Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
Класс
Уч. год.
Продолжительность 1час 20 минут.
Максимальное количество -100 баллов
1. По какому признаку образованы ряды? Назовите понятие, общее для данного ряда или объединяющее данный ряд: (За каждый правильный ответ – 2 балла. Всего - 10 баллов)
1. Армия, церковь, брак, образование ______________________________________
2. Экспорт, импорт, расчет торгового баланса _________________________________________________
3. Институт права, отрасли права, подотрасли права ___________________________________________
4. Субъект, объект, мотив, цель, средства ___________________________________________________
5. Репродуктивная функция, рекреационная функция, хозяйственно-экономическая функция, функция первичного социального контроля _________________________________________________________
Найдите и укажите лишнее понятие в перечне. Дайте краткое пояснение.
(За каждый правильный ответ – 1 балл. За каждое правильное пояснение, откуда то или иное лишнее понятие в перечне – 1 балл. За каждое правильное пояснение, по какому критерию образован перечень – 1 балл.
Всего - 12 баллов)
1. Труд, земля, монополия, капитал
______________________________________________________________________________________
2. Логика, гипотеза, эксперимент, систематизация
______________________________________________________________________________________
3. Федеративное государство, демократическое государство, конфедеративное государство, унитарное государство
______________________________________________________________________________________
4.Государственная Дума РФ, Правительство РФ, Совет Федерации, Законодательная Дума Томской области
_______________________________________________________________________________________
3. Распределите ниже перечисленные черты в столбцы (или в группы) и объясните, по каким критериям Вы это сделали (т.е. как обозначается или к чему относится каждая группа или столбец): (За каждый правильно распределенный признак – 1 балл. За каждый правильно указанный критерий - 2 балла. Всего – 15 баллов)
Право на жизнь (1); Право иметь равный доступ к государственной и муниципальной службе (2); Право на участие в референдуме (3); Право каждого лица определять и указывать свою национальную принадлежность (4); Право избирать (5); Право на неприкосновенность личности (6); Право на свободу совести (7); Право быть избранным в органы местного самоуправления (8); Право на свободу вероисповедания (9); Запрещение без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о нем (10); Право быть избранным в органы государственной власти (11)
4. В данных предложениях допущены ошибки. Укажите ошибки, и сформулируйте предложения так, чтобы они не содержали ошибок:
(За каждую указанную ошибку – 2 балла. За правильную формулировку предложения - 3 балла. Всего – 16 баллов.)
- Гуманизм – представление и убеждение в том, что к любому человеку (вне зависимости от его происхождения, уровня развития, этнической принадлежности) следует относиться как к средству, а не как к цели.
2. Патернализм – взаимоотношения между руководителем и подчиненными, основанные на партнерстве и равноправии.
3. Правовое государство - государство, в котором устанавливаются и исполняются законы.
4. Труд – вид человеческой деятельности, направленный на преобразование окружающего мира, с целью удовлетворения познавательных потребностей.
5.Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного в таблице списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!
(За каждое правильно распределенное слово – 1 балл. Всего - 16 баллов.(по 8 за текст))
1)
Первым источником религиозно-философской мудрости и мысли стала так называемая 1_______________, в которой сильны проявления мифологического сознания. Более понятной и вместе с тем философской является другая группа текстов, появившаяся позднее – 2 __________________
(само это слово обозначает процесс обучения мудрецом своих учеников). Именно в этих текстах впервые была выражена идея 3____________ – переселения душ живых существ после их смерти. Согласно закону 4____________, тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с моральными нормами, родится в будущем представителем одной из высших 5 _______ общества.
Иными словами, каждый получает то, что заслуживает. Чтобы быть достойным лучшей доли в будущем, человек должен добрыми делами и праведной жизнью искупить свой кармический долг прежних существований. Самый надежный путь – жизнь 6___________.
Еще одним способом освобождения души является комплекс практических упражнений, самоконтроль, жесткая дисциплина, а именно – система 7_________________. Цель этапов тренировки – достижение состояния, по-могающего освобождению 8_________________.
