Опишите критерии и стадии психического в филогенезе по А.Н. Леонтьеву и К.Э.Фабри.
План ответа на вопрос:
1. Проблема критерия психического. Традиционные критерии психического в философии. (антропопсихизм, панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, солипсихизм)
2. Критерий АН Леонтьева и его концепция о зарождении психики
А) элементарная форма психического – чувствительность
Б) чувствительность vs раздражимость. Эксперимент по формированию кожной светочувствительности
3. Этапы развития психики (АН Леонтьев, Фабри)
1) Элементарная сенсорная – высший и низший уровни
2) Перцептивная – высший и низший уровни
3) Стадия интеллекта – дискуссия о её выделении
4) Стадия сознания
КРИТЕРИЙ ПСИХИЧЕСКОГО. В рамках деятельностного подхода, развиваемого российской психологией и опирающегося на диалектическую философскую традицию, сформировалось убеждение о необходимости установления «точки отсчета », с которой ведет свою историю психика.
АНЛ: «Проблемы развития психики » 1959, дали Ленинскую премию.
В ней он прежде всего подвергает критике имевшиеся точки зрения на решение проблемы возникновения психики. выделяет четыре позиции:
1. Антропопсихизм (критерий психики – осознанность; поэтому у животных психики нет, так как нет сознания; Р.Декарт). АНЛ: очень узко
2. Панпсихизм (учение о всеобщей одушевленности, одушевлено любое материальное образование; Б.Спиноза). АНЛ: очень широко
3. Биопсихизм (душа есть у любого живого существа, в том числе у растений; Аристотель). АНЛ: биопсихизм не позволяет установить качественного различия между живым организмом, не обладающим психикой и нет
4. Нейропсихизм (имеется строго объективный критерий психики: наличие нервной системы; Ч.Дарвин, Г.Спенсер). АНЛ: тут постулируется жесткая связь НС и психики, а ведь связь органа и функции является подвижной, поскольку одну и ту же функцию могут выполнять разные органы.
+ Солипсихизм (Введенский): «объективные признаки одушевленности» отсутствуют и душевная жизнь выявляется только в самом объекте путем самонаблюдения (т.е. «психика есть только у меня»).
Критерий АНЛ и его концепция о зарождении психики
А) Первоначальная, исходная форма психического – чувствительность. Он выделяет 2 вида критериев чувствительности:
1) Субъективный (самоотчет) – он не подходит для исследования животных
2) Объективные критерии (по Йерксу):
a. Структурные, морфологические (анатомич организация). Морфологический критерий ненадежен, т.к. хотя «органы и функции составляют единство, но они, однако, связаны друг с другом отнюдь не неподвижно и неоднозначно».
b. функциональные (признаки психики, лежащие в самом поведении животных).
- подвижность
- защитная подвижность
- подвижность, связанная с предыдущим опытом животного
ПРОБЛЕМА: невозможно по двигательным функциям различить раздражимость, которая свойственна всей живой материи, от чувствительности.
Б) АНЛ предложил следующее разделение:
· Раздражимос ть – это способность живых организмов реагировать на биологически значимое воздействие (биотические стимулы). Это простейшая форма взаимодействия простейшего организма со средой (например, тропизмы у растений). Но на некотором этапе биологической эволюции появляется чувствительность.
· Чувствительность - способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия (абиотические стимулы)(виды энергии или свойства энергии, которые непосредственно не участвуют в обмене веществ). Биологически нейтральные объекты находятся в устойчивой связи с биологически значимым объектом – являются потенциальными сигналами.
Т.о., возникновение психики в эволюции тесно связано с обнаружением субъектом в своей индивидуальной деятельности смысла АБИОТИЧЕСКОГО стимула как сигнала наличия БИОТИЧЕСКОГО фактора.Таким образом, психика связана с ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ субъекта изначально.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО: пси эксперименты по изучению светочувствительности кожи ладони руки АНЛ.
Гипотеза: свет, падающий на ладонь, — заведомо абиотический стимул для субъекта, который в обычных условиях не ощущается. Возможно развить чувствительность ладони к свету, если сделать свет сигналом наличия другого стимула — удара тока в палец руки.
КРИТЕРИЙ ПСИХИЧЕСКОГО – дискуссия в школе АНЛ:
✓ АНЛ: реакция на любой видоспецифический абиотический раздражитель (все лягушки определенного вида реагируют на шорох в траве как «сигнал» наличия в ней насекомого, и эта способность существует как видовое приобретение до того, как лягушка начнет осуществлять свою индивидуальную деятельность),
✓ П.Я.Гальперин: только на такой абиотический стимул, смысл которого определяется в индивидуально-неповторимой деятельности субъекта (для конкретной лягушки данного вида, которую постоянно кормили червями, индивидуальный смысл «пищи» приобрела их форма, потому-то данная лягушка набросилась и на имеющую такую же форму спичку; для другой лягушки, которую кормили пауками, индивидуально-неповторимый смысл «пищи» приобрела форма паука, и она столь же яростно набросилась на похожие по форме кусочки мха, игнорируя спички).
Источник развития психики - противоречие между действиями субъекта и отражением им внешней среды Критерии развития психики по АНЛ:
1) характер отражения;
2) критерий деятельности (деятельность опосредствует отношения организмов с теми свойствами среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни). ⇒ Всякое отражение формируется в процессе деятельности животного и всякая деятельность совершается в соответствии с тем, как данное воздействие отражается в ощущениях, образах, мышлении животного.
Леонтьев | Фабри (зоопсихолог) | |
Этапы развития психики | выделяет в эволюционном развитии психики четыре стадии: · элементарной сенсорной психики, · перцептивной психики · интеллект · сознание | Выделил в первых 2 стадиях еще по 2 подстадии, а интеллект не выделял |
Элементарная сенсорная психика. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: активность, отвечающая потребностям животного, направленная на поиск предметов его потребностей в предметно расчлененной среде ПСИХИКА: отражаются лишь отдельные абиотические свойства этих предметов, связанные смысловой связью с жизненно важными для субъекта биотическими свойствами. Элементарные ощущения | НИЗШИЙ УРОВЕНЬ: (простейшие,большинство кишечнополостных, низшие черви и губки) деятельность носит весьма примитивный характер – избегание негативного стимула, ассоциативного научения нет. | |
ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ: (многоклеточные беспозвоночные — высшие черви, иглокожие.). Возникновение и развитие НС. Ассоциативное научение – с трудом. (Йеркс, черви в Т-образном лабиринте, после примерно 180 сочетаний ударов токов в одном из концов лабиринта, научились предпочтитать определенный край). | ||
Перцептивная психика ПСИХИКА: теперь субъект отражает в своем образе мира не отдельные абиотические свойства предмета, а сам целостный предмет, данный в определенных условиях. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: изменение структуры Д – выделение в ней операций, определяемых условиями деятельности. Эксперименты по формированию натуральных и искусственных условных рефлексов. переход к НАЗЕМНОМУ образу жизни. | НИЗШИЙ УРОВЕНЬ (высшие беспозвоночные – членистоногие и головоногие моллюски; насекомые – воспринимают геом формы) | |
ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ (птицы, млекопитающие). Развитие опорно-локомоторной функции конечностей, манипулятивных движениях, которые у некоторых высших позвоночных (обезьян) приобретают характер практического анализа (расчленения) объекта и тем самым способствуют получению разнообразной информации о предметах, которыми животные манипулируют. При дальнейшем развитии органов чувств→ качественно развиваются и сенсорные обобщения. | ||
Стадия интеллекта. ПСИХИКА: отражение не целостных предметов, а ситуаций, т.е. отношений между предметами, которое возникает в ходе соответствующей деятельности (двухфазной, опосредствованной орудиями) Особенности деятельности: · «внезапное» нахождение операции после небольшого числа проб и ошибок (до этого медленно, путем проб и ошибок) · воспроизведение найденной операции (как способа решения поставленной задачи) без новых проб и ошибок · возможность переноса найденного решения в одной задаче на другие · возможность объединения в одной деятельности двух различных операций: чтобы достать плод, обезьяне приходится сначала достать более длинную палку с помощью короткой, а уже длинной - плод Двухфазность решения задачи обезьяной проявляется и при решении ею задач «на обходные пути» — животному, для того чтобы взять плод, необходимо сначала оттолкнуть его от себя или сначала отойти от приманки, обогнув препятствие, чтобы тем вернее достичь в конечном счете этой приманки. | ФАБРИ не выделял эту стадию, т.к.: А) двухфазность и интеллект не связаны, поскольку выделение подготовительной и завершающей фаз присуще любому поведенческому акту. Б) орудийность и интеллект не связаны В) интеллектуальная Д – не только у человекообразных обезьян. Собаки, еноты и др. могут довольно быстро научиться решать задачи с проблемными ящиками, которые требуют самостоятельного нахождения способов открывания последовательно предъявляемых запирающих устройств. Предпосылка и основа интеллекта животных - манипулирование, причем в основном с биологически нейтральными объектами. В ходе манипулирования происходит ознакомление с новыми для животного свойствами объектов, обобщение опыта деятельности и — как результат — появление обобщенного двигательно-сенсорного опыта. НО интеллект животных биологически ограничен. Хотя обезьяны пользуются орудиями в повседневной жизни, их интеллект фактически представляет собой применение в новых условиях филогенетически выработанного способа действия.Употребление человеком орудий носит качественно иной характер. | |
Стадия сознания. Человек Опосредствованный (общественно-историческим опытом) характер отражения окружающей действительности, зафиксированный прежде всего в системах значений (словесных, предметных и орудийных), а также в динамических смысловых системах личности. Сознание возникает как продукт усложнившейся деят-ти индивида в мире, носящей СОЦИАЛЬНЫЙ и ОРУДИЙНЫЙ характер. |