Практическая работа №5 по теме: Формулирование учебной проблемной задачи и её апробация в аудитории с целью создания проблемной ситуации».




Задания:

1. Выберите любую тему по отечественной или всеобщей истории. Подберите и сформулируйте ключевую проблему данной темы и сформулируйте её. Составьте перечень более детальных проблемных вопросов, ответ на которые позволит раскрыть решение ключевой проблемы. Выступите с данной разработкой на семинаре и попытайтесь создать проблемную ситуацию.

2. Составьте самостоятельно, используя современные школьные учебники по истории и обществознанию, проблемные задания разных типов (не менее пяти).

3. Какие трудности могут возникнуть на уроке в процессе реализации проблемного обучения?

Литература

1. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условия развивающего обучения.– М., 1980.

2. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение.– М., 1991.

3. Оконь В. Основы проблемного обучения / Пер. с польского.– М.: Просвещение, 1968.

4. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие.– М.: Педагогическое общество России, 2001.– 256 с.

5. Леонтьев А.А. Технология развивающего обучения: некоторые соображения // «Школа 2000..» Концепции, Программы, Технологии, Вып. 2 – М., 1998.

6. Кудрявцев Т.В., Матюшкин А.М. Проблемное и программированное обучение.– М., 1973.

7. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.– М., 1972.

8. Матюшкин А.М. Проблемное и программированное обучение. – М., 1973.

9. Махмутов М.И. Проблемное обучение.– М.: Педагогика, 1975.– 367 с.

10. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002

11. Степанищев А.Т. История отечества: преподавание в школе.– М., 2001.

12. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. В 2 т. Т.1.– М., 2002.

13. Степанищев А.Т. Проблемные задачи по истории России.– М., 2001.

14. Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней.– М., 1999.

 

Тема 6. Игры и игровые технологии на уроках истории (4 ч.)

Теоретическая часть (2 ч.)

1. Функции игры на уроках истории.

2. Классификация исторических игр.

3. Игра как форма вовлечения учащихся в построение образовательного пространства на уроках истории (правила организации учебных игр).

4. Учебные результаты и образовательные эффекты игровых форм обучения.

5. Современные игровые технологии в школе (примеры различных исторических игр).

Практическая часть (4 ч.)

Разработать и провести игру на любую тему по отечественной истории.

Цель:

Основной целью семинарского занятия является ознакомление студентов с особенностями игровой технологии обучения и контроля знания обучающихся, что предполагает овладение методикой организации разными типами игр с учетом возрастных и иных особенностей ученической аудитории.

Методические рекомендации

В широком смысле слова игра – это занимательная для субъекта деятельность в условных ситуациях. Дидактическая игра, по мнению Л.П. Борзовой – это условная, занимательная для субъекта деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков[2].

Историческая игра – это активная форма учебного занятия, в ходе проведения которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, воссоздаются исторические картины событий с их персонажами, участниками. Как правило, у школьников во время такого урока, возникает игровое состояние – специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности. Методисты выделили два важных признака исторической игры: наличие прямой речи (диалогов) участников и воображаемой ситуации, будто бы имевшей место в прошлом или происходящей в наши дни, с обсуждением прошлого. Школьники как бы перевоплощаются в людей из прошлого или современности, применяют на себе роль взрослых людей, через понимания мыслей, чувств и поступков моделируют историческую реальность. Знания, полученные на игровом уроке, становятся для них личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, что помогает «прочувствовать» изучаемую эпоху. Тем самым учащиеся осваивают и углубляют новые знания, а также овладевают целым комплексом важных «взрослых» умений, в первую очередь, коммуникативных, развивают способности к восприятию, сопереживанию.

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и продуктивной работу учащихся как на творческо-поисковом уровне, так и в процессе воспроизводящего и преобразующего уровня познавательной деятельности школьников.

В первом вопросе студентам необходимо обратить внимание на сущность понятия «игра», выявить главные сущностные черты «дидактической игры», её внутреннюю структуру (компоненты), а также обозначить основные функции игры.

Игры классифицируют по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности. Выделяют: имитационные (игровое моделирование, имитация реальности); символическое (основаны на четких правилах и игровых символах); исследовательские (связаны с новыми знаниями и способами деятельности).

Многообразие классификаций дидактических игр можно свести в следующую таблицу.

 

Автор классификации Виды игр Критерии классификации
Л.Р. Борзова 1)Игры для изучения нового материала; игры для закрепления, игры для проверки знаний, обобщающие игры, релаксационные игры-паузы; 2) историко-литературные историко-филологические историко-георафические историко-математические 3) групповые, индивидуальные, парные, массовые  
Г.К. Селевко сюжетные; ролевые; деловые; имитационные; драматизации  
И.В. Кучерук деловые и ретроспективные  
В.Г. Семенов 1) интерактивные игры с опосредованным воздействием на ученика (ребусы, кроссворды); интерактивные игры с непосредственным воздействием на ученика (сюжетно-ролевые); не интерактивные (индивидуальные игровые задания); 2) игры с ролями и сюжетом (импровизированные); игры с четким каноническим сюжетом (каноническое); бессюжетные игры (кроссворды)  

 

Студентам необходимо самостоятельно установить критерии каждой классификации и научиться четко определять к какому типу относится та или иная историческая игра.

Деловая игра моделирует ситуацию более ранней эпохи по сравнению с изучаемой исторической обстановкой, где ученик получает в ней роль нашего современника или потомка, исследующего исторические события. Имеет два подвида: игра-обсуждение – это воссоздание воображаемой ситуации современности со спором, дискуссией; игра-исследование – это воссоздание воображаемой ситуации современности, основанное на индивидуальных действиях “героя”.

Ретроспективная («реконструктивная») игра моделирует ситуацию, ставящую учеников в позицию очевидцев и участников событий в прошлом. Главным признаком игры такого типа является «эффект присутствия» и принцип исторической беллетристики – «так могло быть». Ретроспективные игры подразделяются на ролевые и не ролевые.

Ролевые игры – это игры ретроспективного характера, основанные на разыгрывании ролей – участников исторических событий в условиях воображаемой ситуации прошлого. Имеют три подвида: театрализованное представление – это разыгрывание по четко прописанному сценарию исторического действия, где воссоздаются различные образы и картины прошлого; театрализованная игра – это разыгрывание исторического действия с большой долей импровизацией участников игры; проблемно-дискуссионная игра – это разыгрывание воображаемой ситуации, которая случилась в прошлом, где действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы.

Не ролевые игры – это игры ретроспективного характера с внешними правилами, где воссоздается историческое прошлое и действие происходит в далекую эпоху. Имеют два подвида : конкурсная, соревновательная игра – это искусственное моделирование ситуации прошлого, в котором люди определенной эпохи “демонстрируют” свое мастерство, достижения, смекалку в определенном историческом контексте; маршрутная игра (путешествие, экспедиция) – особая форма урока, когда дети переносятся в прошлое и “путешествуют” по нему в определенной пространственной среде.

Как правило, участниками игры являются учитель и ученики. Учитель истории может выступать в роли: ведущего; инструктора; тренера; судьи-рефери; председателя жюри. Учащиеся в игре могут выступать в роли: актеров; участников, очевидцев, свидетелей; зрителей; экспертов. Историческая игра делится на следующие этапы: подготовительный; вводный; игровой; оценочный. Существуют и другие вариации структуры организации игр и правил проведения разных видов игр. В рамках семинарского занятия необходимо не только их изучить, но и проанализировать учебные результаты и образовательные эффекты игровых формы обучения.

Последний вопрос семинарского занятия предполагает ознакомление студентов с примерами различных исторических игр и их краткой характеристикой. Следует учитывать, что актуальным будет ознакомление с вариантами игр, которые можно провести в течение короткого промежутка времени («исторический снежный ком», «исторические пятнашки», «историческая азбука» и др.)

Контрольные задания

1. В чем заключается сущность игровой технологии обучения?

2. Каковы особенности дидактической игры?

3. Охарактеризуйте основные функции дидактической игры.

4. Какая классификация исторических игр Вам представляется наиболее полновесной и почему?

5. Каковы правила успешной организации исторических игр?

6. Охарактеризуйте основные сущностные компоненты дидактической игры.

Задания для самостоятельной работы

1. Подберите из методической литературы игры, которые можно использовать при:

А) изучении нового материала;

Б) закреплении изучаемого материала;

В) текущем опросе в начале урока;

Г) проведении повторительного урока;

Д) подготовке мыслительной деятельности обучающихся к восприятию сложного исторического материала.

2. Найдите методические ошибки (не менее пяти) в следующей игровой организации урока.

В начале урока учитель объявил тему «Крестьянская война 1773–1775 гг. под предводительством Е. Пугачева на территории Башкортостана». Далее учащиеся совместно с учителем обозначили основные причины участия народов Башкортостана в данном движении. Для того, чтобы учащиеся могли получить представление о ходе крестьянской войны, учитель предложил разделиться на группы – «отряды под руководством Салавата Юлаева, Кинзи Арсланова и др. Обучающиеся должны были ознакомиться с материалами учебника и составить карту маршрута каждого отряда с указанием на карте мест сражений и их результатов. В школьном учебнике для 8 класса вышеуказанной теме посвящено несколько параграфов. В результате до конца урока учащиеся так и не успели составить маршруты своих отрядов, и учитель, заканчивая урок, задал домашнее задание, по которому учащимся предлагалось ознакомиться с материалами параграфов, посвященных изучаемой теме, и составить хронологическую таблицу хода данного движения.

3. Как Вы считаете, с какой регулярностью учитель должен проводить уроки с использованием игровой технологии. Какие проблемы могут возникать у учителя при частом использовании данного метода обучения?

Литература

1. Агуреев С.А. В средневековом европейском городе (урок-путешествие) // Преподавание истории и обществознания в школе.– 2009.– № 6.– С. 63–66.

2. Айламазьян А. М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра.– М.: Владос-пресс, 2000.

3. Аминов А.М. Деловая игра «Гражданином быть обязан» // Преподавание истории и обществознания в школе.– 2003.– № 8.

4. Барыкина Т.А., Десятникова М.А. Игровая технология, как эффективное средство формирования предметных компетенций в процессе изучении курса «История России» в X классе // Преподавание истории в школе.– 2012.– № 10.

5. Борзова Л.П. Дидактические игры // Преподавание истории в школе.– 2000.– № 1.

6. Борзова Л.П. Игры на уроках истории.– М.: Изд-во: Владос, 2004.

7. Букинич С.А. Деловые игры со старшеклассниками игры // Преподавание истории и обществознания в школе.– 2002.– № 1.

8. Дегтярева В.Х. Ролевая игра «Олимпийские игры в Древней Греции» // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009.– № 1.

9. Жиронкина Л.Н. Имитационные игры в преподавании политико-правовых тем // Преподавание истории в школе.– 2010.– № 2.– С. 11–14.

10. Занько С.Ф., Тюников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового общения. В 2 т.– М., 1992.

11. Игры на уроках истории. Из опыта работы учителей // Преподавание истории в школе.– 1989.– № 4.

12. Иоффе А.Н. Игровые методики в преподавании. «Политическая пропаганда» (пример использования игры в учебном процессе) // Преподавание истории в школе.– 2010.– № 2.– С. 3–7.

13. Кенймах Г.Б., Федотов Н.С., Туба Д.С. Игра-путешествие «Прощай, двадцатый век!» игры // Преподавание истории в школе. 2001.– № 6.

14. Кононенко Т.И. Игры на уроках истории.– Ростов н/Д, 2006.

15. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории.– М., 2003.

16. Кучерук И. В. Учебные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории.– М., 1991.

17. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории. // Преподавание истории в школе.– 1989.– № 4.

18. Литература по использованию игр на уроках и во внеурочное время // Преподавание истории в школе.– 2010.– № 2.– С. 17.

19. Лупиков К.В. Игры на уроках истории 10–11 класс. Методика. М.: Русское слово, 2003.

20. Пидкастистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в развитии и обучении ребёнка.– М., 1996.

21. Ризатдинова Р.И. Игровые формы познавательной деятельности на уроках истории // Преподавание истории обществознания в школе. – 2009.– № 9.

22. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.– М., 1998.

23. Чудаева Л.В., Тарасова Н.В. Исторический праздник «Клио» // Преподавание истории и обществознания в школе.– 2002.– № 5.

24. Федорчук И.А. История. Интеллектуальные игры для школьников.– Ярославль, 1998.

25. Эльконин Д.Б. Психология игры.– М.: Владос-пресс, 2001.

26. Якубовская Т.В. Ролевая игра как способ формирования информационно-правовой компетентности учащихся // Преподавание истории в школе.– 2010.– № 2.– С. 8–10.

 


[1] Оконь В. Основы проблемного обучения – М., 1968.– С. 68.

[2] Борзова Л.П. Игры на уроках истории.– М., 2004.– С. 12.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: