Глава 2. Теоретические основы тревожности




 

 

2.1. Понятия тревожности и тревоги, виды, причины

 

 

Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующейся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий [13, 408].

Тревожность – свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях [12, 81].

Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжёлых соматических заболеваний, а также у здоровых людей, переживших последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся поведением [13, 408].

Современные исследования тревожности направлены на различение ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожностью, являющейся стабильным свойством личности [13, 408].

Тревога – это ответ на угрозу, сопровождаемый отрицательными эмоциями. Угроза может представлять собой опасность или отсутствие поддержки, неизвестность. Нормальная тревога готовит человека к защитному поведению, помогает справиться с неприятной ситуацией. Если же человек длительное время живёт под гнётом тревоги, его интенсивность тревоги высока, это расслабляет психику. В зависимости от особенностей личности тревога может приводить к бегству в фантазии, формированию зависимости от других людей, поиску способов отвлечься, избеганию всего, что связано с тревожащими обстоятельствами [6, 6].

 

 

2.2. Особенности проявления тревожности у детей и способы

её коррекции

 

 

Сколько проблем, неприятных открытий, поводов для переживаний и обид у каждого ребёнка. Происходит становление психики, физическое взросление, дети проходят нелёгкий путь познания себя и мира. Но благополучных детей немного. Большинство сталкивается с целым рядом психологических проблем. Однако – это единственные трудности роста. Тем не менее бывают «сложные дети». Их поведение тревожит родителей: оно затрудняет социализацию детей. Среди «сложных детей» встречаются неусидчивые и невнимательные, непоседы. Некоторые могут быть более агрессивными, чем их окружение и, наконец, они могут быть слишком тревожными. И таких проблемных детей становится всё больше в социуме [6, 6].

Некоторые родители отрицают, что их ребёнок тревожный. Говорят, что он просто переживает по поводу своих страхов. Где кончается тревога и начинается страх учёные ещё не решили этот вопрос. Испытывать страхи и тревогу – естественно для ребёнка. Некоторые учёные даже выделили статистически показатели и утверждают, что у детей 2 – 6 лет в среднем бывает семь различных страхов. Маленькие дети боятся темноты и животных – как правило, до 5 лет; позже их начинают беспокоить воображаемые страхи (чудовищ, привидений). У школьников появляются взрослые страхи – смерти, болезни, а также возникает социальная тревожность [6, 6].

Определить тревожного ребёнка можно, если внимательно наблюдать за его поведением. Например, на школьной перемене дети разговаривают между собой, дерутся, бегают, играют. А один ребёнок сидит за партой с опущенными глазами, отвечает на вопросы учителя тихим голосом. С опаской относится к новым играм, не спешит знакомится с новыми детьми. Звонок на урок вызывает.

У него тревогу, он всегда предчувствует самое плохое. Думает, что он самый глупый, неуклюжий, некрасивый и несчастный. К его переживаниям часто примешивается соматический компонент: у него болит живот или голова, он ощущает спазмы в горле, слабость в ногах, головокружение, сухость во рту. Такой ребёнок нуждается в одобрении взрослых и ищет их поддержки. Он привязан к родителям, застенчив и робок [6, 6].

П. Бейкер и М. Алворд выделили 5 особенностей поведения тревожных детей. Если ребёнку присуща хотя бы одна их них можно, предполагать у него повышенную тревожность. К этим особенностям относятся: постоянное беспокойство, затруднения при сосредоточении на чём-либо; напряжение мышц, скованность; раздражительность; нарушение сна [6, 7].

Считается, что в дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. В 9 – 11 лет интенсивность переживаний обоих полов выравнивается, а после 12 лет общий уровень тревожности у девочек в целом возрастает, а у мальчиков несколько снижается [8, 32].

Тревожные девочки чаще всего проявляют беспокойство по поводу проблем, связанных с общением; мальчики больше переживают по поводу насилия и наказания. Совершив плохой поступок, девочки волнуются, что их осудят взрослые, а другие девочки перестанут с ними играть. Мальчики тревожатся, что родители накажут, а сверстники их побьют [6, 7].

В своей научной работе такие учёные как Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова уделяют внимание тому, как национально – культурные особенности влияют на характер тревожных переживаний.

Так, венгерские дети испытывают наибольший дискомфорт в ситуациях оценки, тревоги. Они боятся выглядеть в этих ситуациях смешно, нелепо, что их действия могут повлечь за собой наказание [8, 35].

Шведские дети более всего боятся архаических ситуаций (темнота, гроза, огонь), а также вымышленных чудищ [8, 35].

У российских детей особую важную роль в тревожных переживаниях играют родители. Детей тревожит состояние родителей, их самочувствие, настроение, в связи с чем, они выполняют неадекватные требования, предъявляемые к ним со стороны родителей, чтобы не огорчить их [8, 36].

Тревога может усилить подозрительность у ребёнка и привести к агрессивным действиям [6, 7].

Обратимся к исследованию, которое провёл автор статьи Н. Акарелов на базе гимназии, во вторых классах по изучению связи тревожности и неудовлетворённостью статусным местом в группе. Количество испытуемых составило 45 человек. Он использовал «Тест школьной тревожности Филипса», который позволяет изучить уровень и характер, связанный со школой у детей младшего школьного возраста (Таблица 2).

Таблица 2

Показатели тревожности

№ п/п Факторы тревожности Количество испытуемых (в %)
1. Общая тревожность в школе  
2. Переживания социального стресса  
3. Фрустрация потребности в достижении успеха  
4. Страх самовыражения  
5. Страх ситуаций проверки знаний  
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих  
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу  
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями  

 

В результате количественного анализа было установлено, что повышенная тревожность связана с фактором страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Поэтому было сделано предположение о том, что причина возникновения тревожности в данной группе является нарушения в системе взаимодействия «ребёнок – ребёнок». Для подтверждения выдвинутого предположения было проведено социометрическое исследование [1, 19].

Результаты, полученные после проведения методики, показали, что тревожные дети могут занимать статусное место, то есть могут иметь любое количество выборов как положительных, так и отрицательных [1, 19].


Заключение

 

 

Итак, анализ психолого-педагогической литературы позволяет заключить следующее:

- учёные не пришли к какому-то общепринятому определению понятия агрессии;

- в связи с этим существует многообразие её видов, некоторые из них можно применить к определённому детскому варианту: пассивная вербальная; активная вербальная (скрытая и прямая); пассивная вербальная; активная невербальная (скрытая и прямая); активная вербальная и активная невербальная (собственная личность); активная вербальная и активная невербальная (предметы);

- агрессия чаще всего появляется от года до двух лет. В основе детской агрессии всегда лежит страх и сомнения в собственных силах. Причина агрессивности заключается в родителях, в их чувствах и реакциях на детей. Ещё одной из причин агрессии у детей является малый опыт взаимодействия с окружаю-щим миром. Но существуют и неагрессивные дети;

- агрессия может быть выражена реакциями по направленности: экстрапунитивные, интропунитивные, импунитивные. Агрессия проявляет себя в поведении и речи ребёнка и напрямую зависит от её направленности;

- для коррекции агрессивных действий необходимо использовать такие способы как: моделирование, ролевые игры, видео сюжеты, иллюстрации жизненных историй, перенесение навыка из учебной ситуации в реальную жизненную ситуацию, позволяющие расширить спектр социальных умений ребёнка с окружающим миром, а также новый тип поведения и реагирования;

- в предупреждении и коррекции агрессии важная роль принадлежит эмоциональным отношениям между родителями и ребёнком;

- тревожность – это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических ситуациях.

Гипотеза исследования подтвердилась в том, что ведущей причиной в про-явлении агрессии и тревожности у детей является нарушение эмоциональных отношений между родителями и детьми.


Список литературы

 

 

1. Ананьев, Б. Г. Науки о человеке как индивиде и его онтогенезе. Избранные

психологические труды: в 2 т. / Б. Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 1980. – 356 с.

2. Бочаров, И. Н. Психология беседы / И. Н. Бочаров. – 2-е изд., знач. доп. – М.: Молодая гвардия, 2001. – 390 с.

3. Булаева, К. Б. Роль образования в возрастных изменениях ряда психологических характеристик / К. Б. Булаева, Т. А. Павлова // О здоровом образе жизни: прил. К журн. «Аквапарк». – М. – 2001. – № 1. (25) – С. 16-20.

4. Воинов, П. Принципы поискового проектирования: учебное пособие / П. Воинов. – Горький: ГТУ, 1982. – 75 с.

5. Глотова, Е. Ю. Социальные технологии регулирования мотивации трудовой

активности: автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата социол. наук. / Е. Ю. Глотова. – Саратов, 2009. – 22 с.

6. Горелов, И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов. – М.: Наука, 1980. – 104 с.

7. Суслов В. И. Социальный интеллект в профессиях типа «человек – человек» [Электронный ресурс] / В. И. Суслов. URL: httl:www.referat.students.ru (дата обращения: 01.01.2016).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: