Общемировые тенденции в системе высшего образования




Высшее образование, как важнейший социальный институт, по-прежнему играет ведущую роль в процессе реформирования общества. Специалисты выделяют следующие общемировые тенденции его развития:

1) высшее образование все более становиться массовым. В разных странах уровень поступления выпускников школ в высшие учебные заведения составил в среднем почти 60%, а в Северной Америке – 84%. Идет стремительный количественный рост студентов вузов. Если в 1960 г. число студентов в мире, по данным ЮНЕСКО, составляло 13 млн, то в конце 90-х гг. оно возросло почти в 7 раз и составило 88,2 млн;

2) тенденция диверсификации высшего образования по институциональным формам, уровням и содержанию, развивающаяся особенно динамично со второй половины XX века. В условиях роста многообразия учебных заведений, дающих знания и навыки в сфере умственного труда, роль классических университетов, однако, не только не уменьшилась, но и возросла. Они с полным основанием претендуют на роль центров по формированию социокультурной среды в регионе;

3) тенденция интернационализации высшего образования, основанная на универсальном характере знаний, на мобилизации коллективных усилий международного научного сообщества. Это проявляется как в возрастающей роли международного сотрудничества в деятельности национальных образовательных заведений и организаций, так и в появлении наднациональных организаций, программ и фондов. В сфере высшего образования наблюдается сближение проблем, тенденций, задач и целей, заставляющее забывать о национальных и региональных различиях и специфике.

Идет универсализация содержания образования, которую невозможно остановить в эпоху информационной революции и при существующих мировых универсальных коммуникационных системах в виде Интернет. Из года в год растет число студентов, исследователей и преподавателей, которые обучаются, работают, живут и общаются в интернациональной среде.

Интернационализация высшего образования представляет собой объективный, динамично развивающийся процесс. По мнению многих ученых и деятелей высшей школы, интернационализация высшего образования приобретает черты качественно нового этапа – интеграции.

По своему содержанию интеграция высшего образования представляет собой всемерное сближение национальных образовательных систем, их взаимодополняемость, превращение высшего образования в мировую социальную систему. При этом интеграция мировой системы высшего образования – это процесс объединения, а не само объединение.

Мировую систему высшего образования можно охарактеризовать как открытую социальную систему с нежесткой связью между элементами, системностью самих элементов и вариативностью нормативной регуляции. Вместе с тем, она отвечает основным признакам системности.

Во-первых, мировое высшее образование представляет собой множественность взаимосвязанных элементов разного уровня и характера. К ним относят образовательные учреждения, которые устанавливают прочные связи с зарубежными партнерами и организациями, отдельные национальные и региональные системы, вырабатывающие общую стратегию развития для всего мира под эгидой ЮНЕСКО и ООН, и различные международные образовательные организации и ассоциации, способствующие объединению мирового высшего образования в единую систему. Безусловно, все учреждения и организации высшего образования административно автономны. Занимая свое специфическое место на рынке образовательных услуг, они взаимодействуют в форме сотрудничества или соперничества, вырабатывая основные ориентиры этого рынка. Пока международный аспект – не главный, не доминирующий в деятельности образовательных организаций, но он латентно присутствует как ориентир, некий стандарт для решения региональных и национальных задач, решаемых высшим образованием.

Во-вторых, в мировом высшем образовании появляются признаки целостности, автономности по отношению к экономическим, политическим и другим мировым социальным системам. Базой для этих процессов становится наличие универсальных норм академической свободы и демократии, традиционно регулирующих деятельность классических университетов, и приобретающие все большее нормативное значение для национальных образовательных систем международные конвенции, всемирные декларации, принимаемые на международных форумах, определяющие перспективы развития высшего образования и добровольно принимаемые к исполнению всеми присоединившимися странами.

Этот тип нормативной регуляции, безусловно, не имеет ничего общего с административным управлением. Формируется мировая система высшего образования ассоциативного типа, административно не регулирующая, но идеологически определяющая парадигму развития всех образовательных систем – национальных, региональных, международных.

В-третьих, мировая система высшего образования обладает таким признаком системности, как устойчивость, достигающаяся вследствие постоянного воспроизводства своих структурных элементов, кадров и норм, регулирующих ее функционирование. Причем устойчивость предполагает постоянное развитие системы высшего образования, ее способностью приспособиться к меняющимся условиям современного мира.

На лондонском совещании министров образования стран-участниц Болонского процесса (2007 г.) было заявлено, что высшее образование должно содействовать социальной сплоченности, сокращать неравенства и повышать уровень знаний, навыков и компетенций в обществе. Необходимо ориентировать политику на максимальную реализацию потенциала людей с точки зрения их личностного развития и вклада в устойчивое демократическое общество, основанное на знании. Участники лондонского совещания разделили стремление общества к тому, чтобы студенчество, начинающее, продолжающее и заканчивающее обучение в высшей школе на всех уровнях, отражало все многообразие нашего населения. Очень важно, чтобы студенты могли завершить учебу без каких-либо препятствий, связанных с их социальным и экономическим положением.

Интеграция высшего образования в мировую систему – это объективно развивающийся процесс, в который можно не включаться, но который нельзя не замечать. Как любое объективное явление, процесс международной интеграции в той или иной мере трансформирует национальные образовательные системы. Тенденции развития высшего образования имеют как положительные, так и отрицательные последствия. Расширение масштабов высшего образования поднимает остро проблему качества обучения. Современное общество нуждается в высокообразованных и мобильных специалистах. И именно общество может и должно стимулировать качественное высшее образование, воздействуя на рынок труда молодых специалистов.

Важную роль в процессе развития международной интеграции высшего образования играют международное сотрудничество и такие международные организации, как ЮНЕСКО. Международное сотрудничество является мощным рычагом развития мировой системы высшего образования. Оно призвано решать ряд актуальных задач, среди которых:

– соблюдение адекватности содержания и уровня высшего образования потребностям экономики, политики, социокультурной сферы общества;

– выравнивание уровней подготовки специалистов в разных странах и регионах;

– укрепление международной солидарности и партнерства в сфере высшего образования;

– совместное использование знаний и навыков в разных странах и на разных континентах;

– содействие развитию высших учебных заведений, особенно в развивающихся странах, в том числе с помощью финансирования из международных фондов;

– координация деятельности образовательных учреждений в целях развития высшего образования;

– стимулирование общего повышения гибкости, охвата и качества высшего образования, способствующего устранению причин «утечки умов»;

– поощрение конкуренции научных школ и образовательных систем в сочетании с академической солидарностью и взаимопомощью.

Международное сотрудничество меняет свои формы и виды деятельности, накапливая потенциал для решения триединой задачи:

1) достижение такого уровня высшего образования, который соответствовал бы потребностям современного международного социума;

2) выравнивание уровня национальных образовательных систем;

3) подготовка квалифицированных кадров для национальной экономики. В этих условиях возрастает роль и значение международных организаций, фондов и программ в области образования и науки.

В Европейском Союзе уже в течение нескольких десятилетий разрабатывается и осуществляется целостная политика в области высшего образования, формируются наднациональные институты координации и управления. Подготовлены и приняты 7 конвенций по взаимному признанию документов об окончании средних учебных заведений, учебных курсов и периодов обучения, дипломов о высшем образовании, ученых степеней, создающих нормативную основу интеграционного процесса в сфере высшего образования ЕС. Широкое развитие получило двустороннее и многостороннее научно-педагогическое сотрудничество университетов, обмен преподавателями и студентами, в том числе при содействии созданных целевых наднациональных программ ЕС (СОМЕТТ, ЕRASMUS, LINGUA, SOCRATES др.).

В предстоящие годы усилия в рамках Болонского процесса сосредоточатся на завершении принятых решений, включая текущие приоритеты, а именно трехцикловую систему степеней, обеспечение качества и признание степеней и периодов обучения. Особое внимание будет уделено следующим направлениям деятельности.

1. Мобильность. В национальных докладах планируется сообщать о мерах, принятых на национальном уровне, по поддержке мобильности студентов и сотрудников, включая те, что будут осуществлены в будущем. Основное внимание будет уделяться важнейшим национальным задачам.

2. Социальное измерение. Аналогичным образом будут проанализированы национальные стратегии и политика по социальному измерению, в том числе планах действий и меры по оценке их эффективности.

3. Сбор данных. Будут разработаны сопоставимые и надежные показатели и данные для оценки прогресса в работе по социальному измерению и мобильности студентов и персонала во всех странах Болонского процесса. Данные в этой области должны охватывать такие вопросы, как равенство участия в области высшего образования, а также трудоустройство выпускников.

4. Трудоустройство. Отслеживая внедрение трехцикловой системы степеней, более подробно будут рассмотрены пути улучшения трудоустройства для каждого из этих циклов, а также в контексте обучения в течение всей жизни. Предполагается, что правительствам и вузам придется больше взаимодействовать с работодателями и другими заинтересованными сторонами для обоснования своих реформ. В этот период будет активно согласовываться совместимость структуры профессиональной карьеры на государственной службе с новой системой степеней, а также предполагается расширить партнерство и сотрудничество вузов с работодателями в области совершенствования учебных программ на основе результатов обучения.

5. Европейское пространство высшего образования в глобальном контексте.

Предполагается улучшение механизма признания дипломов. Министры стран – участниц Болонского процесса призывают вузы и другие органы, компетентные в области признания, оценивать квалификации из других регионов мира с той же непредвзятостью, которую они ожидают при оценке европейских квалификаций в других местах, и основывать это признание на принципах Лиссабонской конвенции о признании дипломов.

6. Анализ и оценка ситуации. Ожидается дальнейшее развитие качественного анализа в оценке ситуации, особенно в том, что касается мобильности, Болонского процесса в глобальном контексте и социальном измерении. Оценке и анализу должны подвергнуться система степеней и трудоустраиваимость выпускников, признание степеней и периодов обучения, а также реализация всех аспектов обеспечения качества в соответствии с Европейскими стандартами и принципами.

На взгляд авторов, стремление к развитию студентоцентрированного обучения в отечественном образовании может быть обеспечено использованием активных методов работы в высшей школе. Анализ ситуации в западноевропейском и американском образовании показал, что за последние 20 лет активные методы обучения стали уже традиционными.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: