Психологические характеристики успешного предпринимателя




Важная задача психологии предпринимательства – дать описание личности предпринимателя, составить его психологический портрет, а также ответить на вопросы, насколько он совпадает в различных социокультурных средах и на различных уровнях развития экономики.

Одним из первых создателей психологического портрета предпринимателя является В. Зомбарт, утверждавший, что дух предпринимательства – важнейшая из составляющих капиталистического духа наряду с мещанством и бюрократичностью.

Предприниматель должен обладать следующими качествами: завоевателя (духовная свобода, воля и энергия, упорство и постоянство); организатора (способность правильно оценивать людей, заставлять их работать, координировать действия); торговца (способность вербовать людей без принуждения, возбуждать в них интерес к своей продукции, внушать доверие).

Мещанину требуются другие качества: хозяйственность, связанная с рациональным ведением дел, разумной экономией и бережливостью; деловая мораль, являемая коммерческой солидностью и благонадежностью, верностью договору, и строгое ведение отчетности.

Третья составляющая капиталистического духа - бюрократия. Черты бюрократа: преданность корпорации, работа ради ее прибыли (способ личного карьерного продвижения и благополучия, коллективный интерес, дисциплина, потребность в четкой инструкции, наличие закрепленных функций). Интересно, что при столь разносторонней характеристике капиталистического духа В. Зомбарт поставил предпринимательство на первое место. Если из данной картины устранить предпринимателя, получится другой хозяйственный уклад.

В настоящее время существуют две модели личности предпринимателя: экспериментальная (составлена на основе исследований) и описательная (создана на основе анализа личных документов и биографий предпринимателей).

Экспериментальная модель основана на анализе личностных предпосылок успешности деятельности предпринимателей: открытость новому, позитивная психологическая установка, мотивация достижения, умеренная склонность к риску, нравственность.

По данным Р. Хизрича и М. Питерса, в 50-72 % случаев у основателей компаний хотя бы один из родителей был представителем свободной профессии. Установки, не совместимые с предпринимательскими поступками, сформулировал М. Моль ц: это готовность к разочарованию, неуверенность, испытание чувства одиночества, обиды, опустошенности и использование агрессии по полезным каналам приложения. По мнению У. Джеймса, причина уныния предпринимателя - «только отражение субъективного восприятия человека», ибо потеря прибыли — факт, а что предприниматель при этом опозорен или разорен – его личное суждение. Личность успешного предпринимателя отвергает побуждение жить предопределенным образом. Она постоянно учится сталкиваться с новыми ситуациями, открывает новые способы мышления, переживания и реагирования. В результате такое поведение (термины Э. Берна) устраняет противоречие, вызванное понятиями «надо» и «хочу», так как они просто сливаются. Именно сознательное решение быть свободным, несмотря на инстинкты, побуждения, наследственность и окружающее влияние, выделяет предпринимателей из общей социальной структуры.

Живя в обществе, предприниматель знает, что любой его поступок в семье, офисе, на улице оценивается с позиции нравственности, что в свою очередь влияет на основную цель предпринимательства – получение прибыли. Поэтому предпринимательские поступки должны соотноситься как с национальной культурой общества, так и с предпринимательской культурой – созидаемыми и передаваемыми социальной группой предпринимателей системами ценностей, идей и символов.

Западные, а особенно американские, теории мотивации (Т. Элерс) признают в качестве главного стремления предпринимателя тягу к успеху. Успех – это удача в достижении какой-либо цели, общественное признание, хорошие результаты в работе.

 

Описательная модель основана на анализе условий формирования эффективного предпринимателя. Она предполагает наличие у предпринимателя идеи (идея-цель и идея-средство), веры в успех, специальных знаний, развитого воображения (творческое начало), навыков координации усилий (межличностная эффективность), планирования, принятия решения, а также настойчивости, интеллектуальности и интуиции.

 

Имеются и другие подходы. Например, важными для психологического портрета предпринимателя являются следующие качества:

- в интеллектуальном блоке — компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление;

- в коммуникативном блоке – талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время умение идти против течения;

- в мотивационно-волевом блоке – склонность к риску, внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи. Отмечается, что предприниматель обычно имеет хорошее здоровье, неиссякаемую энергию и оптимизм. Литературные данные и выполненные исследования доказывают лишь обязательное наличие компонентов, приведенных в мотивационно-волевом блоке, ибо предприниматель – прежде всего фигура действующая, активная, ищущая. Эти компоненты присутствуют в его психологическом портрете независимо от формы предпринимательства (производственная, коммерческая, финансовая).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: