Рамочные условия Болонского процесса




Начало Болонскому процессу положила совместная декларация «О гармонизации архитектуры европейского высшего образования», подписанная Великобританией, Германией, Францией и Италией 25 мая 1998 года. В июне 1999 г. в Болонье (Италия) министры образования 29 европейских стран подписали Декларацию о европейском пространстве для высшего образования. Болонский процесс предусматривает к 2010 году создание единого европейского пространства высшего образования. Цель – построение единой стандартизированной системы обучения, позволяющей повысить занятость и мобильность граждан стран-участниц и сделать более привлекательной для студентов и преподавателей из других стран систему общеевропейского высшего образования.

К основным параметрам Болонского процесса относятся:

· трехуровневая система высшего образования;

· академические кредиты ECTS;

· академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов;

· европейское приложение к диплому;

· контроль качества высшего образования;

· создание единого европейского исследовательского пространства;

· рекомендательные параметры Болонского процесса;

· единые европейские оценки;

· активная вовлеченность студентов;

· социальная поддержка малообеспеченных студентов;

· образование в течение всей жизни;

· факультативные параметры Болонского процесса;

· гармонизация содержания образования по направлениям подготовки;

· нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору;

· модульная система;

· дистанционное обучение, электронные курсы;

· академические рейтинги студентов и преподавателей;

· трехуровневая система высшего образования.

Вводятся три уровня высшего образования:

1) бакалавриат (степень «бакалавр»).

2) магистратура (степень «магистр»).

3) докторантура (степень «доктор»).

Степень «специалист» не вписывается в Болонскую систему. Бакалавр – самодостаточное высшее образование первого уровня. Техникумы, колледжи, ПТУ и средние школы не имеют права выдавать диплом бакалавра.

Допускается «интегрированная магистратура», когда абитуриент при поступлении обязуется получить степень магистра, при этом степень бакалавра «поглощается» в процессе магистерской подготовки.

Ученая степень (третий уровень высшего образования) называется «доктор наук».

Академические кредиты

Академический кредит – единица трудоемкости учебного труда студента.

За семестр начисляется ровно 30 академических кредитов. За учебный год начисляется ровно 60 академических кредитов. Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов (три года обучения) или не менее 240 кредитов (четыре года обучения). Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности не менее 300 кредитов (пять лет обучения).

Количество кредитов за дисциплину не может быть дробным (в порядке исключения допускается начислять 0,5 кредита), так как сложение кредитов за семестр должно давать число 30. Кредиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачета, теста и т.п.). Количество начисляемых кредитов по дисциплине от оценки не зависит. Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует начисление кредитов.

При начислении кредитов в трудоемкость засчитываются аудиторная нагрузка («контактные часы» по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п.). Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется.

Рекомендуется единая европейская шестибалльная система оценок:

А – «отлично» (10 процентов сдающих);

В – «очень хорошо» (25 процентов сдающих);

С – «хорошо» (30 процентов сдающих);

D – «удовлетворительно» (25 процентов сдающих);

Е – «посредственно» (10 процентов сдающих);

F (FX) – «неудовлетворительно».

Академическая мобильность

Студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или учебный год. Он обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдает текущие и итоговые испытания. Обучение за рубежом по программам мобильности для студента бесплатно – принимающий вуз денег за обучение не берет.

Студент оплачивает сам: дорогу, проживание, питание, медицинские услуги, учебные занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение языка страны пребывания на курсах).

В базовом вузе (в который студент поступал) студенту засчитываются полученные кредиты, если стажировка согласована с деканатом; он не додает никаких дисциплин за период учебы за рубежом. Вуз вправе не засчитывать в счет своей программы академические кредиты, которые студент получил в других вузах без согласования с деканатом. Поощряется получение студентом совместных и двойных дипломов.

Контроль качества

· министерство образования использует систему сертификации;

· вуз контролирует качество обучения;

· вуз контролирует весомость кредитов, порядок начисления кредитов за семестр или за учебный год, взаимозачет кредитов;

· вуз контролирует качество заполнения европейского приложения;

· на заявительной основе возможен европейский контроль качества обучения в данном вузе;

· автономность вуза;

· в существующих условиях вуз определяет содержание обучения по уровням бакалавр/магистр;

· вуз определяет методику обучения;

· вуз определяет количество кредитов за учебные курсы (дисциплины);

· вуз сам принимает решение об использовании нелинейных траекторий обучения, кредитно-модульной системы, дистанционного образования, академических рейтингов, дополнительных шкал оценок (например, 100-балльной).


Глава 2. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современные тенденции в развитии высшего образования, применение активных методов обучения требуют существенного изменения в деятельности вузовского преподавателя. Решающее место в системе социального взаимодействия, характеризующего образовательный процесс, занимают взаимоотношения между преподавателем и студентом. Надо отметить, во-первых, присущее этим отношениям неравенство: статус преподавателя неизмеримо выше статуса студента, первый занимает господствующее положение, второй – положение подчиненного. Доминирующее положение учителя обусловлено тем, что он организует учебный процесс и управляет им, является источником знаний для студентов, моральным авторитетом. Господствующая позиция учителя в учебной группе порождает авторитарный стиль в преподавании, означающий безусловное подчинение авторитету учителя. Именно этот стиль взаимоотношений многие столетия господствовал в системе формального образования вплоть до последнего времени.

Содержательной основой авторитарного стиля преподавания в педагогике является традиционное понимание целей образования как процесса передачи знаний от педагога к ученику. Первый является специалистом в определенной области знаний и культуры, и его главная задача заключалась в том, чтобы передать студенту определенный объем знаний и научить ими пользоваться. Роль студента сводилась к пассивному усвоению и запоминанию той информации, которую давал ему педагог.

Однако в современную эпоху традиционный авторитарный стиль в обучении оказывается все более неэффективным. Объясняется это тем фактором, что современное высокоразвитое постиндустриальное, информационное общество из-за большой сложности хозяйственного механизма, уникальности новейших технологий, их громадного воздействия на все стороны общественной жизни, включая и окружающую природную среду, требует специалиста нового типа, который должен не только обладать большими познаниями в соответствующей области, но и другими компетенциями.

Демократический стиль в построении образовательного процесса характеризуется следующими особенностями:

1) формальный процесс передачи знаний заменяется решением конкретных задач, которые совместно обсуждают учитель и ученик;

2) сущность передаваемого содержания не сводится к пассивному запоминанию, а заключается в овладении разнообразной информацией;

3) формой общения учителя с учеником становится не научение, а взаимный обмен информацией, что, естественно, предполагает большую самостоятельную работу ученика;

4) инициатором и ведущим в образовательном процессе выступает учащийся;

5) характер отношений между участниками – попеременное доминирование или равенство учителя и студента;

6) в роли обучающего может выступать не обязательно преподаватель-профессионал, а любой носитель ценной информации.

Очевидно, что демократическая модель образовательного процесса может успешно применяться в процессе обучения взрослых людей, имеющих сознательную мотивацию к образованию, желающих творчески овладеть изучаемыми предметами. К этой группе могут быть отнесены старшеклассники, студенты, специалисты, обучающиеся в системе повышения квалификации, и др. Без демократического стиля, предполагающего уважительное отношение к ученику, сочетаемое со стремлением помогать ему и сопереживать вместе с ним, трудно пробудить интерес к учебе, привить им необходимые моральные качества.

Отмеченные выше трудности во взаимоотношениях студентов и преподавателей, безусловно, в значительной мере снижают эффективность образовательного процесса. Переход к демократическим взаимоотношениям между ними является важнейшим звеном процесса перестройки образования на гуманистических началах, но это станет реальностью лишь тогда, когда общество в целом будет реформировано на принципах рыночной экономики и демократические институты окончательно утвердятся в стране. С одной стороны, особенность педагогической деятельности, связанной со спецификой ее объекта, которым является человек (он же субъект деятельности), постоянная изменчивость педагогических ситуаций – все это не позволяет педагогу опираться на какую-то одну, раз и навсегда усвоенную систему действий. С другой стороны, при разработке методологических основ оптимизации учебного процесса возникает проблема соотношения творчества педагога и определенного алгоритма действий, которые преподавателю надо постоянно осуществлять. При всем многообразии педагогических систем и работающих в них педагогов есть общие закономерности их функционирования. Повышение педагогического мастерства преподавателя неразрывно связано с совершенствованием в его педагогической деятельности. Согласно педагогической закономерности цикличности, основными циклами развития педагога в процессе самостоятельной деятельности являются: освоение профессии; ее совершенствование; утверждение и проверка системы работы; дальнейшее совершенствование; обобщение опыта; передача опыта; подведение итогов. Как нетрудно заметить, совершенствование в деятельности занимает важнейшее место в данных циклах. В первую очередь оно связано с поиском нового, с творчеством преподавателя. Связь между творческой активностью педагога и его мастерством подтверждается экспериментально.

По мнению М.В. Гулакова, в подготовке специалиста можно выделить следующие параметры:

– приближение учебного процесса к потребностно-мотивационной сфере личности студента, что в значительной степени способствует активизации его учебно-познавательной деятельности;

– использование активных методов в преподавании;

– организация самостоятельной работы студентов.

Несомненно, выявление потребности в знаниях у студентов способствует поиску новых форм преподавания. Усилению практической направленности процесса обучения в вузе традиционно способствуют активные методы работы.

Глава 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: