Н.А. Костерев
Туристские должности в походе
Вы собрались с группой совершить туристский поход или экскурсию. На один день, а может быть на все каникулы. Очень много дел предстоит сделать руководителю и участникам группы при подготовке к походу, в самом походе и после его окончания — при подведении итогов. Педагогически целесообразно эту работу делать всей группой, распределив обязанности (должности) между участниками.
Распределение обязанностей между участниками и их работу по этим обязанностям можно рассматривать как важный инструмент педагогического влияния руководителя группы на детей.
При этом необходимо придерживаться следующих принципов:
· каждый участник похода (экскурсии) должен иметь свой участок работы, свою должность;
· работа по этой должности должна проводиться на всех этапах туристского цикла: при подготовке, проведении и подведении итогов похода;
· одновременно использовать как туристские, так и краеведческие обязанности, направленные на развитие познавательных интересов личности;
· используя как постоянные должности (на все время туристского цикла), так и временные (на небольшой отрезок времени), можно тем самым чередовать степень подчиненности участника. Так, постоянный командир группы или палатки может в какой-то день подчиняться как дежурный топограф главному топографу;
· в итоге работы каждого участника должен быть получен конкретный (материальный) результат. Как правило, это может быть раздел туристского отчета о походе или экскурсии, а может быть и фотогазета, стенд в школе, реферат и т.д.
· во время следующего туристского цикла проводить смену должности участников.
|
На этапе распределения обязанностей формируется организационная структура группы, последовательность работы и отдыха отделений. Группа разбивается на 3 — 4 отделения, которые возглавляются командирами. Каждое отделение по очереди в течение одного походного дня занимается определенным делом:
· дежурит по кухне, готовит еду;
· ведет группу по маршруту, составляет описание этого участка маршрута, корректирует карту;
· ведет летопись (дневник, газету и т.п.) похода;
· отдыхает.
Руководитель группы может использовать этап распределения туристских должностей для изучения личности ребенка и педагогического воздействия на участника. При этом можно участника авторитарно назначить на должность или демократично выбрать, а может быть, анархически пустить все на самотек — кто кем захочет быть. Полезно при этом использовать анкеты, социометрические методы изучения межличностных отношений и совместимости.
Не следует забывать и тех, кто по состоянию здоровья, по своим возможностям и т.п. не идет в поход. Этих детей можно привлечь к подготовке и оформлению итогов похода.
Таким образом, полностью используя систему распределения туристских обязанностей в походе, предоставляя возможность детям проявить свою самостоятельность и активность, можно сформировать у них качества активной, ответственной, познающей окружающий мир личности.
Участникам туристского похода могут быть предложены следующие должности:
1. Командир группы | 9. Главный краевед |
2. Командир отделения (палатки) | 10. Краевед по теме |
3. Завхоз по питанию | 11. Казначей |
4. Завхоз по снаряжение | 12. Ответственный за примуса |
5. Реммастер | 13. Главный фотограф |
6. Медик | 14. Метеоролог |
7. Главный топограф | 15. Редактор газеты (дневника) |
8. Дежурный топограф |
Обязанности командира группы
|
До похода:
1. Распределить обязанности участникам группы.
2. Вместе с командирами отделений распределить участников по отделениям.
3. Организовать подготовку похода участниками группы.
4. Помогать руководителю в оформлении документации к походу.
5. Проводить техническую и физическую подготовку участников.
6. Составить график дежурств отделений в походе.
В походе:
1. Руководить режимом дня группы.
2. Организовать работу командиров отделений.
3. Следить за дисциплиной и соблюдением правил безопасности.
4. Проводить разбор дня и похода в целом.
После похода:
1. Организовать подготовку туристского отчета о походе для маршрутно-квалификационной комиссии.
2. Подготовить характеристики на командиров отделений.
3. Провести разбор похода.
Обязанности командира отделения
До похода:
1. Контролировать выполнение участниками своих обязанностей по подготовке похода.
2. Контролировать своевременную сдачу денег и медицинских справок.
3. Контролировать участие в тренировочных походах и занятиях.
4. Иметь график дежурств в походе.
5. Организовать изучение своего участка маршрута.
6. Проверить наличие личного снаряжения у участников.
7. Обеспечить необходимое групповое снаряжение для отделения.
В походе:
1. Помогать участникам своего отделения и обучать их.
2. Следить за выполнением правил безопасности и дисциплины, во время движения по маршруту следить за наличием членов своего отделения.
3. Организовать жизнь своего отделения во время перехода и бивачных работ.
4. Организовать работу отделения во время дежурств, описания маршрута и дневника.
5. Командовать группой на своем участке маршрута.
6. Организовать своевременную сдачу готового описания и дневника.
7. Принимать дежурство у предыдущего командира отделения.
После похода:
1. При необходимости организовать доработку технического описания и дневника.
2. Подготовить характеристики на участников отделения.