Организация похода. Организация группы. (Изучить)




Организация похода обычно начинается с собрания всех желающих в нем участвовать. На собрании руководитель похода сообщает о цели похода, маршруте (если он уже разработан) и длительности похода, о сумме денег, которую надо будет внести каждому участнику, о том, что надо взять с собой, распределяет поручения, договаривается о следующей встрече.

При подготовке такого собрания нужно заранее составить список вопросов, которые на нем будут обсуждаться. Обычная ошибка неопытных руководителей заключается в том, что они начинают думать о том, что говорить на собрании, за несколько минут до его начала. В результате разговор все время перескакивает с вопроса на вопрос, нередко вообще уходит в сторону, например на обсуждение каких-то забавных происшествий, случившихся в одном из прошлых походов. Часто деловое обсуждение постепенно переходит во всеобщее веселье. Так незаметно проходит несколько часов, и, наконец, кто-нибудь вспоминает, что всем пора домой. После этого обсуждение похода завершается наспех, ребята быстро разбегаются по домам.

Но дело не только в том, что все эти упущения осложняют поход. Характер такого собрания по инерции переносится в поход. Веселая безалаберщина, неразбериха с продуктами, забытые на привалах вещи, нервничающий руководитель — вот к чему все это приводит. Тут не то что выполнять какое-либо задание, но вообще нормально пройти маршрут довольно трудно, потому что туристская группа становится по существу неуправляемой.

Организованность — необходимое туристу качество, и воспитывать его надо с самого начала. Правильно поступают те руководители, которые назначают 10-минутный срок ожидания на месте сбора. Назначили встречу на 8 часов — значит, десять минут девятого уходим независимо от того, всё ли собрались или нет. Опоздал больше чем на 10 минут — пеняй на себя: семеро одного не ждут.

Когда в поход идут новички, на собрании следует зачитать примерный список личного снаряжения и объяснить, что чем можно заменить, если не найдется дома. Иначе родители будут экипировать юных путешественников по своему усмотрению, а из этого ничего хорошего не получится. Один придет в резиновых тапочках на босу ногу, другого оденут в теплое пальто.

Следует помнить, что знакомить ребят со списком необходимого снаряжения накануне выхода поздно. Как правило, у новичков вещи не готовы к походу. Что-то надо найти, что-то постирать или перешить, что-то купить в магазине. Поэтому собрание лучше всего провести за несколько дней до похода, чтобы у ребят было время собраться без спешки.

Второе, что должен сделать руководитель при подготовке к собранию, — это составить список общественного снаряжения, а на собрании опросить ребят, кто что сможет захватить из дома.

— Нам нужны топоры. Кто сможет их принести, поднимите руки. Так, записываю: Сережа и Коля берут топоры. А у тебя что?

— У нас как будто был топор, но надо поискать.

— Хорошо. Записываю и тебя. Если найдешь — бери, но, в крайнем случае, обойдемся двумя. Дальше. Нам нужны палатки.

— У нас дома есть палатка, но нужно спросить у папы.

— Хорошо. Сегодня вечером узнать сможешь? Выяснишь — позвони мне. Записал тебя. Еще кто-нибудь достать палатку сможет?

— У нас была, но только очень старая.

— Принеси завтра — мы ее посмотрим. А, кроме того, вот что: Наташа позвонит в пункт проката и выяснит, есть ли там палатки и сколько стоит прокат. А Леня сделает это же в районном клубе туристов.

Все поручения надо обязательно записать и при следующей встрече прямо начинать с проверки по списку, что, сделано, а что нет. Кроме того, следует помнить, что, давая поручения, надо очень тщательно проинструктировать ребят, объяснив все подробности. Иначе Сережа принесет топор, который легко соскакивает с топорища, Коля — заржавленный, с крупными выбоинами и зазубринами, а третий топор окажется тяжелым колуном, непригодным для похода. Топоры будут взяты точно по списку, а рубить дрова нечем.

Третье, что должен подготовить руководитель, — это список необходимых продуктов.

Вот, примерно, что обсуждают на собрании, посвященном будущему походу. Достаточно ли будет провести одно такое собрание или придется встретиться несколько раз, зависит в основном от сложности и продолжительности похода и связанной с этим объемом предшествующей подготовки. Если речь идет об однодневном походе, то следующую встречу лучше всего назначить уже на вокзале, возле школы — словом, там, где назначено место сбора перед выходом. К многодневным походам туристы начинают готовиться заблаговременно, и в этом случае общие встречи повторяются несколько раз, обычно с интервалом в неделю.

Участники похода докладывают, что удалось сделать, что не получилось, вместе с руководителем намечают новые поручения.

Конечно, если в походы постоянно ходит одна и та же группа, где все имеют твердые обязанности, то иногда можно обойтись и без собрания. Просто назначается время и место встречи, а каждый участник заранее знает, что он должен сделать.

Перед длительным походом необходимо провести родительское собрание. На нем руководитель сообщает родителям цели и задачи похода, если надо, разъясняет, что он не таит, в себе ничего страшного, рассказывает, чем родители могут помочь своим детям в ходе подготовки.

Важным в организации группы является распределение постоянных обязанностей. Что это за обязанности? Прежде всего, надо выделить из числа ребят старшего или помощника руководителя. Иногда его именуют командиром группы, старостой или еще как-то. Суть дела не в названии. Это старший среди юных туристов, подчиненный непосредственно взрослому руководителю группы и его заместителю. Обычно старшим становится наиболее опытный или авторитетный среди ребят. Руководителю похода следует поручить часть своих дел старшему в зависимости от его квалификации и способностей. Следует стараться всячески поддерживать авторитет старшего перед ребятами, используя как позитивные меры, например, периодически советоваться с ним (пусть даже это не всегда вызвано необходимостью), так и негативные. Например, если старшему было поручено обеспечить своевременное снятие лагеря, а вовремя это сделано не было, то выговор во многих случаях должен получать он, а не непосредственные виновники задержки, не успевшие уложить свои рюкзаки.

Далее из числа ребят выделяется завхоз и ответственный за снаряжение. Первый вместе с руководителем составляет рацион для похода и руководит закупками, в походе выдает дежурным продукты и ведет их учет. Второй руководит сбором снаряжения, в том числе получением его напрокат, следит за тем, чтобы оно было к походу приведено в порядок, следит за сохранностью его в походе. По окончание похода он по списку собирает снаряжение и контролирует, чтобы все вещи вернулись к своим владельцам, а прокатное снаряжение было своевременно сдано.

Согласно туристским справочникам и руководствам в группе выделяется еще санитар, который хранит аптечку и оказывает первую помощь. Однако на практике первую помощь, когда это бывает необходимо, почти всегда оказывает руководитель, и, таким образом, функции санитара сводятся к переноске походной аптечки. Тогда нужно ли обязательно в каждой группе вводить эту должность? Может быть, просто кто-то из ребят получит аптечку вместе с другими предметами коллективного снаряжения? Но в тех группах (например, идущих на слет), где ведется санитарный журнал похода, где проводится ежедневная проверка чистоты рук и ног и т. п., должность санитара является необходимой.

Кроме того, в походе согласно руководствам надлежит выделять еще секретаря или корреспондента, одним словом, ответственного за ведение дневника. Однако учреждение в группе такой должности для большинства походов вряд ли целесообразно. Прежде всего, ведение дневника занимает много времени, корреспондента приходится изо дня в день освобождать от большинства работ на биваке. Его товарищи разжигают костер, ставят палатки, а он в это время сидит и пишет. Он мало чему может научиться в походе, да, в конце концов, ему просто скучно. Далее, ребята, даже довольно долго занимающиеся туризмом, обычно не умеют вести дневник. В него попадают описания съеденных за обедом блюд и чьих-нибудь шуток, штампованные восторги по поводу красоты окружающей природы, а вот точного описания маршрута и других, действительно нужных вещей для групп, которые пойдут по тому же пути, в дневнике подчас и не найдешь. Умению вести дневник тоже надо учить. Поэтому лучше установить такой порядок, когда каждый из ребят заполняет в дневнике один день, а потом руководитель просматривает сделанную запись и разбирает, что хорошо, а что плохо. В этот день ответственного за дневник надо по возможности разгрузить от других обязанностей — не назначать дежурным, костровым, направляющим или замыкающим. Пусть он в течение дня обдумывает, что следует отразить в дневнике, пусть у него вечером будет достаточно времени для описания дня. Если в группе есть и опытные, и неопытные ребята, то лучше поручать ведение дневника только опытным. Неопытным и без того есть чему поучиться в походе. Короче говоря, ведение дневника одним человеком должно быть исключением, а не правилом для юных туристов.

Наконец, в зависимости от целей похода и взятых группой заданий в ней могут быть выделены, так сказать, “узкие специалисты”: ответственный за сбор гербария, за метеорологические или гидрологические наблюдения, за сбор геологических образцов и т. д. Хорошо, если в группе есть фотограф.

Таково распределение постоянных обязанностей для продолжительного похода. В коротком походе, например однодневном, часто не возникает необходимости в распределении между ребятами этих должностей, В малочисленной группе их нередко объединяют: например, один и тот же юный турист выполняет обязанности и завхоза, и казначея.

Кроме того, некоторые обязанности в группе являются временными. Это обязанности направляющего и замыкающего на марше, которых назначает, смотря по ситуации, руководитель похода, или обязанности кострового и дежурного на биваке, выполняемые поочередно всеми участниками похода.

Выделение ответственных в группе — дело очень важное, и от него во многом зависит успех дохода, поэтому его надо тщательно продумать. При этом обязательно учитывать туристский опыт, возможности и склонности ребят. Бессмысленно назначать ответственным за снаряжение девочку, которая никогда не держала в руках инструмента. Ведь она даже не сумеет определить, хорошо ли наточен топор или его надо доводить. Точно так же нельзя назначить, например, ботаником школьника, который увлекается историей и хочет в походе собирать сведения о героях Отечественной войны. Надо принимать во внимание не только возможности ребят, но и насколько ответственно они относятся к делу.

Если руководитель недостаточно знает ребят, то, готовясь к большому походу, не следует спешить с выделением ответственных. Лучше сходить с этими ребятами раз-другой в воскресный поход посмотреть, кто как себя проявит в походных условиях. Здесь проще узнать характеры ребят, выяснить их истинные возможности и способности.

Другой вопрос, связанный с распределением обязанностей, который часто волнует руководителя: в какой мере ему самому брать на себя походные обязанности? Участвовать в несении дежурств или нет? Брать на себя функции направляющего или замыкающего?

Участвовать в дежурствах руководителю обычно нет смысла. У него и без того много забот. Но он должен быть готов, если это нужно, вмешаться в любую работу — будь то работа у костра, заготовка дров или установка палатки. Не правы те руководители, которые полагают, что во имя поддержания авторитета они должны только отдавать распоряжения и ничего больше. Ребята уважают того руководителя, который не пренебрегает и черновой работой. Что же касается функций направляющего и замыкающего, то это зависит целиком от конкретной ситуации в походе. Иногда это целесообразно, иногда — нет. Но если руководитель уверен, что с этим делом справятся и ребята, надо стараться по возможности дать походить в этой роли им самим, внимательно наблюдая за действиями подопечных и приходя им на помощь в случае необходимости.

То же самое можно сказать и о вмешательстве в работу завхоза, ответственного за снаряжение, и других ребят, имеющих постоянные обязанности в группе. Надо проверять составленные ими списки или разработать списки вместе, помогать этим ребятам, контролировать их работу, вовремя давать советы, но не брать их работу полностью на себя. Руководствоваться при этом надо тем, что в идеале жизнь туристской группы должна строиться на основе самоуправления и самообслуживания. К этому и должен готовить ребят умелый руководитель.

 

2. Выбор и разработка маршрута. (Изучить)

После того как установлена цель похода и определился состав группы, наступает очередной этап подготовки — выбор и разработка маршрута.

Проще всего обстоит дело с непродолжительными походами по родному краю. Для начала можно воспользоваться специальными путеводителями, в которых рекомендуются уже разработанные маршруты

Пусть руководителя и ребят не смущает, что рекомендованные маршруты ранее уже были кем-то пройдены. От этого они не стали менее интересными. В путеводителях содержится вся необходимая информация о маршрутах (в том числе их схемы), и можно легко подобрать себе тот, который соответствует намеченным целям и составу группы.

По мере того как руководитель и ребята будут накапливать опыт, у них начнут появляться собственные идеи, сначала в виде вариантов рекомендованных маршрутов, затем они постепенно переходят к самостоятельному составлению маршрутов. Большую помощь в этом деле оказывают станции юных туристов, клубы туристов, где можно получить литературу, консультации и, главное, картографический материал.

После нескольких многодневных походов по родному краю можно переходить к походам по другим районам страны. Подготовка такого маршрута — дело более сложное.

Знакомство с предполагаемым районом путешествия начинается с изучения литературы, в первую очередь специальной туристской. Помимо упомянутых выше путеводителей, рассчитанных на путешествия по родному краю, наши издательства выпускают довольно много всевозможных книг, справочников, альманахов, сборников, туристских карт и маршрутных схем с подробными комментариями

Иногда полезно также обратиться в научно-исследовательские институты, краеведческие, и другие музеи. Найти в этих организациях людей, которые бывали в интересующих вас краях и готовы дать самую подробную консультацию, не так уж сложно.

В ходе сбора сведений о предполагаемом районе путешествия начинают постепенно вырисовываться несколько возможных маршрутов. К моменту общего обсуждения обычно они уже бывают приблизительно намечены.

После того как район путешествия окончательно выбран, начинается детальная разработка маршрута по карте. Маршрут разбивается по дням, измеряются расстояния дневных переходов, определяются ориентировочные места ночлегов, дневок, если надо, проведения исследовательских работ и экскурсий, места, где будет пополняться запас продуктов, разрабатываются запасные варианты на случай необходимости сократить маршрут или, напротив, увеличить его, если останутся лишние дни.

Следует при этом иметь в виду, что расстояния, измеренные по карте, всегда оказываются меньше реальных. Обычно измеренный на карте километраж надо увеличить хотя бы на 10 — 15%.

Очень полезно бывает на этом этапе подготовки обращаться с письмами в местные краеведческие музеи, исполкомы сельских советов, леспромхозы, сплавные конторы и другие организации, где работают люди, хорошо знающие свой район. Они смогут сообщить об изменениях, происшедших в районе в последние годы, о том, на какие продукты можно рассчитывать на месте, о транспортных возможностях и т. д. Писать лучше на бланке учреждения, проводящего поход и формулировать конкретные вопросы, которые остались неясными, а не вообще просить полезных советов. Посылать письма следует не в одну, а сразу в несколько организаций, так как практика показывает, что ответы приходят далеко не на все запросы.

После того как все это проделано, на отдельном листе составляется график движения примерно по такой схеме:

День пути Дата Маршрут Километраж Примечание

 

Полезно также вычертить схему маршрута, показав на ней путь группы, дневные переходы, места ночлегов и дневок. При этом нельзя думать, что эта схема может заменить собой карту. Схема является просто наглядной иллюстрацией к графику движения, не более того. Идти в походе надо по карте, а так как ни в Доме пионеров, ни на детской туристско-экскурсионной станции, ни в клубе туристов вам карту с собой не дадут; надо будет тщательно скопировать ее на кальку. Копировать надо достаточно широкую полосу — хотя бы по 15 км в обе стороны от намеченного пути, а не только узкую ленточку маршрута.

График движения не всегда стоит детализировать с точностью до дня. Вполне возможно включение в него участков, на прохождение которых запланировано 2—3 дня. И вообще соблюдение графика не должно становиться самоцелью в походе. Это лишь предварительный план, в который по ходу путешествия всегда вносятся какие-то коррективы. Главное — выполнить цель похода. То же самое можно сказать и про намеченные дневки. Дневки надо устраивать, тогда, когда возникает в них необходимость, а не ради соблюдения графика движения. Чаще всего потребность в первой дневке возникает после 2—3 дней похода. Эти дни особенно трудны, так как вес рюкзаков еще велик, а участники похода не вошли в форму. Когда назначить дневку — после двух, трех или четырех дней похода, нужно решать в зависимости от состояния группы. Вот почему некоторые руководители походов предпочитают вообще не вносить дневки в график, а просто резервируют несколько дней на их проведение. Конечно, эти дни нельзя путать с запасными днями, которые при разработке маршрута предусматриваются как резерв времени на случай непредвиденных задержек. Вообще, если позволяет время, дневки можно делать каждые 3—4 дня.

После того как проект похода разработан полностью, надо его утвердить и получить маршрутный документ.

Прежде всего, все материалы похода (схема маршрута, график движения, список участников с визами врача или медицинскими справками, списки личного и общественного снаряжения, продовольственный рацион и смета) утверждаются администрацией учреждения, проводящего данный турпоход: если поход организован школьной секцией туризма — директором школы.

Для многодневных путешествий все эти материалы, к которым добавляется приказ директора школы о проведении данного похода и назначении руководителя похода и его заместителя, Удобной формой оформления таких материалов являются так называемые заявочные книжки. В них предусмотрены все необходимые разделы и графы, которые остается только заполнить и заверить печатью. Обычно заявочную книжку можно получить в центрах туризма, в маршрутной комиссии, в туристском клубе, словом, в любой организации, связанной с организацией самодеятельного туризма.

Утверждает поход в маршрутной комиссии. Эта комиссия проверит, насколько удачно составлен план похода, даст необходимые рекомендации, если надо, внесет какие-то уточнения. Кроме этого, на маршрутной комиссии будут определены контрольные пункты и сроки.

Что это такое? В туризме принято, чтобы всякая группа, отправившаяся в сколько-нибудь продолжительное путешествие, периодически сообщала о себе с маршрута. Для этого при утверждении похода определяются пункты, откуда группа даст о себе знать, и сроки, в которые это надо сделать. Они-то и носят название контрольных пунктов и контрольных сроков. Обычно группа сообщает о себе телеграммой при выходе на маршрут, один-два раза в продолжение похода и, наконец, по завершении похода. Группа, вовремя не известившая о себе, считается терпящей бедствие: принимаются незамедлительные меры по отысканию ее и оказанию помощи. У взрослых туристов своевременная отправка таких извещений — святое дело. Они хорошо понимают, что значит вызвать на себя поисковые и спасательные работы, не вызванные обстановкой. К туристам, не давшим знать о себе по небрежности, принимаются самые строгие меры: их дисквалифицируют, на них возлагают стоимость напрасно проведенных поисков и т. д. Уважительное отношение к соблюдению контрольных сроков необходимо воспитывать с первых шагов на туристской тропе. Пусть юные туристы, как правило, путешествуют по достаточно населенным районам, где нет сколько-нибудь опасных естественных препятствий. Тем не менее, отсутствие предусмотренных сообщений с маршрута вызывает лишние волнения у родителей и организаторов похода. Руководителям групп и самим юным туристам следует помнить об этом и неукоснительно соблюдать контрольные сроки.

В завершение процедуры оформления группа получаетнаруки путевой документ. Обычно путевым документом туристской группы, как для взрослых, так и для ребят является маршрутная книжка. В нее вносятся сведения о маршруте и об участниках группы, указываются контрольные пункты и сроки. В ней же делаются отметки о прохождении маршрута. Эти отметки можно сделать в любом местном учреждении — на почте, в школе и т. д. Важно только, чтобы они были заверены печатями. По окончании похода маршрутная книжка служит документом, подтверждающим, что участники похода действительно совершили данное путешествие. На непродолжительные походы (до трех дней) или походы, оказывающиеся ниже I категории сложности, выдается упрощенный вариант маршрутной книжки — маршрутный лист. Помните, что другие документы (экспедиционное удостоверение, экскурсионная путевка, командировочное удостоверение руководителя группы и его заместителя) не заменяют маршрутной книжки или маршрутного листа.

Несколько слов об этих и других документах, которые могут тоже понадобиться группе.

Если в походе предусматривается выполнение какого-либо задания научного или краеведческого характера, тотакаягруппа, помимо маршрутных документов, получает еще экспедиционное удостоверение. Организация, поручившая такое задание юным туристам, выдает им соответствующую справку на своем бланке, а на основе этого станции юных туристов, и т. д. оформляют экспедиционное удостоверение.

Контрольный вопрос:

- перечислите возможный перечень обязанностей в группе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: