Методика «Целенаправленный анализ числового ряда».




Методика направлена на изучение зависимости запоминания элементов материала от степени их включенности в деятельность человека (Г.С. Середа, Е.В. Соловьева) (Середа Г.К., Соловьева Е.В. К проблеме изучения специфических эффектов памяти с позиций системно-деятельностного подхода [Текст] // Вестник Харьковского университета. - № 200. Психология памяти и обучения. – Вып. 13. – Харьков, 1980. – С. 28 - 34.).

Высокая включенность некоторых элементов в деятельность достигается постановкой перед испытуемым специальных познавательных задач, для решения которых ему необходимо осуществить целенаправленный анализ этих элементов. Низкая же включенность остальных элементов материала в деятельность обеспечивается тем, что по отношению к ним перед испытуемым ставятся лишь вспомогательные, не имеющие самостоятельного значения задачи. Все элементы имеют практически одинаковые объективные (физические и семантические) характеристики и постоянно находятся в поле восприятия испытуемого, выступая в качестве необходимого условия выполнения заданных познавательных действий.

Экспериментальный материал: 2 ряда из 10 двузначных чисел:

1) 66 49 26 83 57 31 64 86 37 72

2) 29 62 54 31 66 43 24 47 58 36

Числа написаны на карточках черной тушью, расстояние между первым и последним числом приблизительно 16 – 18 см.

Эксперимент состоит из двух серий, которые проводятся с разными группами испытуемых. Первой группе испытуемых предъявляется 1-й ряд, второй группе – 2-й. Серии отличаются друг от друга содержанием элементов информации, по отношению к которым осуществляется целенаправленный анализ (т.е. тем, какие именно это числа) и месторасположением этих элементов в ряду (т.е. тем, на какой позиции: первой, второй и т.д. находятся выделяемые элементы). Учет обеих названных характеристик элементов важен для сопоставления их влияния на запоминание материала с влиянием основного исследуемого параметра – степени включенности их в целенаправленную деятельность.

В обеих сериях испытуемым предлагается, глядя на карточку, выполнять во внутренне-речевом плане ряд действий с числами. Задания предъявляются постепенно, по мере выполнения предыдущего.

Инструкция испытуемому: «Сейчас Вам будет предъявлен числовой ряд. Ваша задача – глядя на числа, выполнить ряд заданий, которые я вам назову. Эксперимент направлен на изучение умственной работоспособности. Задания старайтесь выполнять четко и без ошибок. Ответы давайте кратко и только те, которые соответствуют вопросу. Первое задание: не называя вслух и не показывая пальцем, выделите, пожалуйста, два самых больших числа в ряду и мысленно отметьте их (в первом ряду выделяются числа 83 и 86). Второе задание: теперь найдите два самых маленьких числа в ряду (выделяются числа 26 и 31). Третье задание: сравните, пожалуйста, расстояния в сантиметрах между двумя наибольшими и двумя наименьшими числами и скажите, - какое из них длиннее (расстояние между 26 и 31 три сантиметра, а между 83 и 86 расстояние четыре сантиметра, краткий ответ «между наибольшими»). Четвертое задание: определите, какая разность, - между наибольшими или наименьшими числами – больше по абсолютной величине и ответ дайте краткий (разность 31 – 26 больше, чем разность 86 – 83, поэтому ответ «между наименьшими»). Последнее задание: определите, есть ли в предъявленном ряду числа, образованные перестановкой цифр, входящих в два наибольших и два наименьших числа, например, если одно число АБ, а другое БА; оно состоит из тех же цифр, только в обратном порядке. Последовательно проверив ряд в отношении каждого из выделенных чисел, сообщите только конечный результат – сколько в ряду таких чисел: одно, два и т.д. или нет совсем».

В процессе такого целенаправленного анализа числового ряда непосредственно включенными в деятельность оказываются четыре числа (в первом ряду: 83, 86, 26, 31); именно они выступают основными объектами деятельности испытуемого. Остальные же шесть чисел оказываются в меньшей степени включенными в его деятельность, по отношению к ним осуществляется лишь вспомогательный анализ. При этом они обязательно выступают объектами внимания испытуемого (определяется их величина в сравнении с другими числами и их цифровой состав), но не фиксируются в качестве объектов, соответствующих цели деятельности(т.е. не являются конечным результатом выполнения какого-либо из предложенных заданий). Через 10-15 секунд после ответа на последнее задание испытуемому предлагается воспроизвести числовой ряд: «А теперь вспомните и запишите, пожалуйста, все числа, которые были на карточке. Числа можно записывать в любом порядке. Постарайтесь вспомнить как можно больше чисел».

Эксперимент проводится индивидуально. При обработке результатов определяется доля в процентах: а) правильно воспроизведенных чисел, непосредственно включенных в деятельность испытуемых, и б) доля правильно воспроизведенных остальных чисел (например, если из четырех непосредственно включенных в деятельность чисел воспроизведены 3, а из остальных шести – 2, то доля равна соответственно 75% и 33%).

Результаты, полученные при выполнении аналогичных заданий, свидетельствуют о том, что эффективность запоминания чисел, непосредственно включенных в деятельность, составляет 75 – 100%, а эффективность запоминания непосредственно не включенных в деятельность чисел – 0 – 33%. Сопоставление между собой результатов первой и второй серий эксперимента показывает, что основным фактором, детерминирующим запоминание элементов материала, является именно степень их включенности в деятельность, а не особенности их содержания или местоположения в ряду.

Таким образом, наиболее эффективно запоминаются те части материала, которые выделяются в нем в результате его целенаправленного анализа, выступает непосредственными объектами действий человека; другие же элементы, оставшиеся вне такого анализа, запоминаются неэффективно.

Данная методика на эмпирическом уровне реализует деятельностный подход к пониманию и изучению памяти.

 

66 49 26 83 57 31 64 86 37 72

 

29 62 54 31 66 43 24 47 58 36

 

 

«Сейчас Вам будет предъявлен числовой ряд. Ваша задача – глядя на числа, выполнить ряд заданий, которые я вам назову. Эксперимент направлен на изучение умственной работоспособности. Задания старайтесь выполнять четко и без ошибок. Ответы давайте кратко и только те, которые соответствуют вопросу.

Первое задание: не называя вслух и не показывая пальцем, выделите, пожалуйста, два самых больших числа в ряду и мысленно отметьте их (в первом ряду выделяются числа 83 и 86). Второе задание: теперь найдите два самых маленьких числа в ряду (выделяются числа 26 и 31). Третье задание: сравните, пожалуйста, расстояния в сантиметрах между двумя наибольшими и двумя наименьшими числами и скажите, - какое из них длиннее (расстояние между 26 и 31 три сантиметра, а между 83 и 86 расстояние четыре сантиметра, краткий ответ «между наибольшими»).

Четвертое задание: определите, какая разность, - между наибольшими или наименьшими числами – больше по абсолютной величине и ответ дайте краткий (разность 31 – 26 больше, чем разность 86 – 83, поэтому ответ «между наименьшими»).

Последнее задание: определите, есть ли в предъявленном ряду числа, образованные перестановкой цифр, входящих в два наибольших и два наименьших числа, например, если одно число АБ, а другое БА; оно состоит из тех же цифр, только в обратном порядке. Последовательно проверив ряд в отношении каждого из выделенных чисел, сообщите только конечный результат – сколько в ряду таких чисел: одно, два и т.д. или нет совсем».

Через 10-15 секунд после ответа на последнее задание испытуемому предлагается воспроизвести числовой ряд: «А теперь вспомните и запишите, пожалуйста, все числа, которые были на карточке. Числа можно записывать в любом порядке. Постарайтесь вспомнить как можно больше чисел».

наиболее эффективно запоминаются те части материала, которые выделяются в нем в результате его целенаправленного анализа, выступает непосредственными объектами действий человека; другие же элементы, оставшиеся вне такого анализа, запоминаются неэффективно.

Данная методика на эмпирическом уровне реализует деятельностный подход к пониманию и изучению памяти.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: