школа, или готовность к школьному обучению.




Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребёнок, переступающий порог школы, должен соответствовать определённому физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.

Начнём с такого необходимого для школы условия, как социальная зрелость. За этими словами скрывается потребность детей в общении со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться определённому режиму, понимание школьной ситуации и т. д. Для того, чтобы учитель мог начать работу с ребёнком, им необходим контакт: ребёнок не должен тревожиться при встречи с детьми и педагогами, испытывать отрицательные эмоции к самому процессу обучения. Практика показывает, что нежелание учиться бывает в трёх случаях:

1. когда ребёнок в дошкольном детстве не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него сформировалось своеобразная установка на «отказ от усилия». Поскольку школа требует от ребёнка постоянных усилий, преодоление трудностей, то у него возникает активная противодействие учению;

2. активное не желание учиться встречается у тех детей, у которых дома заранее сформировался страх перед школой («Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!»);

3. у тех, которым напротив, рисовали школьную жизнь(и будущие успехи ребёнка) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать на столько сильное разочарование, что у ребёнка возникает резко отрицательное отношение к школе.

И здесь именно вы, родители, можете помочь своему ребёнку и школе. Создавайте условия для обучения, не стесняйтесь недостатков своих детей, рассказывайте о школе всё, не забывая вселять в ребёнка чувство уверенности: «У тебя обязательно получиться! Да и мы рядом, поможем».

Вам необходимо учить ребёнка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими. Воспитание адекватного правильного поведения, культуры общения (Вы уже много раз об этом слышали) достигается, прежде всего, личным примером.

Не только не избегайте, но и создавайте для ребёнка ситуации, в которых ему придется самостоятельно принимать решение, определять стиль поведения. Такие естественные ситуации возникают сплошь и рядом: «сходи, пожалуйста, в магазин», «будь добр, принеси почту», «позвони бабушке». Главная задача – учить ребёнка общению.

Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребёнка была достаточно зрелой эмоционально-волевая сфера. Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Между учащимися, и это вполне закономерно, нередко возникают ссоры, обиды и иные конфликтные ситуации. Дети, избалованные родительской лаской (1 ребёнок) болезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу. Во всех подобных случаях ребёнок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением. Необходима внешняя и внутренняя регуляция поведением. Немалую роль здесь играет семейное воспитание. Учите детей подавлять агрессивные вспышки, импульсивные реакции. Зная особенности своего ребенка, вы сможете скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае. В ваших силах предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, учить отличать главное от второстепенного, злой умысел от безобидной шутки.

Чрезвычайно важна в школе и способность к волевым усилиям. Переход от занятий с игрушками к заменяющим их символам, необходимость выполнять порой нежелательную работу требуют от детей волевого напряжения. Ребёнок вместо «хочу это» должен заставить себя делать то, что «надо», причём в течение установленного учителем времени. Вот почему так важно воспитывать и развивать волю у ребёнка. В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома, на специальных занятиях ставьте перед ребёнком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не допускайте, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребёнок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.

Необходимым условием школьного обучения является определённый уровень умственной зрелости ребёнка. Это значит, что у дошкольника должны быть сформированы следующие психические познавательные процессы, такие как:

- восприятие (цвета, фигуры, величины, пространства, звуков и т. д.)

- внимание (объём внимания для детей младшего школьного возраста 3-4 фигуры, предмета, объекта при одновременной демонстрации; устойчивость внимания- 5-7 минут, т.е. в течение 5-7 минут будущий ученик должен заниматься каким-то одним делом, связанным с познавательной деятельностью). В этом возрасте у детей должно быть сформировано не только непроизвольное внимание, т.е. если интересно – ребёнок внимателен, но и произвольное – когда есть цель и нужно приложить волевое усилие, а интерес может и отсутствовать;

- память (этот познавательный процесс не должен быть механическим, т.е. путем многократного повтора запоминать материал; научите ребёнка самым простым приёмам запоминания: с помощью создания образов, о которых идёт речь; группировки материала по смысловым частям; выделение главных и второстепенных деталей и т.д.)

- мышление (дошкольник должен уметь делать простые обобщения, т.е. находить сходство в предметах и объединять их по выявленным признакам в группы, а также распознавать различия в сходных предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы помочь в этом ребёнку, обращайте его внимание на цвет, форму, величину и другие свойства предметов, учите сравнивать их с целью обнаружения сходных и различных признаков; объясняйте причину и результат явлений, происходящих вокруг. Ни в коем случае не обрывайте поток его вопросов или фантазий);

- запас собственно знаний. (Это должны быть прежде всего знания из жизни и о жизни, а не насильственно заученные отрывки из «взрослых» книг и учебников. В этом возрасте словарный запас слов должен достигать 4-5 тысяч слов. Сведения и информация должны быть логически взаимосвязаны м/с и «извлекаться» при первой же необходимости, т.е. главным является качество знаний, степень осознанности, чёткость представлений.

- развитие крупной и мелкой моторики. Крупная моторика это умение ребёнка прямо и твёрдо ходить, бегать, прыгать, точно ловить и кидать мяч, на протяжении некоторого времени носить не очень лёгкие вещи, большие предметы, застёгивать пуговицы, завязывать шнурки и т. п. Под мелкой моторикой подразумевается умение владеть ножницами, карандашом, кисточкой. Линии на рисунке должны быть прямые, а не дрожащие, прерывистые, неровные. Ребёнок должен видеть строку и рисовать или писать в ней; видеть клеточки и чётко и точно вести по ним рисунок.

Учитывая всё вышесказанное, хотелось бы, чтобы вы начали не сразу насильно готовить ребёнка к школьному обучению, а во-первых поинтересовались его желаниями; а во-вторых определили уровень сформированности тех психических процессов, о которых узнали.

Обращайте внимание на развитие кисти руки ребёнка. Развитию руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении одной из его функций речи. Хорошо развивают кисти рук занятия рисованием, лепка из пластилина, конструирование, изготовление различных поделок.

Очень полезны все виды рукоделия: вышивание, вязание крючком, пришивание пуговиц. Конечно, занимаясь всем этим, ребёнок не научиться писать, но рука у него разовьется, она станет умело справляться с карандашом, ручкой, фломастером. Помните: необходима похвала, даже за небольшие успехи в освоении навыка письма. Один из видов письма – штриховка, дети упражняются в проведении прямых линий, наклонных, волнистых, пробуют выполнить безотрывное соединение крючков, петелек, овалов. Обязательно показывайте как надо выполнять правильно, а не как ему хочется. Штриховку выполнять простым или цветным карандашом, но ни в коем случае ручкой. При этом научите правильно держать карандаш, следите за правильной посадкой во время письма. Альбом или тетрадь должны лежать с наклоном. Буквы писать учить детей не обязательно, но если вы начали работу в тетрадях, то достаточно познакомить их только с элементами букв, но всегда необходимо помнить о наклоне.

Важное место в работе с детьми занимает развитие речи. Необходимо научить ребёнка осмысленно говорить, обогатить речь, привить любовь к чтению книг. Интерес регулирует поведение ребёнка. Увлекательная беседа заставляет даже самых неразговорчивых принять в ней участие. Если ребёнка с детства приучить к интересной книге, он растёт любознательным, общительным, быстрее овладевает культурой речи. Поощряйте любой успех вашего ребёнка, не сердитесь, если он не ответил на ваш вопрос. Помните что принудительное обучение бесполезно. Очень важно отвечать на все вопросы детей и заниматься с ним тем, что им нравиться.

Школьное обучение – это непрерывный процесс общения. Чтобы научить ребёнка общаться, надо сформировать следующие навыки:

- уметь слышать и слушать своего товарища;

- говорить самому только после того, как собеседник закончит свою

речь;

- пользоваться словами вежливого общения, избегать грубостей.

Многие дети, разговаривая друг с другом кричат, перебивают друг друга, обзывают. Часто от вас, родителей, слышишь «он таким не был, а вот пошёл в школу…»

Чаще играйте с детьми. именно через игру взрослые имеют возможность влиять на формирование детских интересов, направлять деятельность ребёнка разумно, целеустремлённо. Совместные игры устанавливают тесный дружеский контакт, взаимопонимание родителей и детей, признания ребёнком их авторитета. Ребёнок проявляет себя в игре таким, каков он есть: один коллективист, хороший, отзывчивый товарищ, дисциплинированный, умеет считаться с остальными, умеет уступать; другой наоборот, эгоист, задира, не желает уступать, желает быть первым.

Порой родители буквально задаривают ребёнка игрушками. Такое изобилие мешает бережному отношению к игрушкам, не стимулирует развитию фантазии. И так, скоро в школу, но, дорогие мамы и папы, помните, что перед вами всё ещё ваш малыш, поэтому мы предлагаем «Совете родителям»: «Делать или не делать?».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: