Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.




Пояснения 7

Задание 1

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Любимое занятие Пети (на)мор.. это ныряние с открытыми гл..зами. На глубине (перед)мальчиком каждый ра(з/с) зан..во открыва..т..ся ч..рующий мир п..дводного(2) царства. Скво(з/с)ь(1) толщ.. в..ды я..ственно видны д..сятки тысяч разноцветных камешков. Они покрывают дно, как булыжная м..стовая. П..дводные р..стения сост..вляют сказоч..ный лес(4). Он пронизан мутно-з..лёными луч..ми бе..цветного со..нца.

Среди к..рней, р..гами ра..ставив свои ужас..ные клешни, проворно проб..ра..т..ся боком старый кра(б/п). Он н..сёт на своих пауч..их н..гах дутую к..робоч..ку(3) панц(ы/и)ря. Петя нисколько его (не)боит..ся. Этот кра(б/п) водор..сли и весь подводный мир кажут..ся ему загадоч..ными и интерес..ными.

Пояснение.

Любимое занятие Пети на море — это ныряние с открытыми глазами. На глубине перед мальчиком каждый раз заново открывается чарующий мир подводного царства. Сквозь толщу воды явственно видны десятки тысяч разноцветных камешков. Они покрывают дно, как булыжная мостовая. Подводные растения составляют сказочный лес. Он пронизан мутно-зелёными лучами бесцветного солнца.

Среди корней, рогами расставив свои ужасные клешни, проворно пробирается боком старый краб. Он несёт на своих паучьих ногах дутую коробочку панциря. Петя нисколько его не боится. Этот краб, водоросли и весь подводный мир кажутся ему загадочными и интересными.

 

Задание 2

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения.

Пояснение.

Фонетический разбор

сквозь(1)

с — [с] — согласный, глухой, твёрдый

к — [к]— согласный, глухой, твёрдый

в — [в] — согласный, звонкий, твёрдый

о — [о] — гласный, ударный

з — [c'] — согласный, глухой, мягкий

ь — не обозначает звука

6 букв, 5 звуков, 1 слог

Морфемный разбор (по составу)

подводного(2)

под- — приставка

-вод- — корень

-н- — суффикс

-ого — окончание

Морфологический разбор

(несёт) коробочку(3)

1) (несёт) коробочку — имя существительное, обозначает предмет: несёт (что?) коробочку;

2) начальная форма — коробочка; нарицательное, неодушевлённое, женского рода, 1-го склонения; в единственном числе, в винительном падеже;

3) в предложении является дополнением.

Синтаксический разбор

Подводные растения составляют сказочный лес(4).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: растения (подлежащее), составляют (сказуемое).

Второстепенные члены предложения: (растения) подводные — определение; (составляют) лес — дополнение; (лес) сказочный — определение.

 

Задание 3

Поставьте знак ударения в следующих словах:

звонишь, сантиметр, начался, выздоровеешь

Пояснение.

звонИшь, сантимЕтр, началсЯ, вЫздоровеешь

 

Задание 4

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

В начале февраля прошли сильные снегопады.

Пояснение.

1) Обозначение частей речи в предложении:

2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: союз, местоимение (ИЛИ личное местоимение), частица.

Возможное, но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие.

 

Задание 5

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) По словам Дениски всё стихотворение он выучил наизусть

2) Дениска робко сказал что не понял вопрос Раисы Ивановны

3) Раиса Ивановна громко произнесла Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова

4) Что ты так сбивчиво декламируешь стихотворение Дениска

Пояснение.

1) Расставим знаки препинания.

Раиса Ивановна громко произнесла: «Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова».

2) Составим схему.

А: «П».

Примечание: В русском языке предложения с прямой речью служат для дословной передачи чужих слов. При этом важным является также указание на того, кто их произнес, поэтому в составе такого предложения есть слова автора и его высказывание - собственно прямая речь.

 

Задание 6

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу.

2) Сладко пахнет ёлками жаркий летний бор.

3) Ласково мерцали звёзды в вышине.

4) Люди Земли боритесь за охрану окружающей среды.

Пояснение.

Расставим знаки препинания.

1) Кроет уж лист зо­ло­той влаж­ную землю в лесу. - Запятые не нужны.

2) Слад­ко пах­нет ёлками жар­кий лет­ний бор. - Запятые не нужны.

3) Лас­ко­во мер­ца­ли звёзды в вы­ши­не. - Запятые не нужны.

4) Люди Земли, бо­ри­тесь за охра­ну окру­жа­ю­щей среды. - Запятая выделяет обращение «люди Земли».

Ответ: 4) Люди Земли, бо­ри­тесь за охра­ну окру­жа­ю­щей среды. - Запятая выделяет обращение «люди Земли».

 

Задание 7

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Емеля собрался с духом и пошёл к царю в гости

2) Набрался Иван храбрости и начал с царём спорить

3) Пошла Настенька за водой и в колодец ведро уронила

4) Я поздоровался и Павел кивнул мне в ответ

Пояснение.

Расставим знаки препинания.

1) Емеля со­брал­ся с духом и пошёл к царю в гости. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

2) На­брал­ся Иван храб­ро­сти и начал с царём спо­рить. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

3) Пошла На­стень­ка за водой и в ко­ло­дец ведро уро­ни­ла. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

4) Я по­здо­ро­вал­ся, и Павел кив­нул мне в ответ. - Запятая между частями сложного предложения.

Ответ: 4) Я по­здо­ро­вал­ся, и Павел кив­нул мне в ответ. - Запятая между частями сложного предложения.

Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.

 

 

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

 

Текст 2

(1)Наступило лето, и клубника в саду начала поспевать. (2)То там, то здесь виднелись на грядах порозовевшие ягоды. (3)Марине не терпелось скорей полакомиться вкусной клубникой. (4)Но, однажды она подошла к грядкам и с удивлением остановилась: зрелые ягоды были кем-то объедены.

(5)Оказалось, что клубнику за ночь объели слизняки. (6)Лето было дождливое, сырое, и слизняков развелось очень много. (7)Пробовали мы их собирать, но они появлялись на грядах ночью, а в темноте их никак не разглядишь. (8)Так бы, наверное, и остались без ягод, если бы не объявился у нас вскоре помощник. (9)А помощником этим оказалась самая обыкновенная серая жаба. (10)Появилась она в саду нежданно-негаданно, возле калитки.

— (11)Фу, какая противная! (12)Не пускай её в сад, бабушка.

— (13)Почему не пускать? — спросила я. — (14)Жаба не виновата, что с виду такая некрасивая, зато она полезная. (15)Пусть заходит, ведь она слизняками питается, вот и будет их собирать.

(16)Жаба словно поняла приглашение. (17)Она не торопясь перелезла через низкий порожек калитки и неуклюже заковыляла в сторону нашего дома. (18)Жаба оказалась отличной помощницей. (19)Она отлично справлялась с нашими садовыми вредителями и охотилась на слизняков так старательно, что уже через несколько дней Марина начала собирать спелые ягоды.

 

(По В. Чаплиной)

Задание 8

Определите и запишите основную мысль текста.

Пояснение.

Основная мысль текста:

Жаба некрасивая, зато полезная, потому что она ест садовых вредителей — слизняков. (ИЛИ Жаба не виновата, что с виду такая некрасивая, зато она полезная).

Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

 

Задание 9

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что жаба прекрасно справлялась с садовыми вредителями? Запишите ответ.

Пояснение.

Ответ может быть сформулирован так:

Жаба так старательно охотилась, что через несколько дней Марина начала собирать спелые ягоды.

Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

 

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 13—15 текста. Запишите ответ.

Пояснение.

В предложениях представлено рассуждение. Рассуждение - это тип текста, в котором что-то объясняется или доказывается, говорится о причинах действий, событий, явлений, устанавливаются взаимосвязи между действиями, событиями, явлениями.

Ответ: рассуждение

 

Задание 11

В предложениях 1—3 найдите слово со значением «становиться спелым, созревать». Выпишите это слово.

Пояснение.

В предложении 1 есть слово «поспевать», которое имеет значение «становиться спелым, созревать».

Ответ: поспевать

 

Задание 12

В предложениях 13—15 найдите синоним к слову «невзрачный» и выпишите его.

Пояснение.

Синонимы - это слова, близкие по значению.

В предложении 14 есть слово «некрасивая», которое является синонимом к слову «невзрачный».

Ответ: некрасивая|невзрачный

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: