Процесс формирования зерна имеет большое значение как для внешнего вида, внутреннего строения и химического состава зерновок злаков и семян других растений, так и для дальнейшего использования зерна в промышленности.
Созревание зерна начинается с увеличения в размерах. Изменения в составе зерна сводятся к тому, что происходит быстрое накопление сухого вещества и снижение количества воды. Эти процессы продолжаются и после того, как зерно достигает своих размеров. Постепенно увеличивается относительное содержание эндосперма с 60 (на ранних стадиях созревания) до 85%. Если количество эндосперма недостаточно, вследствие каких-либо неблагоприятных условий развитие зерна, то зерно плохо выполнено, щуплое, с низким содержанием питательных веществ. Принято различать три этапа в развитии зерна: формирование, налив и созревание. Первым этапом после оплодотворения является формирование зерна: oт появления составных элементов зерновки (зародыша, эндосперма, оболочек) до достижения окончательной длины. Содержание зерна жидкое, влажность 70-80%. Для второго этапа — налива зерна — характерно увеличение его по ширине и толщине, изменение окраски от зеленой до желтой, изменение консистенции, а также влажности. К концу налива прекращается поступление сухих веществ в зерно, и оно достигает своего конечного сухого веса. На этапе налива различают четыре фазы: 1) фаза водянистого состояния — начало формирования клеток эндосперма; 2) фаза предмолочная — содержимое семени имеет молочный оттенок; 3) фаза молочной спелости — внутри зерна молокообразная белая жидкость, оно зеленого цвета, влажность 50-65%; 4) фаза тестообразного состояния — содержимое имеет консистенцию теста, влажность 38-40%. Третий этап — созревание зерна, он характеризуется тем, что зерно несколько уменьшается в размерах, ссыхается, становится твердым и приобретает окраску зрелого зерна. На этом этапе про-исходят интенсивные биохимические процессы внутри зерна.
|
Различают две фазы созревания: 1) фаза восковой спелости — зерно желтеет, содержимое затвердевает и приобретает консистенцию воска, влажность 30-40%; 2) фаза твердой (технической) спелости — зерно приобретает типичный для него цвет и твердую консистенцию, влажность сильно понижается, достигая, в зависимости от климатических условий района произрастания, 7-18%. Процесс созревания зерна не заканчивается в поле. Биохимические процессы в нем продолжаются и после уборки в период так называемого послеуборочного дозревания. Зерно достигает полной (биологической) спелости в случае, если оно готово начать новый цикл развития растения, т. е. всхожесть зерна при этом достигает максимальной величины. В тесной связи с созреванием зерна находится понятие вегетационной период. «Под вегетационным периодом понимают время жизнедеятельности растения, период его роста и развития от начала прорастания семян до созревания новых. В связи с тем, что в сельскохозяйственной практике вегетационный период нередко прерывается (при несовпадении технической и биологической спелости), вегетационным периодом принято называть период от посева зерна до уборки» (Казаков, 1983).
Вывод
Современная технология производства зерновых культур ба-базируется на заметном увеличении энергозатрат на технику, удобрения, пестициды и др.. Поэтому по-хозяйски правильное использование энергии (земной - невозобновляемой и солнечного-ной-возобновляемой) необходимо рассматривать как одну из важ-ных условий увеличения производства продукции сельского хозяйства. Введение энергетического анализа позволяет оце-вать эффективность интенсивных ресурсо-и энергосберегающие-ющих технологий в полеводстве. Такой подход дает возможность изучить целесообразность использования в земледелии удобрений, применение пестицидов, топлива, различных типов тракторов, автомобилей, сельскохозяйственных орудий, природных ре-сурсов, почвенно-климатических условий солнечной радиации и дру-гих факторов, влияющих на формирование урожая и его качество. Как свидетельствуют данные науки и передовой опыт, положительное действие интенсивных ресурсо-и энергосберегающих технологий выращивания сельскохозяйственных культур зависит от своевременного выполнения всех элементов технологии. Основной задачей этих технологий является повышение плодородия почвы и, в частности, обогащение его гумусом, уменьшение затрат энер-гии на единицу производимой продукции и заметное улуч-шение экологического состояния окружающей среды. Положительных результатов при таких технологиях можно до-нуть только тогда, когда хозяйства будут экономию расхода-чаты различные виды энергии на производство единицы сельскохозяйственной продукции. Интенсификация земледельческой отрасли сельско-ского производства и охрана окружающей среды - это единственный тесно связан между собой процесс. Применить полностью использовать потенциал интенсивных техноло гий выращивания пшеницы без загрязнения окружающей среды можно только при реализации потенциала ценоза сорта с учетом его биологических свойств: эко-ской устойчивости к засухе, низким температурам и других негативных факторов, а отсюда и повышение потенциальной продуктивности сорта, ценоза пшеницы и каждого растения в нем.
|
|
Современные сорта озимой пшеницы интенсивного типа имеют потенциальную производительность 60-90 ц зерна и более. В ос-новном в производственных условиях урожай этихсортов гораздо меньше. Причин небольшой производительности много и основ-ные среди них - нарушение технологической дисциплины. По-потенциального урожайность растений является главным фактором форми-рования возможно высокого урожая, а реализация его зависит от оптимизации условий выращивания, что достигается созданием оптимальных условий среды в ценозах, т.е. приближением на разных этапах роста и развития озимой пшеницы целесообразной количества факторов необходимого соот -ношения их. При таких оптимизированных условиях растения способны лучше противостоять экологическим стрессам и приблизиться к максимальной реализации производительности. На создание оптимальных условий роста и развития рос-линь в ценозах и получения урожая в возможной потенциальной ной производительности пшеницы расходуется большое количество невозобновляемой или земной энергии.
Использованная литература
1. Казаков Е.Д. Кретович В.Л. Биохимия дефектного зерна и пути его использования. М.: Наука, 1979.
2. Казаков Е.Д., Кретович В.Л. Биохимия зерна и продуктов его переработки М.: Колос,1980.
3. Шаманин В.П,Трущенко А.Ю. Общая селекция и сортоведение полевых культур,1970г.
4.Сабир Вагидович,Растениеводство, 1989г.