Анализ полученных результатов




 

Анализ результатов задания 1.

 

Таблица 1. Результаты исследования восприятия и дифференциация изолированных звуков.

Имя испытуемого Звуки
  с ш л т
Вадим Флажок на звук «з» Флажок на «ж», «ш», «щ» Правильно или никак Флажок и на «ц» и на «т»
Катя Флажок на звук «з» Флажок «щ», «с», «ч» Флажок на «р» и на «л» Флажок на «ц», «т», «ч»
Никита Флажок на звук «с», «з» Флажок на «ж» Флажок на «р» Флажок на «ц», «т», «ч»
Лера Флажок на звук «з» Флажок на «з» Флажок на «р» и на «л» Флажок на «т» и на «д»
Оля Флажок на «с», «з» и «ц» Флажок на «ш» Флажок на «р» и на «л» Флажок на «д»
Паша Флажок на «с», «ц» Флажок «щ», «с», «ш» Флажок на «л» Флажок на «т»
Егор Флажок на «з» и «с» Флажок «щ», «ж», «ш» Флажок на «р» Флажок на «т», «д»
Марина Флажок на «з» Флажок «щ», «ч», «ш» Флажок на «л» Флажок на «д»
Матвей Флажок на «с», «з» и «ц» Флажок «щ», «ж», «ш» Флажок на «л» Флажок на «т»
Наташа Флажок на «з» и «с» Флажок «щ», «ш» Флажок на «р» и на «л» Флажок на «т»

 

В ходе проведения первого задания были получены следующие результаты:

,5% детей имеют нарушение восприятия тех звуков которые заменяются или смешиваются у них в речи.

,5 % детей имеют нарушение фонематического восприятия не только тех звуков которые заменяются и смешиваются в речи, но и тех которые в речи присутствуют, и произносятся правильно как изолировано так и в речевом потоке.

Анализ результатов задания 2.

Вадим: нарушено восприятие цепочек слогов содержащих звуки отсутствующие в речи и их заменители - сы-зы-зы, ся-зя-ся, ца-та-та, ту-цу-ту, цу-ту-ца, ла-лу-ра; а также цепочек содержащих смешиваемые звуки- ся-щя-ся, жи-жи-ши, шо-шо-жо, жу-шу-жу.

Катя А. испытывала затруднения при восприятии цепочек слогов содержащих отсутствующий звук и его заменитель- ца-та-та, ту-цу-ту,цу-ту-ца, ра-ла-ро, ла-лу-ра, ру-ла-ра, са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся.

Лера: проблема с восприятием ряда слогов чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи. Звук щ девочка воспринимает как ш(отсутствующий в цепочке) и как щ, поднимая флажок и на тот и на другой. На звук ч поднимает флажок не всегда.

Никита: испытывал трудности только в цепочках содержащих отсутствующие звуки и их заменители это цепочки содержащие ц-т, ж-з, б-п, в-ф и цепочка содержащая звук ч который мальчик не всегда воспринимал на слух.

Оля: ошибки при восприятии цепочек содержащих звуки з и ц(отсутствующие в речи) а также звук с являющийся их заменителем - су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся, ца-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-сы; звуки р и л, г и к (являющиеся заменителями) - ра-ла-ро, ла-лу-ра, ру-ла-ра, го-ку-га, ка-га-ко, га-га-ка.

Паша: затруднения при восприятии цепочек слогов содержащих одновременно звуки ц, з и с (их заменитель), г и к(заменитель). Испытывал трудности при восприятии цепочек слогов содержащих звуки с, ш, щ(в речи не нарушаются)- са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся. В цепочке чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи испытывал затруднения при восприятии звука ч, просил повторить вслушивался, но с заданием справился, а звук щ определял как звук ш и как звук щ.

Егор: ошибки в слоговых цепочках содержащих заменяемый звук и заменитель- д и т, р и л, а также звуки ш, ж, щ которые смешивает в речи - то-ду-ты, до-ту-та, жи-жи-ши, ра-ла-ро и т.д. кроме этого испытывал затруднения в восприятии слоговой цепочки ца-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-сы пропуская звуки при просьбе поднять флажок на звук ц и поднимая флажок на звук ц при просьбе поднять флажок на звук т(заменитель), кроме этого нарушено восприятие з и с которые в речи не нарушены в ряду су-цу,сы-зы-зы, ся-зя-ся воспринимает звук з как парный глухой с.

Марина: затруднения как в восприятии слоговых цепочек содержащих звуки р, д, з и их заменители л, т, с, так и в восприятии слоговых цепочек содержащих пары б-п, в-ф и звуки ш, щ, ч- чу-щу, ча-ча-ща, щи- щи-чи и т.д. которые в речи не нарушены, при этом отмечается нестойкость восприятия звук ч она может воспринимать и как ш и как щ, и как ч всегда по разному, то же самое со звуками ш и щ.

Матвей: затруднения при восприятии слоговых цепочек, содержащих звуки ц и з и их заменитель с- су-цу, сы-зы-зы, са-зя-ся, ца-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-цы, звуки г и к(заменитель) а также звуки ш, щ, ж которые в речевом потоке не нарушаются - жи-жи-ши, шо-шо-жо и т.д. при этом звук щ воспринимает как звук ш.

Наташа: затруднения в восприятии слоговых цепочек содержащих звуки б-п и т-д, которые в речевом потоке не нарушаются - па- бо-пы, бо-бо-по, ба-по-бы, то-ду-ты, до-ту-та, ту-да-до.

При проведении второго задания:

,5% детей неправильно воспринимают только те звуки, которые отсутствуют или заменяются в устной речи.

,5 % детей испытывали трудности не только в восприятии нарушенных звуков, но и тех которые имеются в их речи. Кроме этих звуков оказалось нарушенным

Анализ результатов задания 3.

При анализе результатов третьего задания (исследование дифференциации слов квазимонимов) было выявлено, что 100% детей испытывают затруднения при дифференциации слов в состав которых входит звук отсутствующий в речи со словами с звуком заместителем при этом картинки в названия которых входят эти звуки отбираются детьми при произнесении логопедом любого из этих звуков. Исключение составляют Паша Ж который заменяя звук л на мягкий ль, Вадим который заменяя п на б картинки отбирают верно и Оля и Егор которые верно дифференцируют звуки р и л когда они находятся в начале слова (ложки - рожки, лак -рак, лис - рис). Не меньшую трудность представляла дифференциация звуков смешиваемых в речи, здесь также наблюдалось большое количество ошибок. Кроме этого дети испытывали затруднения при дифференциации слов содержащих аффрикаты, даже если эти звуки присутствовали в их речи: Вадим - кочка-кошка; Катя (кочка-кошка, лиса - лица); Никита - не нашел картинки лица, лучи, кочка; Паша - не смог найти лучи, кочка; Егор не нашел - картинки к словам цапля, лица, Марина - лужи -лучи; Матвей - лужи-лучи. Кроме трудностей в восприятии слов квазимонимов содержащих отсутствующие в речи звуки и их заменители, а также смешиваемые звуки некоторые дети испытывали затруднения при восприятии слов содержащих правильно произносимые ими звуки; Вадим (кочка - не мог определить наличие звука ч), Оля (том-дом, бочка-почка, тачка-дачка, трава-дрова), Паша (миска -мишка, вещи - весы, крыса-крыша), Егор (зуб-суп, коза-коса, вещи- весы), Марина (бочка-почка, кошка- кочка, сабля- цапля, лужи-лучи), Матвей (ужи-уши, козы-кожи, лужи-лучи, крыса -крыша, весы- вещи). Следует отметить что, в целом данное задание детям доступно т.к. с дифференциацией других слов (различных для каждого) дети справлялись без особых проблем. В процессе работы над словами содержащими нарушенные звуки долго думали, иногда просили повторить, но как правило давали неверный ответ.

Анализ результатов задания 4.

 

Таблица 2. Результат исследования дифференциации и восприятия звуков в словах.

Имя испытуемого Картинки
  Звуки
Вадим з ц л ж
  зуб, замок, коза, звезда, забор, газета, глаза, сани, сова, собака, нос; цепь, курица, палец, огурец, цапля, рукавица, стол, палатка, бутылка; лимон, лапа, глаза, малина, голова; пожарник, ящик, камыш, карандаш, жук, ножик, абажур, пижама, клещи;
Катя ц р ч ш
  пастух, курица, цепь, огурец, цапля, рукавица, топор, туфли, петух; забор, груша, пожарник, курица, палец, бублик, лапа, пила, баран; цапля, чулок, очки, ключи, чучело, туфли, палатка; собака, сосна, колесо, пастух, шапка, кошка, школа, камыш, груша, щетка, ящик, клещи, сова, шкаф.
Никита т ж б в
  пастух, стул, самолет, цепь, курица, рукавица, очки, ключ, щетка, стол, палатка, топор, туфли; зуб, замок, коза, звезда, забор, жук, ножик, пожарник, пижама; бабочка, бублик, барабан, яблоко, зуб, лапа, пила, палатка, прачечная; дрова, ванна, кофта, фонарь, шкаф, провод, брови, воробей, вода, двойка, корова, сова.
Лера з ч ц ш
  зуб, замок, коза, звезда, забор, газета, глаза, сани, сова, собака, нос; цапля, чулок, очки, ключи, чучело, туфли, палатка; цепь, палец, курица, огурец, цапля, стол, палатка, бутылка; собака, сосна, колесо, пастух, шапка, кошка, школа, шмель, груша, щетка, ящик, клещи, сова, шкаф.
Оля с л г п
  собака, нос, колесо, стол, самолет, зуб, замок, коза, звезда, забор, газета, стул, цепь, курица, палец, пастух, сова, сани; лапа, пила, стол, палатка, бутылка, воробей, провод, лимон, малина, мухомор, баран; колесо, коза, газета, груша, огурец, карандаш, ключ, клещи; палатка, провод, брови, петух, воробей, пила, лапа, бублик, барабан, палец;
Паша с к ш
  собака, сосна, колеса, палец, пастух, стул, замок, звезда, цепь, курица, зуб, огурец, сани; корова, книга, кофта, глаза, школа, карандаш, нога, коза; кошка, шапка, мышь, шмель, груша, ящик, ящерица, пещера.
Егор т р з ж
  самолет, стул, цепь, курица, цапля, дыня, двойка, дрова, стол, палатка, топор, туфли; забор, огурец, рукавица, чулок, пещера, глаза, стол, рука, топор; собака, колесо, зуб, замок, коза, звезда, газета, сова; жук, ножи, пижама, шмель, клещи, ящерица, пещера, пожарник, абажур.
Марина л т с б
  мухомор, палатка, лапа, топор, глаза, иголка, рука, школа, пила, голова, воробей, лимон; туфли, петух, кофта, провод, дрова, двойка, стол, топор, карандаш; собака, сосна, нос, пастух, стул, зуб, замок, коза, паровоз, забор, газета, сова; баран, петух, брови, провод, бутылка, лапа, бублик, барабан;
Матвей ж к с
  ящик, груша, кошка, пожарник, пижама, ножик, жук, камыш. клещи, колесо, коза, газета, курица, чулок, очки, клещи, иголка, нога; собака, сосна, зуб, замок, коза, звезда, забор, цепь, палец, цапля, стул, самолет, пастух, нос, колесо;
Наташа д в щ
  дом, дрова, туфли, петух, дыня, двойка, провод ванна, шкаф, туфли, кофта, воробей, ива, сова, голова; щетка, клещи, чулок, пещера, ящерица, кошка, камыш.

 


Вадим: из общего количества картинок 40% оказалось ошибочным. При отборе картинок на другие звуки Вадим ошибок не допускал. Уверено находит заданный звук в начале и конце слова, а при нахождении звука в середине слова испытывает незначительные затруднения.

Катя: из отобранных картинок 40,8% оказались ошибочными. Уверено определяет положение звука в начале и конце слова, в середине испытывает затруднения.

Никита: допускает ошибки только при отборе слов отсутствующих или смешиваемых в речи и их заменителей, ошибочно отобрал 42% картинок. Уверенно выделяет звук в начале слова, а в конце и середине испытывает затруднения.

Лера: из отобранных картинок 43% оказались ошибочными. Уверено находит заданный звук в начале и конце слова, а при нахождении звука в середине слова испытывает незначительные затруднения.

Оля: испытывает затруднения при выборе картинок не только на звуки отсутствующие в ее речи, но и на некоторые другие дифференцируемые по звонкости. Из отобранных ею картинок 46,3% били ошибочными. Девочка может выделять звук, только если он стоит в начале слова.

Паша: нарушения восприятия звуков ц, з, г которые он заменяет в речи нарушено восприятие ш и щ, а вот восприятие звука л который он заменяет на ль оказалось в норме. В целом он ошибочно отобрал 37,6 % картинок. Может выделять звук из начала, конца и середины слова.

Егор: 44,6% картинок было отобрано ошибочно. Уверено выделяет звук из начала и конца слова.

Марина: неуверенно дифференцирует не только те звуки, которые нарушены в произношении, но и почти всю группу звонких и глухих согласных. 48,7% картинок отобранных были ошибочными.

Матвей: 41% картинок был отобран ошибочно. Матвей уверенно выделяет звук в начале и конце слова.

Наташа: 50% картинок было отобрано неверно. Кроме этого она испытывает затруднения даже при выделении звука из начала слова на вопрос «На какой звук начинается слово собака?» отвечает:-«са».

Анализ результатов задания 5.

Анализ результатов.

% детей не могут отличить правильное произношение от нарушенного в том случае если логопед имитирует нарушение звукопроизношения характерное для данного ребенка.

В 20% случаев дети могут отличить правильное произношение от произношения соответствующего нарушению восприятия звуков характерных для данного ребенка.

В 65% случаев дети могли отличить правильное произношение от дефектного в том случае если логопед имитировал дефект отличный от их собственного и в 100% в случаях с правильно произносимыми и воспринимаемыми ими звуками.

 

Рекомендации

 

Нарушение произношения звуков при аккустико-фонематической дислалии неразрывно связано с недоразвитием у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты. Признаком фонематического недоразвития у детей данной категории является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими акустическими признаками.

Я считаю, что ребенку, испытывающему трудности в чтении, лучше предложить на время отвлечься от этого «нудного» занятия и вместо этого заняться забавными упражнениями со словесным материалом; выполнение этих упражнений приведет к формированию у него целого ряда важных операций, лежащих в основе чтения; овладев ими, ребенок впоследствии зачитает гораздо лучше.

Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста - квалифицированного логопеда.

Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов.

На первых этапах работа идет в основном устная: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка.

Лучше всего занятия проводить с группой из 3-4 детей, испытывающих трудности в чтении, в форме веселых соревнований: кто правильнее и успешнее выполнит задание? Желательно проводить их ежедневно, допустимы также варианты через день и два раза в день. Максимальная продолжительность занятия - 30 мин, минимальная - 5-10 мин. [9, 112-115]

Чтение строчек наоборот по буквам. Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова (прогнозирование при этом полностью исключается), создает в речедвигательной системе установку на непривычные, неожиданные сочетания звуков и тормозит «всплывание» привычных штампов, формирует произвольность регуляции движений глаз, а также создает предпосылки для устранения достаточно распространенных ошибок «зеркального» чтения (когда, например, слово шар читается как раш и ребенок не замечает ошибки.

Чтение только второй половины слов. При чтении игнорируется первая половина каждого слова и озвучивается только последняя; для данного названия: -ние -лько -рой -вины -ов; мысленная линия раздела проходит примерно посередине слова, абсолютная точность необязательна. Это упражнение акцентирует для ребенка конец слова как существенную его часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало, и формирует навык побуквенного его анализа. Она приводит к резкому уменьшению исключительно распространенных ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями.

Чтение пунктирно написанных слов. Предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а с отсутствием некоторых их частей, однако так, чтобы сохранялась однозначность их прочтения. Ребенку говорится, что на древнем папирусе были написаны важные для всех сведения, однако со временем папирус обветшал и написанные слова частично разрушились; необходимо наперекор этому нарушению все-таки извлечь из них смысл. Степень разрушения букв с каждым разом постепенно увеличивается. Это упражнение закрепляет в памяти ребенка целостные зрительные образы букв и их сочетаний, развивает и совершенствует вторичную зону затылочной коры левого полушария (18 и 19-е поля Бродмана), нормальное функционирование которой является нейропсихологической основой восприятия вербального материала.[15, 10-26]

Чтение строчек с прикрытой верхней половиной. Чистый лист накладывается на текст так, чтоб верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать надо только по нижним частям букв. После того как первая строчка прочтена, чистый лист сдвигается вниз, прикрывая верхнюю половину второй строчки, и т.д. Это упражнение формирует сильную игровую мотивацию, требующую быстрого прочтения, беглого схватывания сразу нескольких слов (успеть прочитать нижнюю строку во что бы то ни стало, пока она открыта), а также чтения не вслух, а про себя (так как это надо скрыть), а в случае неудачи задает внешние опоры (видимые нижние части букв), по которым можно уточнить не полностью увиденное или исправить неверно прочтенное слово. Это упражнение также чрезвычайно важно для формирования словесно-логической памяти (ее объема, поскольку необходимо удерживать сразу несколько слов, ее прочности, так как удержанное надо сохранять несколько секунд, и ее устойчивости к интерференции - такое удержание надо совмещать с чтением другой строчки).

Поиск в тексте заданных слов. Задаются одно-три слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы эти слова встречались в тексте по нескольку раз. Отыскав их, ребенок может их подчеркнуть или обвести кружком. Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска, а также развивает словесную память и улучшает ее устойчивость к интерференции.

Восполнение пропусков слов в предложении с подсказкой некоторых их букв. Здесь пропущенное слово подсказывается несколькими буквами, однозначно его определяющими, например: Никогда еще королева так не кричала, не была такой се_д_т_й. Это упражнение развивает способность одновременно сочетать выдвижение смысловых гипотез о читаемом слове с его строгим побуквенным анализом.[18, 94-98]

Чтение текста через слово. Читать следует не как обычно, о перескакивая через каждое второе слово. Это упражнение, во-первых, вносит разнообразие, оживление в ставший для ребенка скучным процесс чтения, во-вторых, создает у него ощущение быстроты, возросшей скорости чтения, что очень важно для укрепления его веры в себя, в-третьих, усиливает произвольное внимание в процессе чтения из-за необходимости дополнительно к чтению регулировать выбор читаемых слов и, в-четвертых, способствует развитию глазодвигательной активности ребенка благодаря постоянному чередованию быстрых и медленных движений глаз.

Быстрое многократное произнесение предложений. Ребенку дается предложение или строфа стихотворения и рекомендуется много раз подряд произносить ее вслух, без пауз и как можно быстрее. С группой детей устраивают соревнования так: каждый ребенок должен 10 раз быстро произнести вслух заданное предложение, и по часам с секундной стрелкой засекается потраченное на это время. Побеждает тот, кто уложится за наименьшее время. Подчеркнем, что во всех случаях важно соблюдать четкость произнесения всех слов, не допуская скороговорок со скомканными окончаниями. Это упражнение развивает и тренирует речедвигательные операции чтения, формирует возможность их гладкого, безупречного протекания в быстром темпе, что резко снижает количество ошибок чтения, вызванных запинками и сбоями артикулирования.

 


Заключение

 

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких “умненьких”, но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют к детскому психиатру. Диагноз - дислексия.

Для таких детей важна эмоциональная окраска событий. Не что сказать, а как сказать. Поэтому они часто пропускают в речи слова, а при чтении вслух - целые абзацы. Им хочется понять суть явления, поэтому к выполнению задания они подступают медленно и задают множество уточняющих вопросов. В силу своего развитого воображения они быстрее улавливают общее, упуская детали. Поэтому им иногда трудно описать словами устройство предмета. Там, где обычные дети быстро находят нужный вариант, дислектик ищет несколько вариантов решения.

Стойкое нарушение чтения называется дислексией, письма - дисграфией. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

Дефекты звукопроизношения у детей при аккустико-фонематической форме дислалии обусловлены недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка отмечаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками. В результате надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения у детей. При этой форме дети с трудом различают звуки из-за недостаточной дифференциальной способности коркового окончания слухового анализатора.[25, 81-90]

В основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме. Система фонем оказывается у ребенка не полностью сформированной (редуцированной) по своему составу. Ребенок не опознает тот или другой акустическический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности большинства признаков. Это приводит к неправильному восприятию слов. Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему.

Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение.

 


Список литературы

 

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М.: Ось-89, 2005 г. - 229 с.

. Баль Н.Н. Обследование чтения и письма у младших школьников/ Мн., 2001, - 173 с.

. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. - М.: Просвещение, 2007 г. - 176 с.

. Борисенко И.В. Методические уроки К.Д. Ушинского.// Начальная школа. - 2004 г. - №3, - 12-19 с.

. Волкова Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей. - М: Сайма, 2003 г. - 300 с.

. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2001 г. - 480 с.

. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. - М.: Акцидент, 2005 г. - 64с.

. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДУ. - СПб.: Пресс, 2000 г. - 232 с.

. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. - М.: Мозаика-Синтез, 2000 г. - 260 с.

. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2001 г. - 160 с.

. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. - М., 2004 г. - 230 с.

. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. - М., 2000 г. - 320 с.

. Завгородняя А.С., Никулина Е.А. Некоторые вопросы обучения детей дошкольного возраста с ОНР // Недоразвитие и утрата речи. М., 2005 г. - 56 с.

. Зайдман И.Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников.// Начальная школа. - 2003. - №6 - с. 5-14.

. Казанская В.Л. Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия.// Дефектология №5. - 2002 г. - 106 с.

. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. - М., 2008 г. - 168 с.

. Климов Г.А. Фонема и морфема. - М.: Просвещение, 2007 г. - 188 с.

. Лалаева Р.И. Формирование правильной речи у дошкольников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 г. - 224 с.

. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб.: Союз, 2003 г. - 280 с.

. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. - М.: МГУ, 2005 г. - 253 с.

. Максаков А.И. Восприятие детьми дефектов произношения в своей и чужой речи: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2000 г. - 19 с.

. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младем школьном возрасте. // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 2006 г. - Т.3. -44-52 с.

. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006 г. - 128 с.

. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников - М, 2001 г. - 180 с.

. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М., 2007 г. - 190 с.

. Флоренская Ю.А. Избранные работы по логопедии. - М.: Астрель, 2007 г. - 224 с.

. Хватцев М.Е. Логопедия. М.: АСТ, 2005 г. - 258 с.

. Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. СПб.: Дельта, 2004 г. - 150 с.

. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М., - 2007 г. - 433 с.

. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Знание, 2007 г. - 450 с.

 


Приложение 1

 

задание.

Материалом для обследования служат ряды произносимых логопедом изолированных звуков:

Н, п, с, д, з, ш, ч, в, с, ж, ц, т, ф Л, к, ш, р, м, с, щ, ш, л, ч, р, м

Б, г, ч, м, л, н, к, р, п, р, д, л, т Ш, х, с, т, ж, щ, з, ш, ч, п, м, ш

 


Приложение 2

 

задание.

 

Са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся Зу-жу, за-жа-зя, зо-жо-зо

Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся Ца-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-сы

Жи-жи-ши, шо-шо-жо, жу-шу-жу Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи

Па-бо-пы, бо-бо-по, ба-по-бы Го-ку-га, ка-га-ко, га-га-ка

То-ду-ты, до-ту-та, ту-да-до Фо-ву -фы, вы-фо-ву, фу-фо-ва

Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла Ца-та-та, ту-цу-ту, цу-ту-ца

 


Приложение 3

 

задание.

Крыша - крыса, ужи- усы, жук- сук, нос- нож, мишка - миска, вещи- весы, лак- рак, игра, игла, лис- рис, ложки- рожки, колобок - коробок, юла - Юра, лиса - лица, коза - коса, кочка -кошка, сабля - цапля, лужи - лучи, ужи - уши, бак-мак, ком-дом, козы- кожи, зуб-суп, том-дом, тачка-дачка, трава-дрова, бочка- почка.

 


Приложение 4

чтение младший школьник речевое развитие

4 задание.

 

Материалом обследования служат разнообразные картинки с изображениями предметов: собака, сосна, колесо, нос, пастух, стул, самолет; зуб, замок, коза, звезда, паровоз, забор, газета; шапка, кошка, мышь, школа, камыш, шмель, груша, жук, ножик, пижама, абажур, пожарник, цепь, курица, палец, огурец, цапля, рукавица, чулок, очки, ключ, чучело, прачечная, щетка, ящик, клещи, ящерица, пещера; собака, зубы, яблоко, бабочка, бублик, барабан, дом, вода, дыня, двойка, карандаш, голова, нога, глаза, иголка, бумага, ива, сова, корова, дрова, лапа, пила, стол, палатка, бутылка; рука, топор, воробей, брови, провод, лимон, дом, малина, мухомор, нож, сани, баран, ванна, книга, кофта, фонарь, шкаф, муха, петух, туфли.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: