Развитие подростков (12-14 лет)
![]() | Характерные особенности • дети испытывают внутреннее беспокойство • соперничество между мальчиками и девочками, дразнят друг друга • мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых • дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета • стремятся к соревновательности • подчиняют свои интересы мнению команды • сопротивляются критике • появляется интерес к заработку • возникает потребность правильно оценить и использовать свои возможности • отчуждение от взрослых • стремление утвердить свою самостоятельность • остро ощущаемая потребность в активности • горячий энтузиазм, но быстро гаснет, если не может претвориться в какое-либо действие • формируется собственная точка зрения на взаимоотношения между людьми, на моральные требования и оценки • развивается самооценка, самосознание, стремление определить свое место среди сверстников и взрослых • не принимают на веру все, что слышат о взрослых • способны противостоять влиянию окружающих • могут воздействовать на сверстников |
Советы аниматору • проводите коллективные игры (различные для мальчиков и девочек) • отдавайте предпочтение спортивным играм • используйте общий энтузиазм при выполнении порученных заданий • воздействуйте опосредованно — через друзей, рассказ о своих проблемах, демонстрацию различных вариантов поведения и его результатов |
Таблица 4.
Развитие старших подростков (14-16 лет)
Физический рост и развитие • наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (у мальчиков в среднем к 15 годам, девушек к 13 годам) • завершается рост скелета • усиливаются различия среди детей, так как некоторые из них уже повзрослели, а иные только начинают взрослеть • развивается мужское и женское поведение • завершается формирование социальных установок | Характерные особенности • ориентация на мир взрослых • достижение личностного самоопределения • стремление утвердиться в мире взрослых индивидуально • желание поставить себя в позицию взрослого • мужество, одежда, смелость — важны связи с социальной позицией • девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками • наблюдается беспокойство о своей внешности • рождается первая любовь • растет социальная активность • появляется стремление к достижению независимости от своей семьи • происходит выбор будущей профессии • появляются крайности в поведении, например, «я знаю все!» • возникают интимные, эмоциональные отношения между юношами и девушками • «пренебрежение» к советам старших • кризис независимости • проявляется желание понять себя, отвечать за себя, за общее дело • проявляется сознательное желание принести благо другим людям |
Советы аниматору • оказывайте помощь подросткам в принятии их своими сверстниками • постройте руководство поведением подростков так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых • создавайте необходимые условия для отдыха • организовывайте для мальчиков спортивные соревнования, а девушек вовлекайте в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями |
Какие же ситуации ожидают вожатого в детском оздоровительном лагере, которые можно спрогнозировать еще до отъезда в него?
Таблица 7.