1.Ведическая литература 2. Карма 3. Упанишады 4. Аскет-отшельник 5. Реинкарнация
6. Каста 7. Йога 8. Конфуцианство 9.Путь «дао» 10.«Инь» 11.«Янь» 12.Душа
2)
1.____________________ являются результатом сотрудничества парламентских групп в верхах. Задача их в том, чтобы мобилизовать в конкретном избирательном округе влиятельных лиц 2_______________. Они призваны привлекать во время выборов как можно большее число 3______________ из различных слоев независимо от их идеологической ориентации. В них обычно отсутствует централизованная структура и фиксированное 4 __________________. Они действуют преимущественно в период 5________________________________.
6____________________ в большинстве своем сформировались вне парламента. Главная особенность партий такого типа – наличие строго организованной структуры, массовое членство 7 ________________. Образцом массовой партии стала 8____________________ партия.
1. Правящие партии 2.Кадровые партии 3.Нотабли 4. Массовые партии 5.Избиратели
6. Членство 7.Общественно-политические движения 8.Политическая социализация 9.Выборы
10. Немецкая социал-демократическая
6.Проблемное задание и решение задач. (За каждый полный правильный ответ - 5 баллов. Всего - 15 баллов)
1. Индийская притча гласит: Однажды Акбар начертил прямую линию и, обратившись к министрам, сказал: «Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?». Бирбал считался самым мудрым человеком в государстве. Он подошел и …
· Как вы думаете, что сделал Бирбал? Что он хотел показать этим своим действием? Обоснуйте ответ._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В столице Мексики г. Мехико с развитием страны катастрофический характер приобрела транспортная проблема, в первую очередь, связанная с увеличением количества автомобилей. Для ее решения были предложены два альтернативных варианта. Первый – предполагал рост объема транспортных услуг, а именно расширение дорог, строительство площадок для стоянок автомобилей, создание сервисных центров по их обслуживанию и т.д. Второй – предлагал перевести многие государственные учреждения из столицы в другие города и сократить у работающих горожан время обеденной сиесты (т.е. перерыва) с трех часов до одного.
· Как вы думаете, какой вариант был бы более верным, а какой, по вашему мнению, нет? Приведите аргументы «за» выбранный вами вариант и «против» варианта, отвергнутого Вами.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Несовершеннолетнему Андрею исполнилось 15 лет. Он с друзьями решил отметить день рождения. Ребята приобрели и распили крепкие спиртные напитки в парке. В результате сильного алкогольного опьянения Андрей и его друзья стали приставать к гражданам в парке, сопровождая свои действия нецензурной бранью. Они разбили несколько плафонов на фонарях, установленных в парке. Данные действия заметили сотрудники полиции и общественной безопасности и пресекли действия несовершеннолетних правонарушителей. Один из сотрудников обещал всей группе длительные сроки ареста по всей строгости Уголовного кодекса РФ.
· Как следует квалифицировать действия несовершеннолетних?_____________________________
Какое они понесут наказание, если Андрею на момент совершения деяния исполнилось 15 лет, а его друзья старше на один год? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Прав ли сотрудник полиции?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Творческое задание, предполагающее анализ высказывания, выражение своего мнения по его поводу и обоснование высказанного мнения (Выбрать одно высказывание из пяти предложенных высказываний. За творческое задание - максимум 16 баллов).
Памятка к выполнению творческого задания.
1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики.
2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при раскрытии темы.
3. Уровень аргументации:
а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
б) опора на научные теории, владение понятиями курса;
в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино,живопись и др.).
4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.
1. «Если наука что и может сделать, так это скорее убить веру в то, что вообще существует нечто такое, как «смысл мира» М. Вебер.
2. «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения» (Р. Милликен).
3. «Демократия – это политическое устройство страны, показывающее, чего стоит ее народ» (Г. Менкен).
4. «Бесполезные законы ослабляют законы необходимые» (Ш. Монтескье).
5. «Власть, не основанная на законе, - признак самого ужасающего бессилия» (И. Гердер).