Методика изучения памяти.




 

Используемые методики должны выявлять ведущий фактор в структуре дефекта, т. е. позволять оценить соотношение нарушений регуляции произвольных форм деятельности и познавательных процессов.

Следующим требованием является надежность определения характера и состояния тех или иных психических функций и их соотношения. Этому должны служить определенные качественные и количественные показатели и критерии. Они обеспечивают отграничение от нормы и других состоянии (соматическая ослабленность, педагогическая запущенность, замедления психического развития при сенсорных и локальных дефектах), которые могут сопровождаться сходными результатами при выполнении тех или иных заданий. Особую значимость приобретает разработка унифицированных условий использования методик для сопоставимости получаемых сведений.

Необходимо, чтобы обследование не продолжалось более одного часа, так как для детей рассматриваемой категории характерна неустойчивость показателей деятельности, а также их ухудшение при продолжительном выполнении интеллектуальных заданий. С этим связано дополнительное требование к обследованию ребенка с дефектами развития — оно должно быть поэтапным. Первичное обследование должно включать определенный, небольшой набор методик, позволяющий качественно и количественно оценить наличие и характер нарушений психического развития. Результаты первичного обследования определяют необходимость проведения дополнительных клинических или параклинических (например, электрофизиологических) исследований, а также более детального анализа состояния некоторых функций, дефектность которых можно предполагать на основе первичных данных (например, наличие локальной патологии слуха, зрения, речи).

В клинической и психологической практике широко используются различные наборы диагностических методик, тем не менее, для большинства из них не установлены критерии, которые позволяли бы провести не только дифференциацию внутри ЗПР, но и надежно отграничить эту аномалию от психических нарушений иной этиологии и патогенеза.

Всем перечисленным требованиям отвечает методика Зинченко П.И., опубликованная в кн. «Непроизвольное запоминание» под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова в 1996 г.

 

2.2. Условия проведения эксперимента.

 

Эксперимент проводился в специальной школе. Для всех детей были составлены карты обследования (См. Приложение № 1). В карты входили сведения о ребенка, характеристика его состояния, длительность посещения коррекционного класса. В эксперименте приняли участие 18 детей.

Мы изучали особенности произвольного и непроизвольного запоминания, осуществляющегося в условии выполнения задачи понять содержание текста, опираясь на оригинальную диагностическую методику, предложенную П.И.Зинченко. Объектом исследования были выбраны мальчики и девочки 7-8 лет коррекционной школы №1 города Москвы специализированного класса VII вида.

Эксперимент проводился в специальном кабинете, в индивидуальной форме.

Мы пытались максимально приблизить исследование к условиям учебной работы школьников, с целью снизить эффект вмешательства в психическое развитие ребенка.

Работа проводилась в два этапа:

1).изучение непроизвольного запоминания;

2).изучение закономерностей произвольного запоминания.

На первом этапе детям предлагалось два текста и давалось задание выбрать один из них для учебника по чтению.

Первый текст был сложен для понимания, второй – доступен детям данного возраста. Оба текста предлагалось прочитать три раза, но установка на запоминание не давалась. После прочтения второй текст предлагалось воспроизвести письменно. На втором этапе предлагался третий текст, который был несколько сложнее второго. Детям предлагалось прочитать текст с установкой на дальнейшее воспроизведение. Обработка результатов осуществлялась согласно методике П.И.Зинченко[28], т.е. все тексты для обработки были разделены на смысловые единицы.

В зависимости от степени полноты и правильности воспроизведённого материала все пересказы разбиваются на четыре группы:

Первая группа – полные и правильные по содержанию пересказы, лучшие среди воспроизведённых.

Вторая группа – пересказы схематичны, со значительными пропусками, иногда нарушающими связность и последовательность рассказа, но не искажающие его содержания.

Третья группа – пересказы с искажениями содержания текста, показывающими, что основное содержание рассказа учеником не понято.

Четвёртая группа – пересказы, складывающиеся из нескольких фраз, по существу не представляющих собой подлинного пересказа[29].

Наш вариант не отличался от предложенного П.И. Зинченко содержания текстового материала, специально подобранного с учетом возможностей детей с задержкой психического развития.

При оценке непроизвольного запоминания: к первой группе не было отнесено ни одного ученика, ко второй группе – 29%, к третьей группе – 57%, к четвёртой группе – 14% учащихся.

При оценке произвольного запоминания: третья группа – 57%, четвёртая группа – 43% учащихся.

Графически это можно представить следующим образом:

Рис. 2.2.1. Результаты оценки произвольного запоминания.

Рис. 2.2.2. Результаты оценки непроизвольного запоминания

 

Результаты исследования можно представить в виде таблицы:

Таблица 2.2.1.

Результаты исследования.

Имя ребенка Описание ребенка при выполнении задания Уровень развития памяти
Олег Трудности в воспроизведении, вспоминании, написании текста низкий
Ваня Трудности с вниманием, усидчивостью средний
Дамир Гипермоторная активность Средний
Саша Трудности с вниманием, воспроизведением Низкий
Лена Трудности с восприятием материала Низкий
Алсу Трудности с усидчивостью, вниманием Средний
Лилия Гиперактивность Низкий
Оксана Апатия, вялость, нежелание включаться в работу Низкий
Оля Трудности с пониманием текста, задержка реакции Средний
Марина Трудности с написанием слов, ассоциативные разрывы в предложениях Средний
Сережа А. Нежелание работать, апатия Низкий
Сережа Н. Гиперактивность Низкий
Максим Гиперактивность, неусидчивость Низкий
Леня Трудности с вспоминанием, написанием слов Средний
Даша Негативизм, замкнутость Низкий
Алина Апатия, трудности с написанием слов Средний
Антон Излишнее фантазирование, придумывание несуществующих деталей в тексте Низкий
Катя Гиперактивность средний

 

Мы видим, что в группе детей с ЗПР не выявляется высокого уровня развития памяти. Средний уровень выявляется в 8 случаях, низкий – в 10 случаях.

Основные трудности детей при выполнении задания: гиперактивность, трудности с запоминанием и воспроизведением, нежелание участвовать в эксперименте.

Графически результаты можно представить следующим образом:

Рис. 2.2.3. Структурное соотношение детей с разными уровнями развития памяти.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: