Дизайн в архитектуре модерна
Модерн, в отличие от историзма, стиль прежде всего дизайнерский. Он изначально направлен на привнесение искусства в частную жизнь человека, в
первую очередь, мира вещей, его окружающих.
Модерн (от фр. moderne — новейший, современный) — стиль в
европейском искусстве конца XIX — начала XX в. Искусство модерна многогранно и разнообразно, его творцы стремились ни больше, ни меньше. как изменить мир с помощью красоты. Природа и лучшие достижения мировой художественной культуры были для них источником вдохновения, а поиск новых форм и синтез искусств – движущей силой. Архитектуру и дизайн интерьера эпохи модерна нельзя спутать ни с чем, и в то же время трудно дать исчерпывающую точную характеристику стиля. Это и не удивительно, ведь, по мнению художников модерна, каждый дом должен
иметь свой собственный облик и характер.
Основные черты стиля
Каждый интерьер модерна неповторим, нет и не было каких-то устойчивых правил декорирования. Правила диктует сам дух стиля, художественная логика и индивидуальность творческой манеры творца – это принципиальная позиция художников модерна.
Еще одним важным принципом модерна в дизайне интерьера было создание художественного единства всех элементов предметно-простран- ственной среды. Благодаря согласованности линий, тонов, аксессуаров, обстановки и деталей плавно перетекающего пространства, интерьеры обретали удивительную гармонию и целостность.
Характерные для модерна стилистические особенности – ассиметрия и плавные изогнутые линии, подражающие естественности форм мира природы, в котором нет прямых углов и линий. Линии и формы модерна, кажется, проникнуты органической энергией и жизненной силой растений и в то же время воздушны, легки и эфемерны – так стремились модернисты объединить и воплотить в своих творениях дух и плоть, реальность и вымысел, жизнь и фантазию.
|
Рис. 126. Балкон жилого дома в стиле модерн. Архитектор В. Орта.
Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был
бельгиец Виктор Орта. В своих проектах он активно использовал новые
материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники свисающие с потолка, даже дверные ручки - все тщательно проектировалось в едином стиле.
.
Рис. 127. Дом Тесселя в Брюсселе. Архитектура и дизайн интерьера. Архитектор Виктор Орта.
Брюссель в 1880 — 1890-х годах был центром художественной культуры, где пересекались пути основных новаторских течений в искусстве. Сам Орта подчеркивал важность его контактов с художниками в процессе разработки новой архитектурной стилистики.
Рис. 128. Особняк Тасселя. Площадка первого этажа с видом на лестницу. Брюссель. В. Орта.
В этой связи, не случайно, что именно бельгийцу удалось создать сооружение, положившее начало линии ар-нуво в архитектуре модерна -особняк Тасселя на улице де Турин в Брюсселе. Завершение его строительства в 1893 году ознаменовало возникновение в Европе новой эстетической традиции, связанной, в первую очередь, с архитектурой и дизайном интерьера жилища.
Эпоха модерна неразрывно связана с развитием производства, когда народный художественный промысел стал осваиваться с помощью новых заводских технологий по изготовлению и обработке стекла, металла, изготовлению витражей, керамической плитки и др.
|
Рис. 129. Интерьер городского особняка Виктора Орта в Брюсселе.
Конструктивизм
Конструктивизм - направление в архитектуре, дизайне, искусстве Европы, появившееся в начале прошлого века. Этот стиль оказал огромное влияние на развитие культуры и искусства. В основе конструктивизма лежит не композиция, как у ряда других направлений в дизайне интерьера, а конструкция.
Этот стиль возник как своеобразная альтернатива модерну. Его подчеркнутая простота и лаконичность пришлись по душе тем, кому надоели плавные линии и вычурные орнаменты окружающей обстановки. Ясность, продуманность и четкость – конструктивизм явился полностью свежим, новым направлением и полностью разрушил все прежние представления о дизайне интерьера.
Главным принципом этого стиля является рационализм. Красиво лишь то, что удобно и полезно. Интерьер и обстановка очень просты. Но вместе с этим, конструктивизм способен преподносить сюрпризы. Неожиданная
асимметрия, необычная и эффектная подсветка, удачное сочетание ярких жизнерадостных оттенков позволяют добиться прекрасных результатов. Поэтому конструктивизм популярен и по сей день.
Высокое качество материала, игра фактур, легкость и яркость того минимума, который составляет внутреннее убранство, лишают помещения монотонности. Мебель служит одновременно и декором, поэтому ей уделяется особое внимание.
|
Создание интерьера в городской квартире или коттедже в стиле конструктивизма вполне реально. Грамотная стилизация помещения говорит об интеллекте и вкусе хозяина. В функциональности и рациональности интерьера в этом стиле тоже есть эстетика, необходимо лишь рассмотреть ее
Стиль русского авангарда и Ле Корбюзье конца 1920 - середины 1930-х гг., характеризуется графической четкостью композиции, отсутствием декора, чередованием горизонтальных "ленточных" окон, глухих плоскостей и вертикальных лент остекления лестничных клеток. В этом смысле конструктивизм выступает обобщающим понятием, характеризующим стилистику столь разных мастеров.
Рис. 130. Интерьер жилого помещения в стиле конструктивизма.
В конструктивизме отрицаются старые представления о взаимодействии внутренних помещений зданий - от статичных перегородок освобождается все внутренне пространство. Отдельные замкнутые комнаты и коридоры считаются безнадежно устаревшими, а деление на зоны осуществляется посредством легких передвижных перегородок. Конструктивизм в дизайне решает в первую очередь функциональные вопросы обустройства помещений. Машина для жилья. Так философски характеризовал сущность дизайнерского обустройства современной квартиры Ле Корбюзье.
Такой принцип жилища им реализован в жилом доме в Марселе в так называемой жилой единице. (см. рис. 131).
2
Рис. 131. Интерьер комнаты жилой единицы жилого дома вМарселе Ле Корбюзье
..
Рис. 132. Эксплуатируемая кровля Жилого дома в Марселе Ле Корбюзье
Критики концепции функционализма обычно говорят о «безликости», «серийности», «бездуховности», серости и искусственности бетона, угловатости параллелепипедов, грубости и минимализме внешней отделки, стерильности и бесчеловечной холодности кафельной плитки. Контраст
между циклопизмом внешних размеров и микроскопическими внутренними помещениями и окнами часто делает дома этого стиля похожими на ульи.
Органическая архитектура
Это направление в архитектуре XX в., которое было впервые сформулировано в 1890-х г.г. американским архитектором Луисом Генри Салливеном (Sullivan, Louis Henry,1856-1924) который обозначал им соответствие функции и формы, им он пользовался в своих трудах по архитектуре, чтобы отмежеваться от господствовавшего в то время эклектизма. Понятие органической архитектуры очень многозначно и едва ли поддается точному определению, однако к подражанию органическим формам оно никакого отношения не имеет.
Идеи Л. Салливена были развиты его учеником Фрэнком Ллойдом Райтом (Frank Lloyd Wright, 8.06.1867 – 9.04.1959). Основу концепции Райта составляла идея непрерывности архитектурного пространства, противопоставленная подчёркнутому выделению его отдельных частей в классицистической архитектуре. Здание, вписанное в природу, его внешний облик, вытекающий из внутреннего содержания, отказ от традиционных законов формы — вот характерные признаки свойственного ему архитектурного языка, который можно определить понятием «органической архитектуры». Эта идея впервые реализована им в так называемых «домах прерий» (дом Роби в Чикаго, 1909, и др.) и в знаменитом Доме над водопадом (см. рис. 133, 134).
Рис. 133. Дом над водопадом. Здание состоит из блоков, каждый из которых органично взаимоувязан с прилегающей к нему территорией и которые объеденены в единое композиционное целое.
Полемизируя с крайностями функционализма, противопоставляя ему стремление к учёту индивидуальных потребностей и психологии людей, органическая архитектура в середине 30-х гг. становится одним из ведущих
направлений.
Рис.134. Интерьер общей комнаты Дома над водопадом. Через ленточное и сплошное остекление решается органическая взаимосвязь архитектурного объекта с природой.
Рис. 135. Спальная комната Дома над водопадом. Облицовка естественным камнем фасада продолжена в стенах жилого помещения, в результате чего органично объеденены наружное и внутреннее пространство здания.
В проекте Музея Гугенхейма Ф. Л. Райту пришлось органично увязывать архитектур объекта с высокоплотным городским пространством на основе композиционного контраста.
Решение фасадов здания адекватно внутреннему его пространству, подчиненному функциональному назначению объекта (см. рис.136).
Рис. 136. Интерьер Музея Гугенхейма. Движение зрителя осуществляется по
спиральному пандусу, что нашло свое отражение на внешнем облике здания.
Если обыкновенно постройка состоит из законченных блоков, то здание, спроектированное на основе органической архитектуры, состоит из множества разных блоков, которые являются законченными только в составе здания. Кроме того органическая архитектура подразумевает отказ от законченных геометрических форм. При проектировке каждого здания учитывается тип окружающей местности, его назначение. Кроме того, в таком здании всё подчинено гармонии.
Под воздействием идей органической архитектуры сложились региональные архитектурные школы в скандинавских странах как, например, финская под влиянием творчества Алвара Аалто.
Алвар Аалто - выдающийся архитектор. Работая на рубеже XIX-XX веков, он сочетал черты двух направлений: органической архитектуры и функционализма. До сих пор его здания, которые сохранились в США и многих странах Европы, отличаются простотой, но в тоже время оригинальной формой. Первым постройкам автора присущи четкие геометрические очертания. Он совмещал на первый взгляд несовместимые вещи, используя чисто природные материалы (камень, дерево) вместе с
искусственно-созданными (стекло, железобетон). Архитектор также любил экспериментировать с формой, яркий пример тому - известный всем волнообразный потолок библиотеки в Выборге, рис.137. При всем этом постройки Аалто всегда искусно вписываются в окружающую их среду.
Рис. 137. Аудитория Технологического института в Хельсинки. Алвар Аалто.
Искусственному и естественному освещению зданий Аалто придавал первостепенное значение, рис 137, 138. В приведенных случаях геометрия подвесного потолка связана с обеспечением рассеенного освещения и требованиям к аккустике лекционных аудиторий.
Рис. 138. Университетская библиотека. Орегон, США. Архитектор Аалто.
Рис.139. Интерьер с пошивным потолком из дерева с подсветкой скрытыми светильниками. Аалто.
Хай Тек
Технический прогресс в 70-х годах XX века стал оказывать довольно значительное влияние на архитектуру. Он являл собой олицетворение вступления в век высоких технологий. Хай- тек не вылился в отдельный современный архитектурный стиль, он отличался лишь способами архитектурного оформления и применением материалов (см. рис 140, 141).
Рис. 140. Интерьер наружного перехода Центра Пампиду в Париже. Ренцо Пиано, Ричард Роджерс.
Рис.141. Фасад здания Центра Пампиду в Париже, 1970-е.
Конструктивизм выделялся использованием конструкций на основе стекла и железобетона. Хай-тек использует различные комбинации металла и стекла, предполагая использование инженерно-технических конструкций здания в декоративных целях. Использование различных цветов для покраски трубопроводов, вентиляционных шахт позволяет им выглядеть конструктивно-декоративными элементами здания, которые дополняют его функционально и эстетически Большой в зтом интерес представляет здание концерна Ллойда в Лондоне (см. рис. 142).
Рис. 142. Здание концерна Ллойд в Лондоне. Р. Роджерс. Высокотехнологическая обработка фасадов зданий в стиле хай-тек является дорогим мероприятием и в настоящее время.
К 90-м годам XX века одно из направлений становится главенствующим. В нём очень заметен отход от сложных композиций, свойственных стилю хай-тек 70-х годов. Одним из наиболее ярких примеров композиции в стиле хай-тек является здание Европейского суда по правам человека в Страсбурге. (см. рис. 143).
Рис. 143. Здание Страсбургского Европейского суда. Ричард Роджерс. 1996 год
Это здании является одним из уникальных архитектурных строений Европейского квартала в Страсбурге. Архитектура этого квартала представляет сооружения техногенного типа, к которым относятся также здания Совета Европы и Европейского парламента.
В 2002 году Н. Фстер построил в стиле хай-тек здание Сити Холл в Лондоне (см. рис.144).
Рис. 144. Здание Сити Холл в Лондоне. Архитектор Н. Фостер.
Рис. 145. Интерьер Сити Холл.Норман Фостер. 2002 год
Деконструктивизм
Как направление в архитектуре 20 века деконструктивизм появляется в конце 80-х годов. По определению теоретика деконструктивизма Жака Дерида, это не стиль, а метод, подход архитекторов к основам основ традиционного подхода к архитектуре как виду искусства. Это не разрушение построенных зданий, а сознательное создание конфликта между тем, как человек привык воспринимать язык и смысл, и тем, что он видит.
Деконструктивизм - это вопрос архитекторов самим себе, можно ли освободить архитектуру от гегемонии эстетики, красоты, пользы, функциональности, так ли уж незыблемы понятия порядка и беспорядка и можно ли построить здание, отрекшись от всех общепринятых глубинных принципов создания архитектурных сооружений, в том числе: тектоники, равновесия, вертикалей и горизонталей, или всё же архитектору, разрушив старые принципы, необходимо создать что-то свое. Отрекаясь от старых принципов, необходимо создать новые формы, новое пространство, новые типы зданий, в которых эти мотивы "написаны" заново.
Характерные черты стиля — изломанные линии, насильственное вторжение в жизнь города и внешняя усложненность. Деконструктивизм отдает предпочтение острым углам, перекошенным окнам, искривленным опорам, имеющим исключительно декоративную функцию. Горизонтали и вертикали заметно смещены, формы непрямолинейны. Конструкции несимметричны, сооружения создают эффект беспорядка. Стиль был удобен и тем, что позволял существенно сэкономить на строительстве.
Существенное влияние на деконструктивизм оказали минимализм и кубизм. Традиционные формы деформируются, рассекаются и рассматриваются с различных перспектив.
К архитекторам деконструктивистам относятся Питер Эйзенман, (рис.146). Фрэнка Генри (рис147.) Б. Чуми (рис. 148,149.).Даниель Либескинд (рис. 150, 151).
Питер Айзенман - американский архитектор, автор многочисленных монографий и статей, профессор архитектуры, один из основоположников архитектурного деконструктивизма.
Рис. 146. Колумбийский общественный центр. Питер Эйзенма. 1998
Рис. 147. Музей Дизайна и мебеи «Витра» в Вайле-на-Рейне, Германия Фрэнк Гери.1998.
Рис. 148. Культурный центр АНИМА Проект. Бернар Чуми. 2012
Беонар Чуми считается теоретиком деконструктивизма.Согласно теории Чуми роль архитектуры заключается не в том, чтобы выражать существующую социальную структуру, а в том, чтобы действовать в качестве средства, которое подвергает сомнению эту структуру и пересматривает ее.
Рис.149.Интерер Культурного центрат АНМА. Бернар Чуми
Рис.150. Королевский музей в Онтарио. Даниель Либескинд 2007
Рис. 15. Интенрьер Королевского музея в Онторио Д. Либескинд
Архитектора Захи Хатид также относят к деконструктивистам, хотя ее архитектута без кривых окон и острых углов, скорее очень пластична и обтекаема и тяготеет к формам био-тека (см. рис.152,155).
Рис. 152. Интерьер гостиничного комплекса в дубае. Заха Хадид
Рис. 153. Интерьер гостиничного комплекса в дубае. АрхитекторЗаха Хадид