По мимо основных тем занятий на тьюторских часах, необходимо проводить упражнения и игры на такие темы как: сплочение, взаимопонимание, лидерство, адаптация, стрессоустойчивость и тп.
С полным списком упражнений можно познакомиться по ссылке:
https://docs.google.com/document/d/11r8WO27Nplsn07ofyltO82bXLmandQNTw3YlYRDqWJA/edit?usp=sharing
Деятельность тьютора по адаптации студентов
Адаптация первокурсника в ВУЗе - первая, наиважнейшая задача тьютора.
На этом этапе тьютору необходимо:
* узнать о своих студентах как можно больше: сначала заочно, потом во время встреч и бесед;
* создать в группе атмосферу доброжелательности, товарищества и взаимопомощи, выявить и подобрать актив группы (старосту, заместителя старосты, профорга);
* ознакомиться с условиями проживания студентов (особенно в общежитиях).
Второй задачей тьютора является информирование студентов о возможности самореализации в вузе.
С помощью тьюторских часов первокурсники получают возможность правильно сориентироваться в новой для них обстановке и, самое главное, в этот момент закладывается отношение уважения к своему институту.
Первая сессия для студента всегда стресс, и проведение для первокурсников методического семинара «Моя первая сессия» (начало декабря) явилось бы большим подспорьем и снизило бы студенческие переживания.
Немаловажным в работе тьютора является воспитание у студентов уважения и доброжелательности к людям других взглядов, национальностей, вероисповеданий.
Примерный порядок и формы работы тьюторов
Заочное знакомство с группой.
Заочное знакомство с группой необходимо начинать за несколько дней до начала учебного года. Работа тьютора в этот период заключается в подготовке списка группы (занесения его в журнал куратора), ознакомление с информацией карточки абитуриента: выявление потенциальных лидеров, заведомо слабых по успеваемости студентов (согласно школьным оценкам).
Сентября. Девиз дня – «Мы вместе».
В первый учебный день тьютор:
● присутствует вместе со студентами своей группы на торжественных мероприятиях;
● помогает разобраться с учебным расписанием;
● организует первое знакомство с группой;
● проводит знакомство с учебным корпусом, чтобы помочь студентам освоиться в стенах института;
● настраивает студентов на серьёзное и ответственное отношение к учёбе, к жизни в вузе, на бережное отношение к материальным ценностям, предоставленным в их пользование (аудитории, оргтехника и т.п.).
Выбор актива группы.
Актив группы выбирается в сентябре. Актив группы состоит из старосты и профорга культорга и спорторга, которые избираются на общем собрании группы. Тьютор должен организовать проведение выборов актива. До того, как проводить выборы, необходимо ознакомить студентов с правами и полномочиями представителей актива.
Нельзя допускать, чтобы кандидатуру выбирали против его желания, а также, чтобы студенты равнодушно относились к выбору актива группы. Следует предупредить студентов, что актив всегда можно переизбрать, а в конце учебного года он должен отчитаться о своей деятельности.
Задача тьютора во время выборов актива группы состоит в том, чтобы настроить студентов на серьёзное отношение к происходящему и не влиять на принятие решений (даже если будет казаться, что выбор сделан неверным).
6. Возможные проблемы и конфликты.
Пути их решений.
В работе тьюторов могут возникнуть конфликтные ситуации, которые необходимо быстро решить. Потому представляем вам основные возникающие проблемы и пути их решения.
Тьютор - Тьютор.
Зачастую конфликт заключается в том, что тьюторы не могут разделить обязанности между собой. В больших случаях, это происходит, когда за одной группой закреплено несколько тьюторов и один из них старшего курса нежели другие.
Конфликты:
Подавление тьютора, который старше, своим опытом.
Нечеткое распределение обязанностей между тьюторами.
Пути решений конфликтов:
Опытные тьюторы должны понимать, что тьюторы-новички находятся с ними наравне. И они должны давать немного свободу им, чтобы новички побороли свои страхи и набрались опыта. Что могут сделать тьюторы с опытом? Так это только наблюдать со стороны за работой тьютора-новичка и давать советы, когда видят, что нужна их помощь. Также они могут сами чему-то научиться у новичков, найти в их работе новые идеи, новые методы.
Требуется изначально прописать обязанности между тьюторами. Иными словами каждый должен заниматься тем, в чем более компетентен, но также не забывать делиться своим опытом со своим напарником.
6.2 Первокурсник - Первокурсник
Как говорилось в пункте 4: “Немаловажным в работе тьютора является воспитание у студентов уважения и доброжелательности к людям других взглядов, национальностей, вероисповеданий.”
Конфликт:
Так как в КНИТУ обучается большое количество студентов разных национальностей в группах может создаться некое напряжение между первокурсниками.
Пути решения конфликта:
Тьютор должен внимательно наблюдать за обстановкой в группе и за отношениями между студентами разных национальностей. Попробовать найти общие интересы между студентами. Провести какие-либо мероприятия для сближения (фотосессии, выезд на природу, совместная поездка в детский дом, личное мероприятие) и сплочения группы, игры или упражнения (см. п.3.3.).
Тьютор - Первокурсник
При долгой работе с группой первокурсников может возникнуть проблема того, что тьютор теряет свой авторитет перед ними или его начинают воспринимать наравне с собой, как друга.
Проблема:
Сохранность авторитета перед группой.
Пути решения проблемы:
Изначально установить правила между первокурсниками и тьюторами.
Установить границы между рабочими и личными отношениями в группе. Не выделять и не делать поблажки первокурсникам, даже если они стали вашими друзьями.
Если отдельные лица среди первокурсников нарочно нарушают субординацию или подрывают авторитет, то лучшим решением будет провести личные беседы и выяснить причины их действий. Либо обратиться к старшему тьютору факультета или к руководителю проекта.