ТЕМА 1. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ КОНЦЕПЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. (2ч) самостоятельно




Вопросы для обсуждения:

1. История развития методики как научной и учебной дисциплины. Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой о предматематической подготовке детей.

2. Зарубежный опыт обучения детей математике. Математическое развитие детей в сенсорых системах Ф. Фребеля и М. Монтессори.

3. Начальный этап становления методики математического развития детей. Вклад Е.И. Тихеевой, Л.В. Глаголевой, Ф.Н. Блехер и др. в развитии методики математического развития дошкольников.

4. Создание научно-методической системы формирования элементарных математических представлений. Вклад А.М. Леушиной в разработку теоретических основ и содержания методики с логико-математических позиций.

5. Характеристика раздела «математическое развитие» в комплексной программе нового поколения (программа на выбор).

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Сравнить основные положения методики развития у детей математических представлений, предложенные Е.И. Тихеевой и А.М. Леушиной.

2. Обосновать современные требования к организации активной познавательной деятельности детей идеями прошлого – педагогов 20-30-хгг. 20 века. (Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер, Л.В. Глаголевой).

3. Сформулируйте требования современной дошкольной дидактики и дидактики 20-30 годов 20 века (Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер), сравните, дайте оценку.

Литература:

1. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С.- Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с

2. Егоров С.Ф., Лыков С.В.. Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики/Под ред. С.Ф. Егорова. – М.: «Академия» - 2001.-390с.

3. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М., 1974.

4. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.- 384с.

5. Фидлер М Математика уже в детском саду. – М, 1981.

6. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Под ред. А.А. Столяра. -М.,- Просвещение, 1988.

7. Щербакова Е.Н. Теория и методика математического развития дошкольников. – М.: Издательство Московского психолого- социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», - 2005.-392с.

 

Тема 2. Дидактические основы математического образования дошкольников (средства, содержание, формы организации)

 

Цели: Познакомить студентов с современными средствами формирования математических представлений; показать значение и возможности получения, закрепления и применения математических знаний вне занятий по математике в детском саду; определить содержание уголка занимательной математики и методическое руководство им. Охарактеризовать классические и современные формы организации МР дошкольников; уметь составлять конспект ООД (образовательной ситуации) и проводить его психолого-педагогический анализ.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Средства, содержание, методы, формы организации процесса формирования математических представлений.

2. Основные задачи уголка занимательной математики в ДОО, наполняемость в зависимости от возраста детей.

3. Методическое руководство деятельностью детей в уголке занимательной математики.

4. ООД по математике. Виды, структура. Требования к организации. Примерная схема построения занятия.

5. Образовательная ситуация как одна из современных форм организации обучения дошкольников.

6. Психолого-педагогический анализ конспекта занятия.

 

 

Задания:

1. Выявить задачи, связанные с математическим развитием детей, начиная с 1-й младшей группы, в разделах программы:

• ознакомление с окружающим;

• игра;

• трудовая деятельность;

• ООД (исключая математику) и др.

 

2. Привести примеры (7-8 штук), показывающие, как в режимных процессах даются, закрепляются и применяются математические знания:

 

Режимный процесс Ситуация Задача математического развития
     

 

Литература:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М. А. Васильева. М., 2005.

2. Арапова – Пискарёва Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.- 210с.

3. Белошистая, А. Как обучить дошкольников решению задач / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2005.-№8. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://festival.1september.ru

4. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.-

5. Зайцев, В.В. Математика для дошкольников/ В.В. Зайцев. - Москва, 2003.

6. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ.сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. –М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416с.

7. Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2004.-54с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adalin.mospsy.ru

8. Колесникова, Е.В. Математика / Е.В.Колесникова. – М.: Просвещение, 2002.

9. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»./ Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: «Мозаика-Синтез».-2006.- 320с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.obruch.ru

10. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1974.

 

 

Тема 3. МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОРМОЙ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ

ЦЕЛЬ: расширить и углубить знания студентов об особенностях восприятия формы предметов и геометрических фигур детьми дошкольного возраста; вооружить студентов системой приемов, направленных на развитие у детей перцептивных действий, способствующих различению формы, сравнению, воссозданию и преобразованию геометрических фигур. Выработать у студентов умение подбирать дидактические игры соответственно возрасту и уровню развития детей.

Вопросы и задания:

1. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур (с использованием материалов собственных наблюдений).

2. Значение знаний о форме предметов и геометрических фигур для сенсорного и умственного развития дошкольников.

3. Анализ задач ознакомления детей с формой предметов и геометрических фигур в разных возрастных группах.

4. Приемы ознакомления детей с формой геометрических фигур, тел.

5. Приведите примеры дидактических игр и упражнений на конструирование и моделирование геометрических фигур.

 

Литература:

1. Белошистая А.В. Развитие математического мышления ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 234 с.: https://znanium.com

2. Минибаева, Э.Р. Профессиональная подготовка студентов к математическому развитию детей дошкольного возраста. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 179 с.: https://www.studentlibrary.ru.

3. Стожарова, М.Ю. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности: монография / М.Ю. Стожарова, С.Г. Михалёв. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 128 с.: https://www.studentlibrary.ru.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: