ВЛИЯНИЕ КОЛИЧЕСТВА СНА НА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ




Введение. Сон является одной из непреодолимых потребностей человека. Во время сна вырабатывается гормон эпифиза, регулятор суточных ритмов – мелатонин. Синтез и секреция мелатонина определяется циклом свет – темнота. У человека ночью образуется около 70 % суточной продукции этого гормона. Непосредственным стимулом секреции мелатонина является медиатор норадреналин, выделяющийся из синаптических окончаний симпатических нервов, иннервирующих пинеалоциты. Свет тормозит выделение этого медиатора, а темнота усиливает. Одними из важнейших функций мелатонина являются антиоксидантный и антистрессовый эффекты [1]. В ходе экспериментов и клинических испытаний было установлено, что мелатонин способен изменять отрицательное эмоциональное состояние и снижать тревожность, провоцируемую различными стрессовыми факторами [2]. Было показано, что введение мелатонина человеку вызывает легкую эйфорию и сон. Мелатонин участвует в восстановлении нормальной деятельности различных эндокринных систем после дестабилизации стрессом. Не следует забывать и о том, что во время сна упорядочивается информация, полученная за день, происходит полное расслабление некоторых внутренних органов – это все неправда! Важно отметить, чтонарушения сна могут предупреждать о наличии различных заболеваний.

Актуальность. Даннаяработа является весьма актуальной, так как большая часть студентов не имеет культуры сна и страдает от частых недосыпаний в связи с учёбой и другими факторами. Это влечёт за собой возникновение различных депрессивных и тревожных расстройств, которые служат факторами риска развития различных форм химической зависимости, утяжеляют течение сопутствующих соматических заболеваний и даже могут привести к суициду [3].

Цель. Выявление и обоснование зависимости времени сна и общего психического состояние студентов, а также установление наличия связи между разными нервно-психическими состояниями – тревожности и депрессии – от количества сна.

Задачи:

1. Проанализировать зависимость разных психических состояний студентов от количества сна.

2. Вывести общие рекомендации по улучшению качества сна и, следовательно, состояния студентов.

3. Определить наличие различий (в чем? в цвете глаз?) между студентами с различными хронотипами.

Материалы и методы. На первом этапе посредством опроса была проведена дифференциация студентов в соответствии с временем сна и хронотипом. Далее было проведено анонимное тестирование по Госпитальной шкале тревоги и депрессии и по шкале депрессии Бека (дай ссылку) для выявления студентов с депрессивными и тревожными состояниями.

Результаты исследования. В опросе, проведенном среди студентов, участвовало 174 человека, в том числе 68 % – “совы”, 32 % – “жаворонки”. Было выявлено, что в состоянии субклинической депрессии и субклинической тревоги находятся 17 % и 38 % опрошенных соответственно. В состоянии клинической депрессии и клинической тревоги находятся 14 % и 17 % опрошенных соответственно. Вовсе не подверженными депрессии оказалось 69 %, а тревоге – 45 %. Самые здоровые студенты выявлены среди тех, которые спят по 7 часов, среди них клинических проявлений тревоги и депрессии не обнаружено. Субклинической депрессии и тревоге подвержены только 8 % и 30 % соответственно. Из 174 студентов 60 обследованных спят по 6 часов. 65 % из них подвержены субклинической тревоге, 5% – клинической тревоге, 15 % – субклинической депрессии и 15 % – клинической депрессии. Отдельно стоит рассмотреть и тех, кто спит по 4–5 часов. Эта группа включает 54 человека. Среди них наблюдаются наиболее серьезные изменения: половина подвержена клинической тревоге, треть – клинической депрессии. Только 23 % не подвержены тревоге вовсе, депрессии – 22 %. Часть студентов, а именно 10 %, спят около 8 часов, их положение схоже с теми, кто спит 6 часов. Большая часть спящих 4–6 часов по хронотипу “совы”. “Жаворонки”, за редким исключением, спят около 7 часов, засыпая преимущественно в относительно раннее время.

Заключение. Полученные результаты говорят о взаимосвязи времени сна и нервно-психического состояния студентов. Наблюдается высокий уровень тревожности у большинства студентов. Наилучшие показатели нервно-психического состояния отмечены у студентов, спящих 7 часов, в период с 22:00–00:00 до 5:00–7:00. Среди студентов, спящих менее 7 часов, состояние тревоги и лёгкой депрессии встречается чаще на 60 %. Студенты с хронотипом “жаворонок” подвержены негативным состояниям на 54 % меньше, нежели “совы”. Это может быть связано с наличие у “жаворонков” нормального ночного сна. Больше половины “сов” предпочитают дневной сон, который по качеству уступает ночному. В связи с результатами нашего исследования представляется важным проведение краткого инструктажа студентов первых курсов с рекомендациями по режиму сна и улучшению качества сна. Следует сообщать им об необходимости отсутствия света и посторонних шумов в спальной комнате. Студенты должны знать, что дневной сон не является продуктивным, он может быть причиной бессонницы по ночам [4]. Для облегчения пробуждения целесообразно ставить будильник на то время, когда организм, вероятнее всего, будет находиться в фазе “быстрого” сна. (Не слабое пожелание! Пусть спит с ЭЭГ-электродами)

Литература

1. Коновалов C., Кветной И., «Мелатонин – дирижер здоровья». Прайм-Еврознак, 2013.

2. Рассел Д., «Мелатонин». VSD, 2012.

3. Проскурякова Л.А. «Здоровьесбережение в системе высшего образования». Здоровье студента, 2012.

4. Агушина Т. В. Здоровый сон против старости, или Зачем нам нужен мелатонин // Аргументы и Факты. 2013. № 3. С. 15. (Газета).

По какому ГОСТу составлен список литературы?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: