Вопросы для обсуждения:
1. История развития методики как научной и учебной дисциплины. Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой о предматематической подготовке детей.
2. Зарубежный опыт обучения детей математике. Математическое развитие детей в сенсорых системах Ф. Фребеля и М. Монтессори.
3. Начальный этап становления методики математического развития детей. Вклад Е.И. Тихеевой, Л.В. Глаголевой, Ф.Н. Блехер и др. в развитии методики математического развития дошкольников.
4. Создание научно-методической системы формирования элементарных математических представлений. Вклад А.М. Леушиной в разработку теоретических основ и содержания методики с логико-математических позиций.
5. Характеристика раздела «математическое развитие» в комплексной программе нового поколения (программа на выбор).
Задания для самостоятельного выполнения:
1. Сравнить основные положения методики развития у детей математических представлений, предложенные Е.И. Тихеевой и А.М. Леушиной.
2. Обосновать современные требования к организации активной познавательной деятельности детей идеями прошлого – педагогов 20-30-хгг. 20 века. (Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер, Л.В. Глаголевой).
3. Сформулируйте требования современной дошкольной дидактики и дидактики 20-30 годов 20 века (Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер), сравните, дайте оценку.
Литература:
1. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С.- Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с
2. Егоров С.Ф., Лыков С.В.. Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики/Под ред. С.Ф. Егорова. – М.: «Академия» - 2001.-390с.
3. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М., 1974.
4. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.- 384с.
5. Фидлер М Математика уже в детском саду. – М, 1981.
6. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Под ред. А.А. Столяра. -М.,- Просвещение, 1988.
7. Щербакова Е.Н. Теория и методика математического развития дошкольников. – М.: Издательство Московского психолого- социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», - 2005.-392с.
Тема 2. Дидактические основы математического образования дошкольников (средства, содержание, формы организации)
Цели: Познакомить студентов с современными средствами формирования математических представлений; показать значение и возможности получения, закрепления и применения математических знаний вне занятий по математике в детском саду; определить содержание уголка занимательной математики и методическое руководство им. Охарактеризовать классические и современные формы организации МР дошкольников; уметь составлять конспект ООД (образовательной ситуации) и проводить его психолого-педагогический анализ.
Вопросы для обсуждения:
1. Средства, содержание, методы, формы организации процесса формирования математических представлений.
2. Основные задачи уголка занимательной математики в ДОО, наполняемость в зависимости от возраста детей.
3. Методическое руководство деятельностью детей в уголке занимательной математики.
4. ООД по математике. Виды, структура. Требования к организации. Примерная схема построения занятия.
5. Образовательная ситуация как одна из современных форм организации обучения дошкольников.
6. Психолого-педагогический анализ конспекта занятия.
Задания:
1. Выявить задачи, связанные с математическим развитием детей, начиная с 1-й младшей группы, в разделах программы:
• ознакомление с окружающим;
• игра;
• трудовая деятельность;
• ООД (исключая математику) и др.
2. Привести примеры (7-8 штук), показывающие, как в режимных процессах даются, закрепляются и применяются математические знания:
Режимный процесс | Ситуация | Задача математического развития |
Литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М. А. Васильева. М., 2005.
2. Арапова – Пискарёва Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.- 210с.
3. Белошистая, А. Как обучить дошкольников решению задач / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2005.-№8. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://festival.1september.ru
4. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.-
5. Зайцев, В.В. Математика для дошкольников/ В.В. Зайцев. - Москва, 2003.
6. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ.сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. –М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416с.
7. Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2004.-54с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adalin.mospsy.ru
8. Колесникова, Е.В. Математика / Е.В.Колесникова. – М.: Просвещение, 2002.
9. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»./ Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: «Мозаика-Синтез».-2006.- 320с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.obruch.ru
10. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1974.
Тема 3. МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОРМОЙ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ
ЦЕЛЬ: расширить и углубить знания студентов об особенностях восприятия формы предметов и геометрических фигур детьми дошкольного возраста; вооружить студентов системой приемов, направленных на развитие у детей перцептивных действий, способствующих различению формы, сравнению, воссозданию и преобразованию геометрических фигур. Выработать у студентов умение подбирать дидактические игры соответственно возрасту и уровню развития детей.
Вопросы и задания:
1. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур (с использованием материалов собственных наблюдений).
2. Значение знаний о форме предметов и геометрических фигур для сенсорного и умственного развития дошкольников.
3. Анализ задач ознакомления детей с формой предметов и геометрических фигур в разных возрастных группах.
4. Приемы ознакомления детей с формой геометрических фигур, тел.
5. Приведите примеры дидактических игр и упражнений на конструирование и моделирование геометрических фигур.
Литература:
1. Белошистая А.В. Развитие математического мышления ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 234 с.: https://znanium.com
2. Минибаева, Э.Р. Профессиональная подготовка студентов к математическому развитию детей дошкольного возраста. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 179 с.: https://www.studentlibrary.ru.
3. Стожарова, М.Ю. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности: монография / М.Ю. Стожарова, С.Г. Михалёв. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 128 с.: https://www.studentlibrary.ru.