть позже.

Обратите внимание, социальный статус связан не с личностью человека, не с внутренними его качествами - чертами характера, нравственными принципами. А с внешними характеристиками.

Он напоминает пустую ячейку в сети. Она может быть разной формы и размера. Вот эту займёт 17-летнюю девушка, которая живёт в небольшом городке и заканчивает среднюю школу. А вот сюда поместим 50-летнего профессора столичного университета, который уже успел стать дедушкой. Девушка может быть общительной или застенчивой. Профессор - рассеянным или собранными и организованным. На их статус это не повлияет. Или скажем так - на их основной статус. А какие они, вообще, бывают?

Принято особо выделять личный статус человека. Речь идёт о его положении в малой первичной группе - семье, кампании друзей. Здесь как раз наши внутренние качества играют очень большую роль.

На уроках обществознания в базовой школе вы уже говорили о прирождённом и приобретённом (или достигаемом) статусах. Прирождённый связан с теми характеристиками, которые у вас есть, независимо от вашего желания и ваших действий. Мы рождаемся мальчиками или девочками. Современная медицина, правда, позволяет поменять эту характеристику. Но подобные случаи - всё же редкое исключение. От человека не зависит, родится он наследным принцем или нет. Хотя от прав на трон можно будет и отказаться. Отказавшийся от трона наследный принц - это будет достигаемый статус? Скорее смешанный. Вот мы с вами, например, от трона отказаться не можем. Потому что мы не урождённые наследные принцы.

Иногда особо выделяют предписанный или приписываемый статус. Он тоже у нас появляется, независимо от наших пожеланий на этот счёт. Но дядями, старшими сёстрами или дедушками не рождаются. Ими становятся.

С достигаемым статусом уже всё ясно. Это то положение, которое мы занимаем, благодаря нашим собственным усилиям. Уровень образования, профессия, ступенька карьерной лестницы.

Основной статус, о котором мы уже упоминали, - тот, который оказывает доминирующее (основное) воздействие на образ жизни человека. В традиционном обществе, чаще всего, это был прирождённый статус. Нужно было кем-то родиться, чтобы занять определённое, всем понятное место. Сейчас основной статус у большинства людей, по крайней мере взрослых, связан с родом их занятий.

Неосновной (эпизодический) социальный статус - то положение, в которое мы попадаем время от времени. Пешеход, покупатель, пациент, телезритель. Эти статусы тоже подразумевают некий набор прав и обязанностей, норм поведения.

Сделаем небольшое отступление и поразмышляем над вопросом, а как задумывалось природой? Какой статус - прирождённый или достигаемый - должен был стать основным, если бы люди жили в естественных условиях? То есть как один из биологических видов. А чтобы у вас было больше оснований для выводов, познакомимся с результатами одного эксперимента. Он был проведён в лаборатории биологического поведения университета Нанси - это во Франции.

Исследователь Дидье Дезор хотел изучить плавательные способности крыс. Он поместил их в клетку с одним выходом - в бассейн. Чтобы добыть пищу из кормушки, бассейн надо было переплыть. Плавать, как оказалось, крысы умеют неплохо, в том числе переправлять по воде пищу. Но в придачу обнаружилась и ещё одна вещь. Крысы не плыли на поиски пищи все вместе. И даже не по очереди. Создавалось ощущение, что они разделили между собой роли. Два пловца транспортировали пищу. Когда они выбирались из воды, две другие крысы били их и отбирали добытое. Наедались до отвала, а тем, что осталось, могли полакомиться пловцы. Сами эксплуататоры за едой никогда не плавали.

Был один независимый пловец. Он снабжал сам себя, и никому свою добычу не уступал. И последняя крыска стала таким «козлом отпущения» - её статус был самым низким. За едой она не плавала, отобрать у кого-то не могла. Поэтому подбирала случайно оставшиеся крошки. Эксперимент повторили в двадцати клетках - везде роли распределялись одинаково.

Но учёные - особые люди. Они отличаются тем, что в их головы приходят вопросы, над которыми остальные просто не задумываются. А что будет, подумал Дидье Дезор, если в одну клетку поместить шесть эксплуататоров из предыдущих экспериментов? По нашим, человеческим, меркам - это прирождённые авторитарные лидеры, которые нацелены на то, чтобы заставлять других работать на себя. Умрут с голоду, но сами плюхаться в бассейн не станут. Но вышло не совсем так. Крысы дрались всю ночь, а утром всё повторилось: два эксплуататора, два эксплуатируемых пловца, один независимый добытчик и один «козёл отпущения».

Какие роли играем мы?

Мы уже говорили, что социальная роль - модель поведения, связанная с определённым статусом. Добавим, это образец поведения, которого следует придерживаться, занимая то или иное положение в обществе. Есть устоявшиеся представления о том, что значит быть хорошим отцом, другом, учителем, президентом и так далее. Достаточно часто они закреплены в социальных нормах, в том числе правовых. Если, выполняя роль, вы соответствуете этим представлениям, получаете одобрение окружающих. Если нет - осуждение.

Таким образом, мы можем дать и такое определение. Социальная роль - это нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию.

Американский социолог Толкотт Парсонс предложил следующие критерии для классификации социальных ролей.

· По уровню эмоциональности одни роли эмоционально сдержанны, а другие - раскованны. Например, судья, хирург или владелец похоронного бюро должны держать себя в руках, действовать рационально. А от актёра или вдовы на похорона́х никто сдержанности не ожидает. Наоборот, эмоции зачастую даже необходимо выставлять напоказ. На сцене - это одна из составляющих профессии. Ну, а сдержанные в своих горестных чувствах вдова или вдовец могут навести окружающих на нехорошие подозрения.

· По способу получения роли, как и статусы, бывают предписанные и достигнутые. Ребёнку положено играть в песочнице, а по достижении определённого возраста - первого сентября отправляться в школу. Не потому, что он к этому так уж стремится, а просто, потому что он ребёнок. В принципе, и десятиклассник может строить замки из песка или печь куличики. Но это может быть не очень хорошо воспринято. Скажут: не по возрасту! Но если вам так нравится работать с песком, необязательно для этого выгонять из песочницы малышей!

· Примеры достигнутых социальных ролей привести легко. Шеф-повар, космонавт, руководитель крупной компании.

· Следующий критерий - масштаб проявления. Например, в отношения с контролёром общественного транспорта вы вступаете в строго ограниченной ситуации. Он имеет право потребовать предъявить доказательство оплаты проезда. Или проследить, чтобы вы это сделали. Никаких других действий данная социальная роль не предусматривает. Не дать вам стать «зайцем» - и всё!

· А вот роль родителей или супругов таких узких рамок не имеет. Между мужем и женой, родителями и детьми возникают и эмоциональные, и правовые отношения. Очень трудно сформулировать, что значит, быть хорошим мужем или замечательной мамой. Вы - хорошие дети? Что, не так-то просто ответить на этот вопрос? А всё потому, что роль слишком масштабна, границы её проявления размыты.

· С масштабом проявления роли часто связана и степень её формализации. Одни роли предполагают жёстко регламентированные правила поведения. Контролёр и пассажир. Полицейский и нарушитель правопорядка. Друзья, члены семьи связаны личными, нигде детально не прописанными отношениями.

· Но довольно часто формальные и неформальные отношения при выполнении социальных ролей трудно разделить. У ученика и учителя есть нормативно определённые права и обязанности. Но это не мешает испытывать им симпатию или антипатию друг к другу, иметь общие увлечения, скажем, путешествовать по родному краю. К любимому учителю вы можете обратиться со своей личной проблемой, попросить совета по вопросу, который никак не связан с учебной программой.

· Парсонс предложил и такой критерий классификации социальных ролей, как мотивация. Бизнесмен стремится получить максимальную прибыль, учёный служит истине, чиновник делает карьеру, родители заботятся о благе ребёнка.

К выполнению социальных ролей каждый из нас подходит по-своему. Наши личные качества, безусловно, накладывают отпечаток на наши действия. Человек - не автомат, его нельзя запрограммировать на все случаи жизни. Никакие правила не могут всё предусмотреть. Нам часто приходится импровизировать. Если при этом наши действия кардинально не расходятся с ожиданиями окружающих, никаких особых проблем не возникает. Что же тогда имеется в виду под ролевым конфликтом?

Понятно, что это ситуация резкого расхождения поведения и требований социальной роли. Когда человек ведёт себя не по правилам, не соответствует статусу. Мы уже говорили, что в этом случае общество применяет к нему негативные санкции: осуждает, наказывает.

Каждый из нас играет не одну роль. Попробуйте перечислить все составляющие своего ролевого набора. Пальцев на руках точно не хватит. Вполне вероятна ситуация, когда требования разных социальных ролей противоречат друг другу. Родители требуют, и вполне обоснованно, чтобы вы вернулись домой с вечеринки не позднее 22.00. А ваши друзья хотят видеть вас в своей кампании гораздо дольше. И среди них, возможно, есть некто, с кем вам особенно не хочется расставаться в такое «детское время». Совместную встречу рассвета влюблёнными ещё никто не исключил из составляющих набора ролевых правил.

Возможно и такое. Выполняемая вами социальная роль требует совершения действий, которые недопустимы для вас, как для личности. Вы ведь понимаете, что идея альтернативной гражданской службы вместо службы по призыву с оружием в руках не на пустом месте возникла.

В некоторых случаях ролевой конфликт может быть связан с различными представлениями о том, как именно нужно выполнять ту или иную социальную роль. Особенно, когда речь идёт о размытых социальных ролях с отсутствием формальной определённости отношений. Вы уже пробовали ответить на вопрос: Что значит быть хорошим сыном или хорошей дочерью?

Итак, обобщим сказанное:

статус — это позиция человека в обществе или малой группе. Существуют социальные и личные статусы. Социальные статусы делят на предписанные и достигаемые, на прирожденные и приписываемые.

У одного и того же человека может быть несколько статусов, но главным является тот, который определяет положение человека в обществе и с которым его отождествляют окружающие и он сам.

Поведение, ожидаемое от человека определенного социального статуса, называют социальной ролью. Каждый статус предполагает не одну, а несколько социальных ролей, так называемый ролевой набор. Поведение личности в соответствии с ее статусом контролируется обществом.

ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ

1) Может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает? Кто и что нас может ограничивать в нашей деятельности?

2) Что такое предписываемый статус.

3) Какие три социальных статуса считаются прирождёнными?

4) Что такое достигаемый статус? Каким образом человек его достигает?

5) Определите в схеме свой статусный набор.

6) Что такое социальная роль? Какой конкретный набор действий предполагает роль ученика.

7) Что такое ролевой конфликт? Приведите пример подросткового ролевого конфликта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: