Формирование культуры умственного труда основывается на глубоком и сознательном освоении норм умственной деятельности, рассматривается как важнейший инструмент познания мира во всем его многообразии.
В ходе изучения данного курса рассматривается проблематика и основные факторы влияния на процесс самообразования студентов в вузе. Для успешной адаптации в социально-культурной среде вуза необходимым является проявление активной позиции студента, который должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели. Самообразование студентов в высшей школе является предпосылкой активной профессиональной деятельности и необходимым условием ее эффективности. Уровень профессиональной деятельности будущего социального педагога (менеджера, экономиста, юриста и т.д.) зависит от того, как подготовлен студент к различным видам исследовательской деятельности.
Специфика учебного курса «Культура интеллектуального труда», его значение для учебной деятельности студентов требуют мотивированного освоения необходимых теоретических знаний, прикладных умений и навыков учебного труда. Это расширит возможности формирования у обучаемых общей культуры, компетентности и профессионализма как выпускников вуза.
Изучение спецкурса «Культура интеллектуального труда» способствует развитию, формированию и становлению личности; формирует потребность в постоянном самообразовании и самоусовершенствовании в профессиональной деятельности; формирует коммуникативную культуру, профилактику конфликтов в педагогическом процессе. Особое значение в этой связи имеет изучение и осмысление идей и положений основных документов в образовательной сфере, новой научной и учебной литературы, периодической печати, образовательных Интернет-ресурсов.
Освоение учебного курса осуществляется на основе теоретической подачи материала в виде лекций, практических занятий (семинаров) и познавательного интереса, умственной активности, самостоятельности и творческой индивидуальности студента при выполнении контрольных заданий и работ.
Самостоятельная (аудиторная и внеаудиторная) работа студентов всех форм обучения является одним из основных видов познавательной деятельности, направленной на более глубокое и разностороннее изучение материалов учебного курса. Основная часть времени, предусмотренного для самостоятельной работы студентов по данному курсу, отводится на подготовку к практическим занятиям (семинарам), текущему контролю и промежуточной аттестации (зачету). Студенты должны прочитать рекомендованные преподавателем учебные и научные тексты, выполнить письменные контрольные работы и задания.
Самостоятельная (аудиторная) работа студентов всех форм обучения включает обязательное ведение конспектов лекций, а для очной формы обучения также – выступления (сообщения, доклады, рефераты) и выполнение тестов (заданий, задач и т.п.) на семинарских занятиях. Также студентам могут быть выданы письменные задания по составлению краткого конспекта указанной литературы (первоисточников), либо в виде поиска и анализа сведений из ресурсов Интернет, других источников информации и т.п. Индивидуальные и групповые задания студентам также могут быть в виде исследовательских работ теоретического или экспериментального характера (НИРС).
Результаты выполнения самостоятельной работы представляются студентами во время аудиторных занятий, проверяются и оцениваются преподавателем в ходе текущего (рубежного, итогового) контроля – в соответствии с рейтинговой системой оценки и учета успеваемости[1], учебным планом (расписанием занятий, зачетно-экзаменационной сессии). Обучающиеся в системе ДОТ, представляют контрольные работы на проверку в сроки, указанные преподавателем (тьютором) в соответствии с индивидуальным графиком обучения.
Контрольная (внеаудиторная) работа выполняется письменно в виде реферата (презентации) и обеспечивает глубокую, всестороннюю проверку усвоения изучаемого материала, поскольку требует комплекса знаний и умений студентов. В реферате (презентации) студент должен показать степень владения письменной речью, умение логично, адекватно проблеме выстраивать, составлять свой текст и излагать его, давать оценку проблеме (произведению, факту, событию и т.д.), в том числе с использованием компьютерных программ и технологий.
Выполненная письменная работа (реферат, презентация) направляется на проверку руководителю (тьютору) по электронной почте и считается зачтенной при положительной оценке, указанной в ответном электронном письме студенту от руководителя (тьютора) – это является обязательным условием завершения данного вида рубежного контроля.