Конспект урока
на тему:
«Спрос на труд и его факторы»
Цели:
Образовательные:
1. Сформулировать понятие «рынок труда».
2. Объяснить особенности его функционирования и экономическую природу.
3. Показать особенности структуры рынка труда, его субъекты.
4. Раскрыть, что выступает в качестве спроса и предложения на рынке труда, какое место занимает на рынке труда занятость.
5. Подвести студентов к пониманию социальных проблем рынка труда и способов их решения.
Воспитательные:
6.Воспитывать интерес к предмету, любовь к труду.
Развивающие:
7. Развивать познавательные способности студентов, готовя их к активному поведению в соответствии с основными правилами поиска работы и дальнейшего трудоустройства.
План:
1. Понятие рынка труда и его характеристики.
2. Спрос на рынке труда.
3. Факторы формирования предложения на рынке труда.
4. Занятость и безработица.
Ход урока:
I. Организация начала урока.
Приветствие студентов, концентрация внимания на изучении темы.
II. Актуализация ранее полученных знаний.
Вопросы:
1. Какие два основных закона действуют в рыночной экономике? Охарактеризуйте каждый из них.
2. В чем состоит соотношение цены, спроса и предложения?
3. Сформулируйте законы спроса и предложения.
4. Какие виды рынков Вы знаете?
III. Изложение нового материала по плану.
Понятие рынка труда и его характеристики.
Рынок труда является одним из главнейших факторов производства. Он дает возможность наемным работникам продавать свое рабочее время и профессиональное мастерство работодателям и получать в обмен доходы в виде заработной платы, процента или ренты. Роль рынка труда в экономике каждой страны чрезвычайно велика. Продавая свой труд, люди получают доходы, от которых зависит потом и уровень их потребления. Уровень получаемых от зарплаты доходов напрямую зависит от ситуации на рынке труда, который определяет стоимость рабочей силы, условия найма, условия труда, возможность профессионального обучения и другие факторы. Рынок труда отражает занятость населения, динамику безработицы и мобильность рабочей силы. Он также подчиняется законам спроса и предложения, но в то же время имеет ряд отличий от товарных рынков.
|
Итак, что же такое рынок труда?
Рынок тру да - это совокупность экономических механизмов и норм, позволяющий людям обменивать свои трудовые услуги на их вознаграждения.
Таким образом, рынок труда соединяет людей, желающих продать свои трудовые услуги - работники, и организации, которые хотят эти услуги купить для осуществления своей деятельности - работодатели. Важнейшим условием нормального функционирования рынков товаров и услуг является мобильность трудовых ресурсов. Иными словами, развитие событий на рынке труда тесно связано с тем, как ведет себя трудоспособное, экономически активное население. Под трудоспособным населением называют людей трудоспособного возраста, которые могут и желают продать свои трудовые услуги.
Мобильность рабочей силы бывает двух видов: профессиональная и территориальная.
Под профессиональной мобильностью рабочей силы понимается способность человека овладевать разными профессиями и переучиваться в течение жизни. Конечно мы понимаем, что человек делает такой шаг, если его принуждают обстоятельства или ему это выгодно. Американцы, например, считают, что каждый человек должен овладеть не менее пятью профессиями. Они снова садятся на студенческие скамьи и приобретают новые профессии, которые сулят им более выгодные условия труда. В нашей стране в 90-е годы также сложилась такая обстановка, что многие были вынуждены переучиваться: работники научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и различных государственных структур. Престижно было получать второе высшее образование.
|
Т ерриториальная мобильность рабочей силы - это способность и готовность людей менять место жительства ради получения работы. В советский период люди, переходившие с одного места работы на другое, так называемые «летуны» не поощрялись в обществе. Наоборот, ценились люди, которые много лет проработали на одном предприятии и прошли путь от простого работника до директора предприятия.
Американские же рабочие и служащие за свою жизнь могу менять свое место работы более 10 раз. Они стремятся работать там, где за такую же работу платят лучше. Такое рациональное поведение присуще даже японцам, воспитанным по традициям пожизненного найма.
На рынок труда оказывают влияние различные демографические факторы: уровень рождаемости, темпы роста трудоспособного населения, половозрастная структура общества, степень экономической активности различных групп трудоспособного населения, иммиграция рабочей силы из других стран. Ученые отмечают фактическое существование двух рынков труда. Один из них включает рабочие места специалистов с высшим образованием, управляющих и администраторов, высоко- и среднеквалифицированных рабочих. На этом рынке проявляется высокая мобильность рабочей силы, высокий уровень оплаты труда, широкие возможности для профессионального роста. Другой рынок охватывает рабочие места, не требующие специальной подготовки и квалификации. Их занимают работники обслуживания (официанты, медицинский обслуживающий персонал и т.д.), неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих. Для этого рынка характерны высокий уровень безработицы и текучести кадров, слабые карьерные перспективы.
|
Рынок труда имеет ряд существенных особенностей:
1. спрос здесь предъявляется не на трудовые услуги вообще, а на услуги определённого типа и сложности (например, не на услуги водителей вообще, а на услуги водителей автобусов с определённым уровнем квалификации и опыта);
2. наряду с общенациональным существуют местные рынки труда (например, рынок труда Воронежской области и г. Москвы). Здесь соотношения спроса на трудовые услуги одного и того же типа, и их предложения существенно различаются;
3) предложение трудовых услуг может варьироваться в силу того, что люди способны менять профессию, овладевая иной квалификацией.
Ситуация на рынке труда РФ – 2019 в таблицах и графиках
Запись в тетради:
Спрос – отражает объем и структуру общественных потребностей в рабочей силе.
Предложение – характеризует численность и состав людей (трудоспособного населения), способных к труду, заинтересованных в труде и нуждающихся в получении работ.
Конъюктура – соотношение спроса и предложения на рабочую силу.
Закрепление по 1 вопросу плана:
1. Что предлагается к продаже на рынке труда?
2. Привести примеры профессиональной и территориальной мобильности населения.
Спрос на рынке труда.
Рынок труда – это рынок не первичного спроса (с ним мы встречаемся на рынках товаров и услуг), а спроса производного.
Производный спрос – это спрос на факторы производства, порождаемый необходимостью их использования для производства товаров и услуг. Дело в том, что способность трудиться как таковая (то есть свободное время и навыки) даже самого квалифицированного работника (например, фрезеровщика или парикмахера) никому не нужна. Её нельзя потребить впрямую. И время труда, и навыки любого рода приобретают ценность для общества – и превращаются в интересующий рынок товар – только в том случае, если есть спрос на товары и услуги, для производства которых нужно это время и эти навыки. Иначе говоря, трудовые способности фрезеровщика могут быть проданы на рынке труда лишь в том случае, если в стране есть спрос на продукцию машиностроительных предприятий. Да и самый искусный парикмахер может получить место лишь в том случае, если люди готовы платить за услуги парикмахерских, а не предпочитают стричься дома по старинной русской моде – «под горшок».
Поэтому число работников, которые могут получить работу определяется положением дел на товарных рынках. Производность спроса как бы задает рамки, в которых может развиваться рыночный торг.
Закрепление по 2 вопросу плана:
1. Чем первичный спрос отличается от производного?
2. Как Вы считаете: что дороже: земля под виноградником или участок земли, засеянный картофелем?
3. Чем на Ваш взгляд определяется спрос на услуги строительных рабочих и спрос на специалистов в области информационных технологий?