Эволюция форм отражения.




Происхождение и сущность сознания

Сознание как проблема философии.

На протяжении всей истории философии проблема сознания привлекала внимание философов, ибо человеческое сознание влияет на отношение человека к миру и к самому себе. Сознание человека имеет огромные возможности воздействия на мир и человека, поэтому на сознании человека лежит огромная ответственность за настоящее и будущее цивилизации, своей собственной судьбы.

Сознание является предметом изучения многих наук (таких как логика, психология, биология, антропология, философия и др.) в силу своей исключительной сложности, многогранности и значимости.

Философия изучает сознание под углом зрения выяснения его происхождения, сущности, его возможностей и значимости для человека, его опредмечивания в общественных состояниях или структурах. Сознание, будучи неотъемлемым атрибутом человеческого бытия, носит как индивидуальный, так и коллективный, как единичный, так и общий, всеобщий характер, т.е. сознание дуально (двойственно). Кроме того, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях и ответственности, которое налагает сознание на человека - это далеко не полный перечень философских аспектов этой проблемы.

Философы – идеалисты рассматривают сознание как самостоятельную субстанцию, лежащую в основе материального бытия или материи и создающее ее.

Сознание как первооснова идеального мира стала впервые осмысляться Платоном, который ввел в философию понятия «идеальное», «идеальный мир», противопоставляя понятиям «материальное», «материальный мир». Идеальный мир, по Платону, существует объективно, независимо от существования человека. В средние века получило распространение понимание сознания как идеальной первопричины мира, как Бога. Человек в средневековом представлении обладает лишь слабым отблеском божественного сознания. Начиная с эпохи Возрождения сознание, стало восприниматься в первую очередь как атрибут человеческого бытия. Философией Нового времени был выделен ряд свойств сознания как такового. Немецкая классическая философия, раскрыв диалектику индивидуального и социального, показала различные уровни организации сознания, его активность и историзм.

Философы – материалисты придерживаются прямо противоположной точки зрения, полагая, что сознание, по отношению к материи, носит вторичный, производный характер, и эта вторичность, производность означает следующее:

а) сознание возникает на конкретно – историческом этапе развития материи, т.е. в истории развития бытия, материи существовали формы, не обладавшие сознанием.

б) сознание по отношению к материи носит вторичный характер, как свойство по отношению к своему носителю, т.е. мозгу.

в) сознание вторично, ибо является высшей формой отражения объективного мира, т.е. точно также, как образ вторичен по отношению к своему оригиналу.

 


Отражение как генетическая предпосылка сознания.

Эволюция форм отражения.

Что есть отражение с философской точки зрения? Отражение есть процесс и результат взаимодействия двух или нескольких систем, в результате чего в измененной форме или формах происходит воспроизведение свойств или признаков одной системы в другой.

Поскольку материя имеет различные уровни организации, постольку соответственно существуют различные, историко-генетические формы отражения. Соответственно каждому из них по порядку относятся формы отражения:

а) неживая природа - элементарные формы отражения, которые носят пассивный характер;

б) растительный мир - раздражимость, как способность проявления известной активности в ответ на внешние раздражители;

в) животный мир – чувствительность как способность к ощущениям;

г) человеческий мир (социум) - сознание как свойство высокоорганизованной материи, свойство человеческого мозга, отражать действительный мир в идеальных образах.

В целом, если сравнить живую природу с неживой, то обнаружим, что в живой природе организмы не только получают информацию о внешнем мире, но и приспосабливаются к его воздействию. В живом мире чувствительность, как правило, уже связана с развитием нервной системы у животных и наличием пяти органов чувств. Здесь ощущения проявляются как способность отражать отдельные свойства или признаки предметов и явлений. С развитием центральной нервной системы и ее главного носителя или отдела – головного мозга появляется психическая форма отражения (психика) у животных и человека. Чем они отличаются друг от друга? Прежде всего тем, что психика животных базируется на инстинктах и, как правило, животные приспосабливаются к окружающей среде, а психика человека, основным фундаментом которой является сознание как опосредованная и активная форма отражения мира, таким образом оказывает предметно – практическое воздействие на окружающий мир.

Происхождение сознания.

Как возникновение сознания вообще, так и у отдельного человека, как правило, осуществляется на основе его активной «включенности» в существующую совместную деятельность и в конкретные формы общения в ходе этой деятельности. Другими словами, сознание по своей сущности – это не простая функция человека как существа общественного. Практика показывает, что дети, оказавшиеся в животной среде, т.е. вне общества, не приобретают, а даже теряют черты, свойственные человеку. И фактически людьми не становятся, превращаясь в своеобразных животных – мутантов.

Человек мыслит с помощью мозга, который ему достается по своей природе, но активно он «включается» в социальную жизнь с помощью различных форм бытия, таких как, прежде всего, трудовая деятельность, различные формы языкового общения, конкретно – исторические системы общественных отношений.

Сознание обладает статусом особого рода бытия, особого рода субъективной реальности, т.е. существования, но проявляется на практике, прежде всего, через различные формы целеполагающей деятельности.

Как в философии, так и в науке сложились различные концепции происхождения сознания, среди которых можно выделить некоторые из них:

а) теория большого взрыва;

б) теория привнесения жизни, а значит – сознания извне, из–за пределов внеземной цивилизации;

в) теория божественного происхождения сознания;

г) теория Ч. Дарвина и его работа «Происхождение человека»;

д) теория антропосоциогенеза, разработанная Ф. Энгельсом в известной работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» и ряд других концепций.

Какая из них является более приемлемой для адекватного понимания происхождения и сущности сознания? Очевидно, что та, в которой, в полном объеме, и главное философско – сущностно раскрывается как происхождение и сущность сознания, так и ее форма и содержание.

В теории антропосоциогенеза (теории общественного происхождения человека) многие философы видят достаточно убедительно раскрытыми как биологические, так и социальные причины (факторы) возникновения сознания.

К биологическим предпосылкам возникновения сознания относятся:

1. Прямохождение. Очевидно, что изменение природных условий послужило одной из причин, которая «заставила» предчеловека встать на задние конечности.

2. Высвобождение руки для проведения тех или иных операций. Оно произошло из-за усложнения потребностей предчеловека и необходимости их удовлетворения в сложных условиях бытия.

3. Постепенное усложнение и развитие нервной системы, и прежде всего, мозга в результате перехода от стадного (коллективного) образа жизни к отдельному, сугубо индивидуальному.

В конечном счете, даже на уровне биологического бытия, человек как бы сознательно-биологически изменяет среду своего бытия, и активно вносит, соответственно, изменения в природный мир в соответствии со своими целями, потребностями и интересами.

Одним словом, в биологическом становлении человека, а значит и сознания, основную роль сыграли главным образом, внешние факторы.

К социальным предпосылкам возникновения сознания относятся:

1. труд как целесообразная деятельность, направленная на изготовление и использование предметов и орудий труда. В этом процессе человек научается мысленно (абстрактно) воспроизводить и отражать мир согласно основному способу своей деятельности. В этой ситуации сыграла огромную роль

2. членораздельная речь и язык. Уже в процессе стадного образа жизни у пред - людей возникла потребность в общении между собой и передачи информации сначала в гортанной и нечленораздельной форме, а затем трудовая деятельность потребовала с необходимостью уяснения ее основных целей и задач, и передачи информации через членораздельную, понятийную и языковую речь, в которой бы фиксировались существенно необходимые и повторяющиеся связи, имеющие место в самом мире.

3. система общественных отношений. Сам процесс становления членораздельной речи и языка носил порой сложный и противоречивый характер в рамках существовавших тогда форм общения, которые и заложили основу для возникновения особой формы общественных отношений, где человек становится и превращается в относительно самостоятельное существо типа homo sapiens (человек разумный).

Таким образом, по своему происхождению сознание есть естественно – исторический и закономерный продукт развития природы и общества, а по сущности сознание есть свойство высокоорганизованной материи, свойство человеческого мозга отражать действительный мир в форме идеальных образов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: