Методические рекомендации для изучения романа Л.Н.Толстого «Война и мир»




1. Духовная эволюция князя Андрея Болконского. Герой находит ответ на вопросы: «…где искать помощи в этой жизни и чего ждать, после нее, за гробом», что есть та сила, которую «нельзя выразить словами… - великое все или ничто» [т.1, ч.3, гл.19]? Итогом духовных исканий Андрея Болконского явились постижение тайны «высшей любви», вера в Бога, понимание высшего смысла жизни и смерти.

Материалы для анализа.

1. Портретная характеристика Андрея Болконского на приеме А.П.Шерер и на войне (т. 1, ч.1., гл.1; т. 1, ч.2., гл.3). Какие перемены происходят в облике персонажа и почему? Каковы особенности отношения к окружающим Князя Андрея? Особенности его общения с Пьером Безуховым.

2. В чем суть честолюбивых помыслов Болконского, меты о «Тулоне» (т.1, ч. 2, гл.3, 12, 20-21)?

3. Сравните мечты, мысли Андрея Болконского о славе с тем, что происходит в его чувствах и сознании после подвига в Аустерлицком сражении (т.1, ч. 3, гл. 16, 19).

4. Отношение Андрея Болконского к земному (Наполеон) и небесному (образ «вечного неба»). Как меняется мироощущение героя? Что происходит «между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками»?

5. Смысл фразы героя: «Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!» (курсив наш) Отношение героя к Богу, образку, подаренному брату княжной Марьей.

6. Что происходит в душе князя Андрея после его возвращения в Лысые Горы, смерти жены, рождения сына (т.2, ч.1, гл.8, 9, ч. 2, гл.8, 9)? Каковы жизненные цели героя? Портретная характеристика героя.

7.Каким предстает Андрей Болконский Пьеру Безухову после двухлетней разлуки (т. 2, ч.2, гл.11,12)? Каково отношение персонажей к смыслу жизни, счастью, к мужикам, к народной религиозности, к правде, к суду, власти, Богу? Какие чувства пробудила встреча с Пьером у Андрея Болконского и почему «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь»? Портретная характеристика героя.

8. В чем смысл описания дуба до поездки в Отрадное князя Андрея и после нее (т.2, ч.3, гл.1, 2, 3)? Роль пейзажа в романе Толстого. Как меняются мысли, настроение персонажа после сцены у раскрытого окна в доме Ростовых? К какой деятельности обратился герой?

9. Земная любовь Андрея Болконского. Что очаровало в избраннице князя (т.2, ч.3, гл.16, 18, 19, 21, 22, 25)? Какие внешние перемены произошли с Болконским, кто их замечает?

10. Какие чувства испытывает Андрей Болконский по отношению к Анатолю Курагину после известия об отказе Наташи, ее попытке бегства из дома (т.3, ч.1, гл.8)? Куда «бежит» от себя и своих чувств князь Андрей (т.3, ч.1, гл.12)?

11. Каким предстал князь Андрей перед Пьером накануне Бородинской битвы (т.3, ч.2, гл.24, 25)?

12. Ранение Андрея Болконского. Какие чувства испытывает герой глядя но неразорвавшуюся гранату, проявляются ли они в его поведении (т.3, ч.2 гл.36)? Почему князю Андрею «так жалко было расставаться с жизнью»?

13. Князь Болконский и Анатоль Курагин в лазарете (т.3, ч.2 гл.37). Что доселе неизведанное появляется в душе Андрея Болконского по отношению к обидчику? Какой период своей жизни вспоминает герой и как это можно объяснить? Что он постиг, чему раньше его «учила княжна Марья»? Чувство героем любви, «которую проповедовал Бог на земле» - в чем его сущность? Близка ли вам эта основа христианского миросозерцания?

14. Какую книгу просил у Тимохина Болконский? Почему? Внешний облик князя. Возрождение через «любовь божескую» к любви земной Андрея Болконского, встреча и признание Наташе Ростовой: «Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде» (т.3, ч.3 гл.32). Попробуйте объяснить смысл звуков «И питии-пити-пити и ти-ти…», которые возникают в «другом мире действительности и бреда, в котором происходило что-то особенное». Ответить на эту часть вопроса поможет цитата из Евангелия (см. вопрос 2).

15. «С ним случилось это два дня тому назад», - о чем говорила Наташа княжне Марье, объясняя состояние Андрея (т.4, ч.1 гл.14, 15,16). Каков смысл высказывания героя («Птицы небесные не сеют, не жнут, но отец ваш питает их»), сравните с текстом Евангелия (Евангелие от Матфея. 6;26). Отчего его «сказал он сам себе и хотел то же сказать княжне»? Почему Андрей «замолчал», не проговорив ее вслух?

16. Как вы думаете, почему после описания мироощущения князя Андрея в начале 16 главы («То грозное, вечное, неведомое и далекое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него было близкое и – по той странной легкости бытия, которую он испытывал, - почти понятное и ощущаемое») автор ставит многоточие?

17. В чем состояла «последняя нравственная борьба между жизнью и смертью» во время ухода Болконского из жизни?

18. Какое миропонимание относительно Божественного устройства бытия приходит к незримому оппоненту-единомышленнику князя Андрея (т.4, ч.3, гл.15; т.4, ч.4 гл.12)? Соотносится ли оно с открытиями Болконского «Любовь есть жизнь… Любовь есть Бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику», «Я умер – я проснулся. Да, смерть – пробуждение!»?

19. Кто из персонажей романа соотносит свои поступки с жизнью Андрея Болконского, воплощает продолжение его жизни (Эпилог, ч.1, гл.16.)?

20. Сравните цитаты из Евангелия о любви с осмыслением этого понятия Андреем Болконским. Что их объединяет? (см. Приложение 1). Толстой милосерден к несовершенному человеку, оправдывая его слабости: «Все, всех любить. Всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этой земной жизнью. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью» (т.4, ч.1, гл.16). Согласны ли вы с тем, что Болконский постиг метафизику жизни и смерти через любовь и прощение? Смотрит ли он на окружающих (сцена прощания) с некой высшей точки зрения, из Вечного, непостижимого? Кто его понимает?

Смысл названия романа обретает дополнительные смыслы: переход от «войны», дисгармонии в душах главных героев, бессмысленности, жестокости, лжи жизненной суеты – через внутреннее и внешнее перерождение к «миру», ладу, открытием любви, прощения, духовного покоя.

2. Образ Пьера Безухова. Важно проследить эволюцию представлений героя о смысле жизни, о Боге, любви, его отношение к людям, своей роли в обществе.

1. Внешность героя (т. 1, ч. 1, гл.1,3), его непосредственность, «детское, доброе, глуповатое, просящее прощения выражение лица при улыбке, неловкость речи» (Т.1, ч. 1, гл. 4, 5).

2. Брак с Элен Курагиной т. 1, ч. 3, гл. 2). Потрясение предательством жены, дуэль с Долоховым (т. 2, ч. 1, гл. 3, 5, 6).

3. Поиск опоры в масонстве; знакомство с Осипом Алексеевичем Баздеевым; вера в братство людей, благие намерения по изменению жизни; встреча с Андреем Болконским в Богучарово, Лысых Горах (т. 2. ч. 2, гл. 1, 2, 10, 11, 14; т. 2, ч. 2, гл. 14).

4. Пьер – глава петербургского масонского общества. Недовольство деятельностью: «почва масонства уходила из-под его ног» (т. 2, ч. 3, гл. 7). Пьер, «самое золотое сердце» (высказывание Болконского в т. 2, ч. 3, гл. 21), «остался один в жизни» (т. 2, ч. 5, гл. 1). «К чему? Зачем?... В чем смысл явлений жизни?» - нет ответов на эти вопросы у Пьера. Герой «бежит» в книги. Клуб, сплетни, ибо способности к добру, правде разбиваются о ложь жизни.

5. Разоблачение бесчестного заговора Анатоля Курагина против Наташи Ростовой, чувство ярости к обманщику (т. 2, ч. 5, гл. 19, 20, 21. 22). Пьер дает денег Анатолю. Чтобы тот не пал жертвой расправы князя Андрея. У него нет места упрека, осуждению Наташи, остается лишь добро, сострадание. Лицезрение звезды – кометы, его «размягченная, ободренная душа» чувствует «умиление и любовь». Любовь к Наташе (т. 3, ч. 1, гл. 19): «вопрос «зачем? Почему? Заменялся представлением ЕЕ».

6. Течение праздной жизни Пьера прерывает «катастрофа» - война 1812 года. Нумерологические исчисления графа Безухова, осмысление своего места в истории (т. 3, ч.1, гл. 19). Встреча с князем Андреем накануне Бородинского сражения (т. 3, ч. 2, гл. 24). Пьер на Бородинском поле (т. 3, ч. 3, гл 10), ужас смерти и безжалостность, абсурдность, бессмысленность войны.

7. В Москве, захваченной Наполеоном. Бегство с пистолетом из дома, присутствие в доме брата масона Баздеева, Макара Алексеевича. Спасение французского офицера Рамбаля о выстрела Макара Алексеевича. Спасение девочки из огня пожара, юной женщины (т. 3, ч. 3, гл. 33, 34). Плен: бессмысленная, абсурдная казнь солдат на Девичьем поле (т.3, ч. 1, гл. 9, 10, 11). Знакомство с Каратаевым («Бог в Каратаеве более велик, чем в архитектоне вселенной»; сон-видение с обретением смысла жизни, чувства внутренней свободы, Бога, веры: «есть Бог, и без его воли которого не спадет волос с головы человека»); встреча с Наташей (т.3, ч. 1, гл.12; т. 4, ч. 2, гл. 11, 12; т. 4, ч. 3, гл.12, 15; т.4, ч. 4, гл.12,13,15).

8.Создание семьи, любовь к людям: «весь смысл жизни, не для него одного, но для всего мира, казался ему заключаюшимся только в его любви и в возможности любви к нему… Его счастье… Время счастливого безумия» (т.4, ч. 4, гл. 18, 19, 20).

9. Семья, общественная жизнь (Эпилог, ч. 1, гл. 10, 11, 14, 16).

3. ОбразНаташи Ростовой. Превращение из жизнелюбивой, радостоно-восторженной, жаждущей любви и счастья девочки в мать семейства, жену, растворяющейся в любви к близким, заботе о них.

1. Облик юной Наташи, ее безмятежная веселость, любовь к ней окружающих (семьи, Денисова), танец с Пьером; пение (т. 1, ч. 1, гл. 8, 17; т. 2, ч. 1, гл. 15,16).

2. Становление женственности: лунная ночь в Отрадном («сила жизни»); бал; Пьер заметил «нечто непетербургское, отличающее ее от других»; любовь к Болконскому, «любимое состояние любви и восхищения собою» - взгляд на себя глазами «кого-то третьего, собирательного мужского лица»; танец у дядюшки; святки (т.2, ч.3, гл.2, 12, 14, 15,16, 21, 22, 23; т.2, ч.4, гл.7, 9, 10). Наташа – воплощение черт русского народа (каким его видел писатель).

3. Любовь к Андрею Болконскому, неприятие ее старым князем Болконским (т.2, ч.5, гл.7)- героиня «нравственно съежилась, приняла небрежный тон… «как меня можно не любить?». Театр, жажда быть любимой, «любовь к обоим» - Болконскому и Курагину; письменный отказ князю Андрею; спасение Наташи от бегства с Анатолем Пьером Безуховым. Стыд, раскаяние, мучения, попытка самоубийства мышьяком, спасение храмовой службой, причастием (т.2, ч.5, гл.8,10,13,22; т. 3, ч.1, гл.16). Князь Андрей о Наташе: «Не только понимал, но эту – то душевную силу, эту искренность, эту открытость душевную, эту–то душу ее, которая как будто связывало тело, эту-то душу я и любил в ней… так сильно, так счастливо любил…» (т.3, ч.3, гл.15).

4. Она все «не умеет делать не от всей души, не изо всех сил» (т. 3, ч.3, гл.13). Спасение раненых из осаждаемой наполеоном Москвы (эвакуация на подводах семьи Ростовых: «Разве мы немцы какие-то?») (т. 3, ч.3, гл.115, 16). Встреча с раненым князем Андреем в Мытищах (т. 3, ч.3, гл.31). Вновь обретенная любовь, сближение с княжной Марьей Болконской рядом с умирающим Андреем (т. 4, ч.1, гл.14).

5. Душевная рана после смерти Болконского, возрождение в заботе о больной матери (т.4, ч.4, гл.1,3). Наташа «выговорила душу» Пьеру о своей скорби по Андрею, «морально словно из бани» выйдя, возрождается к жизни (т.4, ч.4, гл.15, 16, 17).

6. Материнство Наташи (сын Петя и две дочери). Героиня «до крайности доводит свою любовь к мужу и детям, так что это даже глупо» (мнение матери Наташи – Эпилог, ч.1, гл.10). Наташа «опустилась», ей неинтересен ее внешний облик, ее не занимает светская жизнь с внешними приличиями и правилами; попытка толковать Евангелие; отношения с мужем, Пьером Безуховым (Эпилог, ч.1, гл.5, 8,10,12,16): это «сильная, красивая и плодовитая самка».

Выводы. «Мысль семейная» и «мысль народная» выступали в романе как мысли взаимопроникающие, находились в постоянном единстве, восходили к одной философской первооснове Образ Наташи по-своему связывал их весте. Нравственные ценности русского народа, подобно идеальным чертам в образе героини, представлялись писателю тоже естественными и земными, укорененными непосредственно в гармонии мира». Гулин А. Узел русской жизни // Толстой Л.Н. Война и мир: Роман в четырех томах. Том первый. М., 2002, с.40.

Ниже перечислены примерные темы сочинений. При написании работы вы можете пользоваться планами анализа эпизода, образа героя литературного произведения, вышеизложенным материалом для анализа текста. Анализ отдельных эпизодов необходимо включать в контекст всего романа-эпопеи, показывая их значение в развитии образа героя, в сюжете, идейном замысле произведения.

4. Семья Болконских и семья Ростовых в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Для Толстого периода создания «Войны и мира», недавно создавшего семью, дом, уклад семейной жизни – воплощение гармонии, покоя, естественности бытия.

Болконские:отец Николай Андреевич - князь, генерал-аншеф, был отставлен от службы при Павле I и сослан в деревню. Он отец Андрея Болконского и княжныМарьи, человек екатерининской эпохи с культом службы Отечества, порядка, разумности бытия; деспотичный, холодный, патриотичный, «очень умный человек, но со странностями и тяжелый» (подавляет волю преданной ему дочери, умирает в Богучарово во время нашествия Наполеона); сын Андрей, дочь Марья (боится отца, религиозна, красива выражением глаз с отражением «тонкой внутренней работы», муж не понимает и не принимает ее глубокую нравственную работу над собой – т. 1, ч.1, гл.12; т.2, ч.3, гл.15; т.4.ч.1, гл.6,7, Эпилог, ч.1, гл.6,7,8).

Ростовы: Илья Андреевич («дурной распорядитель имения своей жены», неумение вести дела, «человек любящий и умеющий пожить» -т.1, ч.1, гл.7 т.2, ч.4, гл.2), графиня, дети: Вера, Николай, Наташа, Петя, племянница Соня; дядюшка («пел, как поет народ» - т.2, ч.4, гл.7). «Особая атмосфера любовности» царит в отношениях между Ростовыми (т.2. ч.1, гл.10,11). С культом гостеприимства, хлебосольства, щедрости, искренности они в Петербурге выглядят провинциалами, их состояние на грани разорения (т.2, ч.3, гл.11,19, т.2., ч.4, гл.8). Дети (Наташа) любимы (т.2, ч.5, гл.7), не могут пережить нелюбви к себе. Корректность, уважительность, вежливость друг к другу, «распущенная доброта графа» (отец Наташи избегал расспросов дочери после ее увлечения Курагиным – т. 2, ч.5, гл.20; карточные долги Николая щедро оплачиваются родными – т.2, ч.1, гл.13,14,16, чувство вины Николая перед семьей). Способность жертвовать материальным не благо ближнего (бегство из Москвы – т.3, ч. 3, гл. 12, 14). Разорение семейства, попытки Николая содержать мать, привыкшую к роскоши. Смерть графа, старость графини (Эпилог, ч.1, гл.5, 10,12). Семья воплощает русский дух, хранившийся в немогих дворянских семьях.

После отвержения и неприятия Наташи Николаем Андреевичем Болконским, Марьей (т.2, ч. 3, гл. 23, т.2. ч.5, гл.7), семьи Болконских и Ростовых объединяются в завершении романа (Николай Ростов женится на Марье Болконской), сыну Андрея Болконского помогает духовно формироваться Пьер Безухов. Обретение «мира» семьями.

5. Тема истинного и ложного патриотизма в романе «Война и мир».

Не только по отношению к войне. Эта тема рскрывается в отошении героев к национальной культуре, языку.

Свет – ложный патриотизм (салон А.П.Шерер – т.1, ч.1, гл.1; высокопарный патриотизм Ростопчина – т.2, ч.1, гл.2; т.2, ч.5. гл.3; т.3, ч.3, гл.14, 15).На французском языке «не только говорили, но и думали наши деды» (т.1, ч.1, гл.1). Ипполит говорит по-русски с «выговором, на котором говорят французы, год прожившие в России» (т.1, ч.1, гл.4). Дворяне, оторванные от народной культуры, национальных корней, не говорили по-русски об отвлеченных понятиях (Пьер – т.2, ч.2, гл. 3; Андрей – т.1,ч.3, гл.9). На этом фоне «русскость» Ростовых ценна как бессознательное следование основаниям национальным традициям (см. сцены у дядюшки, описание слуг Ростовых – т.3, ч.3, гл.22,27).

Эйфория патриотизма перед войной (т.3. ч.1, гл.22), преданность государю. Патриотизм Болконских (сына и отца – см. план характеристики образов, т.3, ч.2, гл.5). Николай Ростов (т.1, ч.3, гл.13; т.2, ч.2,гл.20). Петя Ростов (т.3, ч.1, гл.20,21). Денисов (т.3, ч.2, гл.15). Алпатыч (слуга Болконских – т.3, ч.2, гл.4).Образ Кутузова. «Дух армии», «дубина народной войны» (т.4, ч.3, гл.1,2,3,4).

6. Кутузов и проблема «простоты, добра и правды» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Исходя из концепции философии истории Л.Н.Толстого, роль главнокомандующего в том заключалась, чтобы уловить «дух войска», избежать кровопролития, защитить отечество от неприятеля, не выводя армию за пределы России. «Спокойное созерцание хода событий» - основа его стратегии и тактики. Старость, жизненный опыт его опора. Физическая немощь контрастирует с мудростью, спокойной уверенностью в победе. Зачастую принимал решения вопреки мнению большинства офицеров штаба. Противопоставлен представителям «войны» - Наполеону, Александру I. Простота, искренность, гуманизм, человечность, умение прозревать истину событий.

См. т.1, ч.2,гл.2,3; сон на военном совете – т.1,ч.3,гл.10,11; Аустерлиц – т.1,ч.3,гл.15.16; назначение главнокомандующим – т.3,ч.2.гл.15.16; Бородино («следил, не мешал») - т.3.ч.2.гл.35; совет в Филях (т.3.ч.3.гл.3,4); логика Кутузова (т.4.ч.2.гл.5.17.18.19); уловил «народное чувство» (т.4.ч.4.гл.4,6.10.11).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: