Подростковый возраст (11-15 лет)




 

Этот возрастной период протекает на фоне интенсивной перестройки организма. Перестройка основывается на половом созревании. Активизируется деятельность гипофиза (железа внутренней секреции, расположенная в основании головного мозга; принимает участие в общем обмене веществ и влияет на рост организма). Активизируется деятельность щитовидной железы, которая стимулирует деятельность других эндокринных желёз (эти железы не имеют выводных протоков и выделяют секреты-гормоны непосредственно в кровь или лимфу). Наблюдается «скачок роста». У девочек он обычно начинается и заканчивается на два года раньше. Резко проявляются индивидуальные различия: выделяются акселераты и ретарданты. Изменение роста и веса сопровождаются изменением пропорций тела. Последовательность изменения размеров следующая: 1) сначала растут голова, кисти и ступни; 2) затем конечности; 3) туловище в последнюю очередь. Развитие мускулатуры отстает от роста скелета => неуклюжесть, неловкость, угловатость.

Появляются внешние признаки полового созревания (вторичные половые признаки). Ребенок вступает в пубертатный период – период, в котором он становится половозрелым (хотя после этого физический рост у него продолжается ещё некоторое время). Физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14-16 годами, у девочек – между 13-15 годами. Нижней границей нормального начала пубертатности считают 10-11 лет, верхней – 18. Следовательно, у разных детей разный темп физиологических изменений.

Быстрый рост организма сбивает ритм работы сердца, легких, кровообращения. Перепады сосудистого и мышечного тонуса вызывают частую сменяемость физического состояния и как следствие настроения. Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Зачастую внешне эти перепады выглядят необоснованно (нет «видимых» причин для разбитости, пассивности или напротив, для гиперактивности).

Фаза созревания, пубертатности, обнаруживается в особых психических явлениях, которые называют психической пубертатностью. Психическая пубертатность появляется еще до физического созревания, являясь его предвестником, и продолжается достаточно долгое время после него.

Психические симптомы переходного возраста появляются уже в 11 – 12 лет. В этом возрасте ребенок уже отходит от своих прежних интересов, он считает себя уже слишком большим для них; а интересы более старших детей ему ещё непонятны.

Половое созревание уточняет образ своего пола и половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Но, при этом, большинство подростков сочетают в себе и маскулинные и фемининные стили поведения.

Перестройка всего организма, более уточненный образ своего пола формирует у подростка образ физического «Я». Значимость своего физического образа для подростка гипертрофирована. Подростки остро переживают изъяны и недостатки своей внешности, часть из которых бывает мнимой. По разному ощущают себя акселераты и ретарданты (мальчики, девочки).

Обостренное восприятие себя делает подростка уязвимым для оценок окружающих. У части подростков возникает чувство неполноценности, что приводит к комплексам и даже неврозу. В этом случае фоном развития является пессимизм и низкая самооценка. Низкая самооценка, чувство непринятия или даже отвержения провоцирует протест или раздражение, которые требуют выхода. И гиперактивное поведение подростков – зачастую компенсация неуверенности. У закомплексованных подростков проявляется неестественность поведения (нарочитость); неадекватность поведения ситуации и норме. Неудовлетворенность подростков собой переносится на окружающий мир. Их требования и их поступки не оправданы обстоятельствами. При этом они порой сами замечают некрасивость и странность своего поведения. «Они хотят стать другими, но их тело и их существо не подчиняется им» Ш.Бюлер.

 

 

Поведение подростка регулируется его самооценкой. А самооценка его диффузна. Если у младших подростков она неуверенна, то у подростков вообще – противоречива. На внешнем уровне это проявляется во множестве немотивированных поступков.

Личностная нестабильность – главная особенность подросткового возраста. Это период совмещения и борьбы противоположных черт и тенденций.

1) общительность – стремление к одиночеству;

2) слепое подчинение лидеру – бунт против любой власти;

3) эгоистичность (чувствует себя центром вселенной) – идеалистичны (максимализм);

4) грубое и бесцеремонное поведение – очень ранимы;

5) энергичны, деятельны – медлительны и апатичны.

Эти противоречивые черты и тенденции составляют картину сложного поиска - поиска самого себя. Подростку становится свойственна особая человеческая деятельность - самопознание.

(Человек, родившись, погружается в толщу жизненных обстоятельств, которые ему не принадлежат, им не вырабатываются и на это еще накладываются «случайности». (Л.С. Выготский: «Человек, рождаясь, застает определенное культурно – историческое пространство»). Чем меньше ребенок, тем более он социален; он в большей степени зависит от социума и окружающих обстоятельств. Некоторое время ребенок не может выйти за пределы «натурального течения жизни». Сформированное самосознание помогает ребенку выделить себя из окружающего мира. Но если поведение ребенка с этого времени уже не столько зависит, сколько согласуется с внешними обстоятельствами, то его развитие по-прежнему определяется извне. Подростковый возраст является тем периодом, когда возможно(!?) рождение субъекта собственного развития (т.е. автора своей биографии). Этот этап подготовлен предыдущим младшим школьным возрастом. Младший школьный возраст – период, когда ребенок становится субъектом деятельности. В этом возрасте появляется личная ответственность (в первую очередь за учебную успешность и школьные обязанности), а она предполагает и личный выбор, возможность которого связана и с тем, что ребенок в школе включен в равные партнерские отношения со сверстниками. Ответственность за результаты своей деятельности на фоне симметричных отношений делает возможным личный выбор. Опыт личных выборов приводит к осознанию собственной ответственности за самого себя.

Именно в подростковом возрасте человек начинает сознательно и намеренно строить себя и свои жизненные обстоятельства. Начинается этот процесс с экспериментов по строительству своих отношений в группе сверстников, что позволяет подростку идентифицировать себя определенным образом.

Для подросткового возраста характерны следующие типы развития неадекватной идентичности:

1) Уход от близких взаимоотношений. Эта линия развития связана со страхом потери собственной идентичности. («Я боюсь, что обо мне будут думать не так, как я этого хочу» - боязнь несоответствия собственной самооценки с оценкой других). Как следствие – избегание тесных межличностных отношений, и следовательно, страдает возможность попробовать себя в различных социальных ролях + недоразвитие средств общения, что может привести даже к изоляции.

2) Нежелание (следовательно - неспособность) строить планы на будущее. Этот тип развития основан на боязни перемен, на неверии в изменения к лучшему. Переживания подростков осложняются предчувствием неизбежности перемен.

3) Боязнь деятельности. Подросток не может сосредоточиться на деле и жалуется на проблемы внимания. В действительности - это защита неустойчивой идентичности.

4) Негативная идентичность - презрительное, враждебное непринятие ролей, ценимых в семье и ближайшем окружении подростка. Подросток предпринимает попытки найти идентичность, прямо противоположную той, которую навязывают ему близкие. (инволюционные процессы в развитии личности доминируют).

5) Не менее опасен для дальнейшего развития и прямо противоположный тип развития идентичности – это «предопределённая идентичность». Она означает некритичное принятие ценностей семьи, общества. Это уход от самого поиска себя. Это порождает консервативный, ригидный, «нерассуждающий» личностный склад. (Чем больше потенциальных возможностей развития откроет для себя человек в отрочестве, тем полнее он сможет реализовать себя в будущем.)

 

Итогом возраста является идентичность - эмоционально-когнитивное единство представлений о себе, своём месте в системе взаимоотношений с другими людьми, о своём месте в мире. Самопознание основано на сравнении себя с другими людьми, в первую очередь в рамках симметричных отношений.

Подросток отличается выраженным стремлением к «норме». Он хочет быть «как все» или «как другие». Это стремление часто наталкивается на объективно существующую диспропорцию (хотя бы на внешнем уровне).

У современных отечественных подростков преобладает заниженная самооценка, что связано с тем, что 1) смещены акценты в сторону материальных ценностей; 2) установился значительный разрыв в материальных позициях людей.

Характерной особенностью самооценки подростков является постепенный отход от копирования оценок взрослых. Опора на внутренние критерии. (Мл. школьник ориентируется на мнение родителей и учителей. К тому же самооценка мл. школьника линейно зависит от оценок взрослых.) самооценка подростка отличается большей независимостью. Иногда эта независимость носит демонстративный характер. И в самооценке наблюдается стремление оттолкнуться от противного.

На формирование когнитивного компонента «Я» концепции большое влияние оказывают те виды деятельности, в которые ребенок включен, и в которые постоянно включается. Для подростка характерна частая сменяемость занятий, неустойчивость интересов. С одной стороны это опыт, с другой - незавершенная деятельность не может дать объективной оценки себя. Частая сменяемость деятельности связана с выраженными различиями в образах «Я - реальное» и «Я - идеальное».

Оценочный компонент «Я» концепции зависит от той системы ценностей, в которой ребенок воспитывается.

Поведенческий компонент «Я» концепции имеет выражение в определенном стиле поведения. По-разному ведут и выражают себя подростки, сориентированные на внешнюю привлекательность или на внутреннюю глубину.

Представления о себе неустойчивы, подвижны. Но в конце подросткового возраста они стабилизируются. В подростковом возрасте подвергаются пересмотру моральные нормы, которые ранее регулировали поведение ребенка. По Л. Колбергу это постконвенциональный уровень развития морального сознания. Если подростку предоставлять возможность поиска оснований различных моральных выборов, то это может развить способность к моральным суждениям (хотя многие считают этот эксперимент рискованным).

Развитие личности подростка связано с расширением временного горизонта. Любой возрастной период можно охарактеризовать с точки зрения свойственной для него структуры субъективных моделей прошлого, настоящего и будущего. Для подросткового отношения к настоящему характерна негативная позиция. Гораздо выше удовлетворенность прошлым или будущим. В то время как для младшего школьного возраста выявлена следующая связь: чем выше удовлетворенность прошлым, чем ниже удовлетворенность будущим (робость в отношении перемен, боязнь новых социальных позиций). И наоборот. И у младшего подростка наблюдается реципрокная связь между отношением к прошлому и будущему, когда явное предпочтение одного из компонентов ведет к обесцениванию другого. У старшего же подростка наблюдается положительная взаимосвязь между удовлетворенностью прошлым и настоящим. Это объясняется некоторой психологической стабилизацией к этому периоду развития.

 

Данные эмпирических исследований показывают:

1. Чем больше обращенность подростка в прошлое, тем больше для него характерны подчиняемость, неуверенность в себе.

2. Если доминирует ориентация в настоящее, то для подростка наиболее важными являются его проблемы взаимоотношений с другими, его личностная свобода, право выбора. Такие подростки характеризуются повышенной конфликтностью.

3. Направленность на будущее связана в первую очередь с решением проблем группового взаимодействия. Устремленность в будущее связана с такими характеристиками как эмоциональная стабильность, устойчивость. Пережив перемены, эти подростки готовы к следующим.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: