Принципы и методы мифотолкования.




Медведев В.А. Психоанализ мифов и мифы психоанализа (1995г.)

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Лекция 1.

В этих лекциях мы реализуем два подхода к одному и тому же пункту - через анализ аффективных состояний (любовь, страх, смех, счастье) и мифологию и символику мы решаем 2 важные задачи:

Задача практическая - отстранение от "нормальных" людей, на какое-то время, работая в режиме интерпретации, "поднимая покрывало магии, иллюзии, мифов" (Ницше), в которых мы живем в качестве "нормальных" людей и чувствуя себя в качестве небожителей. Понятно, что при этом мы строим новый миф. И вторая задача - попытка отстранения от ПА. ПА - сильный объяснительный и терапевтический миф и в нем нельзя увязнуть, т.к. мы работаем с людьми и надо ориентироваться на человека, а не на миф.

Психоанализ мифов и мифы психоанализа

Терапия - это координация личного, социального и группового мифов и это хорошо видно на самом Фрейде, который создал свой патологичный личный миф и превратил его в миф социальный, который всех нас влечет в психоанализ.

1. Нас интересует проработка методологии и подходов к любой форме идеологии (или это цикл мифов про Геракла, или это система трех социальных мифов - имперского, национального, коммунистического).

2. Мы приходим к дисциплине метапсихологии. Для Фрейда метапсихология - это способ тотальной демифологизации реальности, т.е. анализ всех наших проекций.

Исходная Модель, в рамках которой работаем:

1. Весь мир объективной реальности (унифицированные мифологические проекции)

2. Весь мир психической реальности (неунифицированные индивидуальные мифические проекции)

Все этот мир Фрейд описал как внешний для нас мир сновидений и восприятий. Фрейд: наше Я не может судить,что находится за пределами объективной реальности, т.к. она дана нам в наших формах восприятия, так же Я не может судить о БС, т.к. оно дано нам в формах Я активности, в форме текста или образов сновидений.

Наше Я - центр проекций страхов, конфликтов на системы восприятия внешнего и внутреннего. Без мифа мы не можем даже сконцентрироваться в рамках переживания или памяти, не можем существовать.

Миф или мифологическое — есть свойство сферы нашего восприятия структурироваться вокруг символических форм, напоминающих нам о фактах прошлого личного или коллективного опыта.

Быть человеком - это значит жить дважды - отрабатывать в своем адаптивном (взрослом) поведении те формы опыта, которые у нас уже сложились в предыдущей детской стадии существования.

Символом для нас является все, что напоминает нам об этой истинной, изначальной (детской) жизни. А мифологическим является заряженная эмоционально связь, которую мы осуществляем посредством данного символа между нашим сиюминутным окружением, мыслями, желаниями и их коррелятами в детстве человека и человечества.

Любовь - это мифологическое отношение, которое позволяет в сверхтравматической ситуации в поисках психической защиты соотнестись с травматическим миром своего детства, используя в качестве символа другого человека, предмет, идею или самого себя - свое телесное самоощущение в качестве символа.

Человек всю жизнь либо живет в рамках мифа, либо гонимый страхом (если у человека нет мифа или он блокирован) он идет к ПА-ку или в церковь (на партсобрание) за поддерживающим мифом.

Разница между Юнгом и Фрейдом в подходе к мифу=?

Фрейд: человек творит миф через механизм проекции. Миф всегда - это совокупность страха. Развитие каждого человека сопровождается амбивалентностью отношений - любви и ненависти - на каждой стадии развития. Если взрослый человек прошел эдип - он способен к вытеснению, а если он дикарь или ребенок - то вытеснение ему не доступно и он использует проекцию. Миф по Фрейду - это совокупность спроецированных вовне негативных, недопустимых полюсов амбивалентности. В мифе совершается то, что не может сделать человек, но очень хочет. (Убивает отца, спит с матерью и т.д.)

Миф создан в истории человеческого рода, как набор негативных желаний, мыслей и побуждений, которые недопустимы социальностью и, которые отреагируются в виде проекции на фигуры, которые совершают этот грех. Быть человеком - значит бояться своей амбивалентности, прорыва полюсов амбивалентности из своего БС.

Принцип №1 для толкования мифов из Фрейдовской мифологии: все основные мифы культурой соотнесены с травматическим опытом нашего детства, являются проекциями наших догенитальных фантазий. Человек творит миф.

Юнг: не человек творит миф, а миф творит человека через систему своих провокаций. Человек, входя в мир культуры через ритуалы взросления, вводится в мифологическую ситуацию (сказки, мифа, семейного романа). Реальные переживания ребенка, связанные с родителями, с упреками нелюбви, памятью об оральном отказе перехватываются культурой и подвешиваются на тех или иных культурных героях - провокаторах, нарушителях примитивных табу. Миф провоцирует у человека те запретные желания (от инцестуозности до каннибализма), которые потом запрещает социальная система. Без мифа у нас не было бы энергетики вытеснения, не было бы котла архетипических влечений, удерживая которые в нашем БС, цивилизация (как совокупность навязчивых ритуалов отреагирования этого страха) толкает нас независимо от воли и сознания на мазохистские формы самоискупления своих запретных желаний от религии до трудовой деятелности.

Как совместить концепции Фрейда и Юнга? Каждый человек входит в мифологическую ситуацию и там он пассивен. И когда все спокойно в обществе - мы живем на основе архаики, на основе тождественности группового (национального), семейного и общекультурного мифа, тогда каждый формируется как штампом под эгидой провокаций той или иной системы мифологии. А при переменах, когда социальная мифология сбрасывается (личная, семейная остается) - то этот конфликт показывает, как работает обратный канал - проекций. Теперь другое определение:

Миф - (как двунаправленное) как компромиссное образование, являющееся результатом провоцирующей активности общекультурных символов (серп и молот) и навыков проецирования вовне - у каждого своего - семейного романа(СР). (СР - это идеальный отец и мать, которые вошли в нашу психику на основе первичных идентификаций и которые запустили во взаимоотношениях друг с другом наши эдиповы переживания, связанные с тем, кто из них будет объектом любви (стандартом регрессивного отношения), а кто объектом идентификации)

Мы всегда проецируем СР и навыки идентификации с другими при жизни в обществе. Это наши навыки, чуждые другим людям.

Без мифологии не было бы даже системы восприятия мира и общества, т.к. социальный миф - это провоцирование отреагирования С.Романа в унификационной форме. Политический миф всегда говорит - кто папа, мама, кто дети. Демократия ориентирована на негативный эдип, тоталитарное общество ориентировано на позитивный эдип. Вся форма социальной мифологии позволяет скоординировать свои СР в совместных действиях, понимать руг друга и ощущать адекватность адаптации.

Без мифа человек существовать не может. Миф - это связка между прошлым и реальностью. Был золотой век в истории (много веков) - это отсутствие личной проявленности человека, слитность с первичной массой.

Фрейд: Здесь исток мифотворчества. Отдельный человек не нуждался в мифе, отдельного ч. не существовало, он не нуждался в обосновании своей адаптивной деятельности опытом своего прошлого. Он существовал в рамках коллективных обрядов и мифов для обоснования своего существования не надо было.

Третье определение мифа: миф - это поддерживающее психологическое отношение (отношение дополнительности), которое порождается процессом индивидуации, процессом разделения психики человека на объективные и субъективные проявления, на разграничение объективной реальности и психической реальности.

Что повлекло изгнание из рая? Сначала изгнание из рая произошло для сексуально озабоченных. Т.к. в золотом веке не хватало одного: взаимоиденитфикация шла в режиме фрустрированной сексуальности (любовь возникает там, где запрещена сек-ть). Отдельные люди искали каналы удовлетворения своей сексуальности. Они вышли из режима защищенности и любви в мир страха и одиночества. Миф - суть средство удержание себя в режиме индивидуации, которое позволяет снимать страх одиночества.

Каждый из нас, как и ребенок или архаичный дикарь, не сможет жить, если страх, порождаемый ЧВ за предательство своей массовидной роли, мы не сможем привязать к существующему в обществе искупительному мифу...

