Требуется сделать так чтобы ручка могла писать в условиях невесомости, что очень затруднительно как для шариковой, так и для капиллярной, так и чернильной ручки. Что делать? Идеальным результатом работы будет «писалка», которая работает в любых условиях и оставляет след независимо от условий.
Идеальное решение в данном случае будет следующим:
Использовать карандаш для ведения записей.
Примечание:
Американцы потратили миллионы долларов и изобрели ручку, но стали пользоваться в космосе советскими карандашами – они оказались менее капризными.
Принцип противоречия в ТРИЗ
Понятие противоречия – это один из основных принципов ТРИЗ. Противоречия обостряются при интенсивном развитии системы. Противоречия могут быть второстепенными и основными.
Сильные решения – это решения, преодолевающие главные противоречия.
Пример из истории велосипедов
Для увеличения скорости движения велосипеда следовало увеличить колеса. Но, диаметр колеса не мог превышать длины ног. Возникло противоречие
Я хочу, чтобы велосипед двигался быстрее
Я не могу ускорить движение, потому что не могу бесконечно увеличивать размер колеса.
Противоречие разрешилось известным нам образом - передача усилия стала распространяться через цепную передачу.
Задача изобретателя в том, чтобы правильно найти главное противоречие и его решить.
Рассмотрим метод Системного мышления
Метод предполагает сборку единого целого из различных составляющих.
Альтернативой системному мышлению является предметное мышление, рассматривающее объекты изолированно, без учета всех существенных частей и связей между ними, внешних и внутренних.
|
Помните притчу о том, как слепые анализировали слона? Один, потрогав хвост, сказал: – «Это веревка», другой, потрогав бивни, сказал: – «Это палка». «Это - шершавая колонна» - сказал третий, трогая ногу. «Нет, - это стена», сказал четвертый, трогая спину слона...
В чем их ошибка? Они анализировали большую систему по частям, это правильно, но они мыслили предметно, не системно, каждый делал вывод о всей системе только по одной части. Они приписывали свойства частей всей системе.
Мир настолько сложен, что изучить его «в целом, во всех подробностях и сразу» - невозможно, хотя к этому и надо стремиться. Поэтому мир изучают по частям, называя такое изучение анализом (от греч. – «расчленение»). Анализ системы – это изучение ее частей и связей между ними (внутренних связей), а также связей между системой и внешним миров (внешних связей). Любое изучение следует начинать с анализа. Надо хорошо знать, с чем имеешь дело. Без анализа нет синтеза (соединение частей в единое целое на основе знаний, полученных при анализе). Творчество – это создание нового, синтез на основе анализа.
Рассмотрим велосипед и рассмотрим его составляющие:
1. Колеса, цепь, руль, раму.
2. Металлические предметы, пластиковые предметы, резиновые предметы.
3. Движущиеся узлы, неподвижные узлы.
4. Человек – механизм.
5. Рабочий орган – орган потребления.