Мифы бывают живые и мертвые. Живой миф - это работающий в режиме отреагирования для многих людей, проективное отношение, которое каждому дает мотивацию для искупительных ритуалов. Мертвый миф - это культурное явление, оставшееся в наследство от предыдущих поколений, как форма из психической активности. Пример: миф о боге Уране. Из крови оскопленого Урана родились богиня любви Афродита и Эринии - богини мести, сумасшествия, богини БС страха и чувства вины. Т.Е. - для каждого мужчины любовь к женщине связана с кастрационной тревожностью и постоянно отреагированной в его актах агрессии виновностью и БС ЧВ. (Этот миф провоцирует ЧВ у мужчины, и он должен включаться в искупительный ритуал -ритуал гомосексуальной любви, создавшей целую культуру - знаем ее по Сократу, Гераклиту, Платону, когда она уже заменялась христианскими апологиями семьи).

Когда миф умирает - он превращается в мертвый миф, мы не живем мертвым мифом - в нем нет энергии, он нас не провоцирует нас в рамках тех или иных ритуалов снимать тревожность, а мы его интерпретируем. Мертвый миф переходит в производные формы культуры (опера, надписи на заборах). И это потому, что эти мифы мертвы. И ПА миф - это мертвый миф

Вводить человека в режим интерпретации мифологии (недавней или классической) можно только, когда миф умер. С живым мифом работать нельзя, потому что сейчас живой миф - отношение дополнительности в рамках нашей психики, которое неотделимо от нашей индивидуальной психической активности. С живым мифом работать нельзя.

Мифом является совокупность неосознаваемых соотношений индив-ного опыта человека с филогенетическим. Именно через миф происходит передача архетипического опыта.

Как возникает миф? Фрейд: миф - это произведение первого героя (закончилась эпоха богов, началась эпоха героев), который:

1. нарушил запрет в отношении женщин (он сексуальный маньяк).

2. нарушает табу властвования, которое разрешено только отцу.

3. герой красиво индивидуально умирает (преодоление страха смерти). Страх смерти - это героическое качество, она существует только в мифе. Нет личности - нет страха смерти. Смерть - это соотнесение (чего-то) со страхом рождения (у Фрейда - со страхом кастрации). Герой живет в состоянии постоянного осознавания конечности своего существования.

----------------------------------------------------------------------------------------------

Лекция 2

Травма Рождения - исток всех страхов. Бояться - это быть в психологическом контакте со смертью. Все три подвига героев - индивидуальная сексуальность, социальная статусность и осознание смертности присуще каждому из нас.

Только мертвый миф помогает нам структурировать свою жизненную стратегию, опираясь на прошлых героев. А живой миф(ЖМ) - это заряд либидо от рождения до смерти. Перехват его у человека культурного связан с символической ситуацией. Т.е. символ работает, когда он в структуре живого мифа. Но осознать живой миф мы не можем, т.к. осознать (обычно через язык - через словесные остатки воспоминаний) - значить связать форму актуального опыта с прошлым переживанием. ЖМ - еще не стал воспоминанием (нельзя осознать его).

Мифотворчество Я

Если Я - это совокупность защитных механизмов, как совокупность Бс реакций связывания опасностей прорыва вытесненного, то миф - персонифицированная копия нашей защитной системы спроецированную на окружающую культуру.

Есть М актуальный и М классический

Миф классический - это персонификация защитных механизмов в режиме регрессии (в сновидениях, симптомах) к фиксациям. Поэтому надо знать мифологию всего мира (в которой мы живем - петербургские мифы, Д. Рима и Д. Греции).

Что такое Античность в мифологии? Античность - есть проективное выражение нашего типа героического мифа, связанного с негативным Эд. комплексом. Античность дает героя, убивающего мать и все материнские символы: мы убиваем мать, а не отца - она источник страха и тревог в мире, идущих от ТР. (В мире позитивного эдипа - страх от отца и кастрационных переживаний, в европейском, либеральном мире страх от матери, от ТР).

Пока происходит воспроизводство такого типа цивилизации - через семью, стиль детства, через христианский поддерживающий миф(все это прививает пассивный тип отреагирования, ненависть к женщине и страх матери) античный миф - это язык нашего БС, а также египетский миф (об исиде, осирисе,..).

Античный Миф вырос на египетском мифе. Что дает воспроизведение постоянное АнтМифа на уровне сознания (введение в образование, в детские сказки и истории)? Это обеспечивает функционирование Поддерживающего мифа (а есть еще актуальный миф).

Поддерживающий миф - набор символических образов из мертвой мифологии, который позволяет человеку и всему сообществу сохранять психическое равновесие (без психозов. На уровне обществ вхождение в коммунизмы, демократизмы, и прочие -измы) посредством проецирования страха утери мифа на запасной миф, который играет роль насильственной инфантилизации. Под. миф для общества - поддерживает стабильнось, для человека - душевное здоровье, т.к. приобщаясь к нему - мы спонтанно инфантилизируемся.

(Серебряный век- уход в антику – только удержаться от психоза, но потом все! не сработало).

Но основной поддерживающий миф в европейской цивилизации - не античный, а миф христианский. Когда человек или общество на пороге нового кризиса (20в.- развал патриархальности) - христ. миф трансформируется и снижает количество опосредованных символов

Каждый социальный миф имеет в режиме отреагирования много опосредованных символов, связанных и ведущих к эд.ком. В Христ. миф - церковь - это промежуточные символы. Чем больше требуем терапии от Х. церкви - тем меньше опосредованных звеньев. Каждый социальный миф упрощается до базового символа. Христианство превратилось в крест на стене - о жертве искупления. Больше ничего не надо. Таков механизм эволюции социальной мифологии - как проективной, внешней, запасной системы псих защиты человека и социума.

Сравнение работы Классической и Христианской мифологии в режиме поддерживания позволяет констатировать, что среди социальных мифов существуют универсальные, которые употребляются всеми членам общества. Даже, если миф мертв для конкретного человека - все равно - человек должен его исполнять. Иначе тебя общество отторгает. Это система идентификации для каждого. Общий социальный миф всегда основан на равенстве всех - все как дети.

Но в рамках социальной мифологии есть элитарные мифы. И это хорошо, потому что общество равных существовать не может. Чел. общество - это игра в семью - есть масса и элита (родители и дети). Элита закладывается особым типом вхождения в мифологию через детство. И всегда есть 3 варианта вхождения через детство в поддерживающую мифологию:

1. вариант через народную культуру - сказки, легенды

2. вариант через христианскуюмифологию

3. через классическую мифологию.

Человек, воспитанный на античной мифологии освобождается от воздействия христианства и специфического для данной культуры архаического мифа. Он приобщается к элите - он - человек вообще в рамках европейской културы. Элита - это люди, способные к самоограничению, способные действовать не спонтанно, а в рамках правил. Эти правила, благодаря которым они не адаптивны в обществе, а общество к ним адаптируется, даются вне христианства и народной традиции - в асоциальной мифологии.

Европейская культура патологична, (на востоке - культура отцов – позитивный эдип и туда человек входит с течением времени - в отцы), в Европе элитарность надо доказывать, противопоставлять себя массовым реакциям. Это порок в Европейской цивилизации, поэтому элита здесь всегда асоциальна, т.к. воспроизводить социальность - значит не быть элитой. С одной стороны, через классическое образование элита подучает обоснование своего асоциального поведения. (Асоциальное поведение - это грех отцеубийства. Но у них есть образы для отреагирования этого страха). Но, с другой стороны, психологически - европ. общество не устойчиво. (Античное общество с христианским никак не связано). И в этом плане формы проявления античной мифологии в творчестве, у невротиков - это попытка удержаться в элитарности, в одиночестве вне массы.

Античная М. востребована современным человеком. Идет процесс дифференциации новых элит. Новая элита - эта элита интеллектуальная. Т.к. традиционная элита строилась на основе государственной службы и имущественных отношений, но она получала в наследие проблему преемственности, проблему идентификации. И здесь классическое образование можно заменить закрытыми формами культурного общения, основанными на классической мифологии.

 

Кроме классической и поддерживающей есть еще актуальная мифология. Она не может быть в образах. АМ - не определима не вербализуема. АМ - это процесс постоянного проецирования содержание психики во вне, которое называется сознанием. АМ стоит на 4 основных мировозренческих мифах:

1. миф о существовании внешнего мира. Он базируется на первом объектном опыте, опыте травмы орального отказа – обнаружение матери как объекта и страх этого объекта, и оборачивание этого страха в страх объектности как таковой. Этот миф об объективном мире дает нам энергию для унификации своих проекций. Существование и воспроизведение через идентификацию с родителями в семье мифа об объективном мире дает возможность социальности, интроекции, понимания психики других. Кто отрицает этот миф - объявляются психотиками.

2. миф о существовании других людей и существовании субъектов - это вера, основанная на мифе

3. миф о ценности социальности, что без нее человек не может жить

4. миф слабый на словах, но сильный энергетически - миф о греховности эротического отреагирования (миф о первородном грехе).

Эти 4 составляющих обеспечивают всю нашу актуальную мифологию: 1 и 2 дают повод для проекций и объекты для проекций, 3 - для базальной тревожности, 4- дает объекты для фобий.

Даем общее определение феномена СМ. Соц Миф - есть:

а) унификация личностных мифов, созданная вокруг социального семейного романа. СР - это существующие в БС образы идеального отца и матери, отношения между ними определяется прохождением эдиповой ситуации.

Европ. СМ дает возможность внешней, проективной псих. защиты а режиме негативного эдипа.

б) СМ - основа модели воспитания ребенка в семье. он воспроизводится в семье, прежде всего в диаде мать - дитя.

в) СМ - основа для социальной идеологии. СИ - это способ введения в систему личных мотиваций мотивов системы властвования. Любой СМ должен включает СИ и наоборот. Средством поддержания мифа со стороны СИ является репрессивность идеологии. Если из одного мифа можно выйти в другой, то из идеологии выйти нельзя - иначе социальное отторжение.

г) СМ - данного общества всегда есть переиздание поддерживающей миф-ии прошлого. СМ консервативна и количество моделей всего 5:

1. хтонический миф - связан с травмой рождения

2. миф орального отказа - трагический миф социального пессимизма (время холодной войны).

3. героический миф - из общества выделяются жертвы и мы их наказываем. Сначала любим, потом ненавидим. (ельцин - то за него, то против)

4. реакционный миф - о творении мира отцом - тоталитарный миф. Устойчивый страх отца. Это не наш миф. Он хорош для тех, кто вырос от отцовской орды. Предательство отца и мы ждем мести от него.

5. нарциссический миф - отстранение человека от социума и поддержание социальности внешними поддерживающими мифами (угрозы спида, врагами...).

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Лекция 3

Напомним, что было в лекциях 1 и 2.

Каждый человек через отношение дополнительности связан через символы со своим детством и детством человечества. Нам постоянно напоминают эти символы о родовых травмах человечества и индивидуальных травмах нашего детства. Быть в мифе, значит постоянно самозапугиваться, индуцирвать тревожность и чувство вины. Но... это источник энергетики - единственный. Миф - это способ нашего существования (актуальный миф).

Есть два типа мифологии:

1. Личная мифология, производная от активности Я и которая воспроизводится в семейной среде. (начало мифологического существа - оральный отказ, который делает нас субъектами, отделяющая нас от объектного мира, демонстрирующий, что одиночество как результат ТР - необратимо).

2. Социальная мифология (совокупность унификационных проекций), которая провоцирует у человека те или иные формы отреагирования родовых травм и инфантильных травм. Например:

Семья - это совмещение социального мифа и мифа личностного. Семья это: 1. способ идеологической обработки человека (когда в личную мотивацию вводят социальные ценности и они становятся личностно обоснованными). Все революции рушат семью. 2. Семья - это трансформация СМ под конкретного человека.

Миф делится на классические, идущие из прошлых моделей социальной адаптации. От них мы питаем архетипику своего БС. (Др. Рим даже ближе - имперские страхи там). Поддерживиющие м. - страхуют соц. систему. Актуальные СМ - позволяют сосуществовать с другими людьми. (Страх и тревожность есть в каждом из нас и на каждого другого есть у нас зов убийства - поэтому нужен миф для сосуществования с другими).

Миф - это спроецирован вовне, но и работающая внутри - система психзащиты. Соц. миф - это замены индивид-х объективаций унификационной фигурой. В каждом СМ кроме папы, мамы должен быть враг. Мифа без образа врага не бывает. На этого врага - культура через миф вытягивает нашу энергетику агрессии. По отношению к этому врагу строятся искупительные ритуалы, что позволяет нам жить вместе.

 

Принципы и методы мифотолкования.

1. Всю символику мифа мы должны соотносить с инфантильными травмами раннего детства, связанными с ситуацией блокировки любви от ТР до ЭД переживаний.

2. Миф - есть разлитое в социуме сновидение, т.к. он образуется по модели сновидческой активности. Миф - это навязчивое, без подключения сознательных мотиваций сновидение культуры. Отсюда делаем выводы: а) в любом мифе человек живет в режиме регрессии; б) любой миф структурирован по принципам активности БС в режиме сновидения. Т.е. любой миф интерпретируется традиционными формами - оборачивания, смещения, передвижки -- по принципам сно-ния.

Любой миф существует в 2 видах: 1. в виде традиции, воспроизводимого и интерпретируемого в каждом поколении теста (??) 2. в виде реального переживания (как и в сновидении).

2.1. Тотальность интерпретаций мифа - там нет лишних деталей, каждая подробность значима - иначе бы не сохранились.

2.2. Предполагается - оборачивание при интерпретации. Т.к. БС реакция всегда противоположна внешнему заряду(направлению). Юнг: внешняя сущность - персона, внутренняя - тень. А миф общается с тенью. Реальное воздействие с мифом противоположно его внешнему содержанию.

2.3. Все подробности в мифе, связанные с нашим интересом, нашими формами отреагирования мифа - вызывает наш внимание, т.е. миф это средство самопознания, самоанализа.

3. Миф всегда отреагируется в массе. Живой или мертвый миф - мы судим о его природе по его культовости - набора тех ритуалов. которые воспроизводят на основе мифа. Например, псих-анлитич процедура уже не существует, появились иные ритуалы. Их надо соотносить со старым мифом. (???) Не личностью лечится человек в психоанализе, а пониманием мифологии и ее гармонизации.

4. Вокруг каждого Мифа создается много личностных завихрений при восприятии конкретным человеком. Но внутри каждого мифа - один человек, убийство которого и создает миф. Только идентификация с ним позволяет понять миф. Миф как проективное отношение для создания ЧВ и отреагирование в ритуалах. Он приносит облегчение только тогда, когда ЧВ переводится в режим виноватости.

5. Толкование мифа через формы порождаемой им идеологии. Каждый миф, становясь СМ должен иметь идеологические механизмы для своего воспроизводства. Например, рационализации, объясняющие в режиме обучения человека необходимости его жизни по мифу, как это делали предки - и это было правильно. Актуальный миф трудно зафиксировать, но можно его зафиксировать по тем людям, которые из него выпадают.

Любая идеология строится на простой футурологической модели (например идея коммунизма - в магазине все бесплатно). В рамках времени (примерно 20лет) есть цель и если даже она не будет выполнена, человек будет ей жить. И только герой признает, что время потеряно, цель ошибочна, если она не достигнута. Другие все равно ее будут защищать - они встроились в миф, стали мифологическими героями.

 

Лекция 4

6. Все мифологические проявления интерпретируются символически. Например, ПА ситуация для психоаналитика - это страх сексуального общения с женщиной и одновременно - желание выражать сексуальную отцовскую роль. Т.е. это эдипальная ситуация.

(Для мужчины Эд.ситуация травматична и жизнь в ситуации выбора объекта"заканчивается". Дальше мы нарциссически замыкаемся в ситуации латентного периода. А для женщины латентный период не свойственен, потому что эд. ситуация для нее не травматична, в ней она достигает идентичности со своим предназначением - постоянным нагнетанием негативизма к первичному объекту (матери). А в Эд. ситуации наконец ей можно отомстить через симпатию к отцу.

Творец мифа мужчина, он создает ритуалы, потому что он - живой труп, а женщина - это существо живущее в детстве и во взрослой стадии. Она в страхе социальности и вводится в ритуалы через мужчину.

7. Амбивалентность и бисексуальность мифа предполагает, что - если мы находим в каждом мифе некую проективную фигуру, некую ситуацию подвига, то всегда в этом же мифе должны найти отреагирование чего-то противоположного. Проективные образование не только подкрепляют нормативные варианты поведения, но и подкрепить страхи, когда от этих нормативов отходят.

8. Мифотолкование всегда связано с интроспекцией, с самоанализом. Функции мифотолкования:

терапевтическая, когда личные переживания привязываем к образу мифа Вся ПА процедура, соотносящая переживания пациента с травмами его детства, является процедурой мифотолкования, когда мы все личные переживания привязываем к мифу о Нарциссе, образу Эдипа, образу травмы рождения, образу орального отказа – к тому, что есть фантазийные факторы нашей психической реальности. И чем больше там таких образов, тем более эффективна система психзащиты в травматической ситуации. Идет профилактика по наработке стереотипов проекций наших переживаний на некие фигуры. Особенно в эдип. ситуации их надо много (из сказок...) для проекций.

познавательная функция. Через толкование мифа, который есть проекция внутреннего мира личности – мы понимаем этого человека, и понимаем его истинно! Человек всегда говорит, чтобы скрыть правду желаний. Миф говорит правду - человек видит себя в мифе, узнает себя других людях и тогда он может жить.

– функция достижения самости или освобождения от конфликтов своего детства (там где было Оно – должно стать Я). В результате – это человек, который познал себя через миф, он перестает быть человеком. Это сверхчеловек, который защищен от мифов вокруг, потому что он их понимает. Это функция личностного перерождения человека или социального изменения сообщества людей в условиях утери личного и социального мифа. Утеря личного мифа связано с психологической деградацией (все окружающее травматично).

 

Любая мифология - имеет одну цель: ввести в БС каждого человека недопустимость, дискомфортность сексуального отреагирования. Этого достаточно, чтобы из животного сделать человека. Т.к. сексуальность - это единственная сфера, которая есть родовая функция, исток которой не является подконтрольной самой личности. Она в любом случае отреагируется! Род сильнее индивида! Поэтому любой миф - нацелен на то, чтобы подчеркнуть это мучительное состояние, облечь в некие образы и предложить ритуалы, которые помогут снять данную тревожность.

 

Три традиционных типа СоцМ (имперский, демократический, национальный) в современном обществе.

В истории есть два пути эволюции человеческих сообществ, которые поддерживаются двумя типами мифологий.

Первый путь – традиционное общество, построенное по модели отцовской орды к национально ориентированному обществу, которое строит подобные модели на всех уровнях. Национальное общество предполагает, что весь социум состоит из маленьких образований по отношению к микроотцу(минимально - это семья). Национальное общество создает историческую мифологию. Миф устойчив, он уже произошел. Все формы поддерживающей мифологии работают по модели отношений отца с сыновьями. (Чечня). Но... есть ситуация страха между нами и внешним миром, который нас ненавидит. И в результате рождается империя. Этой другой миф.

Имперский миф строится на простой психмодели. Нам страшно отделять себя от мира и мы должны этот мир вобрать в себя и тогда страх исчезнет. А это ощущения младенца, который создает иллюзию единства с миром, захватывая мать. Имперский проект реализуется в том случае, когда двигаясь к национальному обществу, вдруг происходит фиксация на стадии младенчества из-за нежелания встать в позицию орального отказа. Империя недолговечна, т.к. она создается не вокруг общего прошлого, а вокруг общего будущего. Но наступает крах модели - крах идеологического мифа.

Им.Миф предполагает особый тип детства. Если миф строится на основе какой-то инфантильной травматической фиксации, то этот миф всегда создает в обществе специфическую модель воспитания(общения с ребенком) в раннем детстве, которая эту травму подчеркивает. Т.е. миф сам себя поддерживает.

Что дает нам ИМ? Он дает нам специфическое воспитание в детстве под лозунгом – неистинности отцов - архетип сиротства - это основа воспитания в империи. Ребенок не имеет примеров для идентификации. Много фобий поддерживают этот запрет (сказки типа Буратино поддерживают эту ситуацию). Не имея родителя для идентификации, он находит суррогат фигуру вождя и, поклоняясь ему – снимает дискомфорт детства. Империя обречена, если такое воспитание перестает воспроизводиться.

Империя захватывает, но ее собственная культура унифицируется.

 

Лекция 5

Человек запада проживает в детстве модель нормального патриархального детства, а во взрослом состоянии живем по христианским мифам - по негативному эдипу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: