Тема № 9. Особенности и основные этапы развития журналистики России в XX веке




Двадцатый век внес существенные перемены в содержание журналистики – к печатным масс-медиа присоединились электронные.

Буржуазно-демократическая революция 1905 г. вызвала острый интерес населения к политическим темам и существенно изменила систему средств массовой информации. Царским Манифестом от 17 октября 1905 г. было объявлено о свободе слова, разрешена политическая полемика в газетах (запрещены были только призывы к ниспровержению государственного строя насильственным путем, а также разжигание религиозной и национальной вражды). С гласностью стали возникать политические партии, из подполья вышли социал-демократические, эсеровские газеты и журналы партий народных социалистов, «народной свободы», трудовиков, промышленников, кадетов и т.д. Это были новые типы изданий: газеты-манифесты, газеты-призывы, дискуссионные листки. Благодаря партийным, профсоюзным, молодежным, сатирическим газетам число периодических изданий с 1900 по 1906 гг. возросло с 1002 до 1797. (Но через год, в 1907 г., количество изданий сократилось до 1542 – сказались меры правительства по стабилизации общества, введение судебной ответственности за подстрекание к разрушению государственности.)

1909 – 1913 гг. были периодом цивилизованной гласности и расцвета российской прессы. В стране действовала Конституция, работал парламент, права цензуры ограничивались законом. К 1913 г. система российской прессы насчитывала почти 3 тыс. названий, а к 1918 – почти 4 тыс.

В то же время рост числа изданий обуславливается во многом стремлением получить приличные доходы, т.к. издательская предприимчивость ничем не отличалась от других видов коммерческих предприятий.

Годовой тираж московских газет к 1917 г. превышал 450 млн. экз., в Петербурге выпускалось полторы сотни газет и более 400 журналов. В этом отношении Россия перестала уступать старым газетным державам – Англии, Франции, Германии.

После Февральской революции господствующее положение в буржуазной прессе получила кадетская печать. Более 150 газет издавали мелкобуржуазные партии: меньшевики, эсеры, трудовики, анархисты.

После Октября 1917 г. развитие прессы было остановлено. Образование на II съезде Советов новой государственной власти вызвало яростную критику со стороны оппозиционной прессы, что повлекло за собой ответные меры: большинство крупных буржуазных газет было закрыто. Совет Народных Комиссаров 27 октября 1917 г. принял Декрет о печати, которым немедленному закрытию подлежали газеты и журналы, призывающие к открытому сопротивлению или неповиновению правительству; сеющие смуту путем клеветнического извращения фактов; призывающие к деяниям уголовно наказуемого характера. В стране осталась лишь печать, подотчетная большевистской партии.

Декретом было обещано, что «как только новый порядок упрочится, то для печати будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом…». Ждать этого пришлось 73 года.

Главную задачу в сфере журналистской работы большевики видели в разъяснении населению преимуществ нового политического строя. Налаживание в короткий срок большой сети периодических печатных изданий помогло решению этой задачи. Уже в начале 1918 г. в стране на смену дореволюционным СМИ пришли 884 газеты и 753 журнала, а год спустя общее число газет достигло почти 1000 наименований. Это происходило в нелегких условиях становления печати, издательского дела, острой нехватки журналистских кадров, недостатка опыта повседневной редакционной работы.

Вслед за партийными, комсомольскими, советскими и профсоюзными изданиями появляются крестьянская, военная, экономическая печать, издания на национальных языках, женская периодика, литературно-художественные и сатирические издания. Начали выходить такие центральные издания, как «Красная звезда» (1924), «Комсомольская правда» (1925), «Пионерская правда» (1925г.). В начале тридцатых годов на смену социально-классовому принципу дифференциации печати (закрепленному в названиях газет «Рабочий и пахарь», «Серп и молот», «Беднота» и т.д.) приходит территориально-отраслевой как стремление общества к социальной однородности; развивается система районных и многотиражных газет, учреждаются отраслевые средства массовой информации: «Сельскохозяйственная газета», «За пищевую индустрию», «Легкая индустрия» и др.

В годы Великой Отечественной войны, несмотря на сокращение количества периодических изданий, пресса сыграла огромную роль в борьбе с врагом. Фронтовые, армейские, дивизионные и другие военные газеты вселяли в бойцов веру в победу, звали на боевые подвиги. Большое значение имели партизанские и подпольные газеты и листовки, выпускавшиеся в оккупированных врагом районах.

Но и после войны в содержательном плане печать прославляла руководящую роль большевистской партии в жизни общества, показывала нового героя, готового принести себя в жертву ради коммунистического будущего, рассказывала о че­ловеке, чьи действия и помыслы направлены на процветание страны.

Журналистика формировалась в условиях тоталитаризма, основанного на идеях о принципиальной одномерности политической, экономической, социальной и духовной жизни общества, что предполагало существование лишь двух цветов — «черного» и «белого», наличие идейного врага и непременной веры в светлое «завтра». На тридцатые годы в СССР пришелся пик репрессий и террора, шли процессы над «врагами народа». Средства массовой информации не только рассказывали о ходе судебных заседаний, но и не скрывали своих оценок по поводу происходящего и людей, оказавшихся на скамье подсудимых. Читая обличительные коррес­понденции, советские люди задолго до вынесения судебного приговора уже не сомневались в «преступном замысле» обвиняемых. В период оттепели, наступившей после смерти И. В. Сталина в 1953 г., содержание прессы заметно изменилось: больше стало материалов с мест, появились новые темы, связанные с экономикой, преобразованием сельского хозяйства (освоением целинных и залежных земель), с жилищным строительством, журналисты анализировали и жизненные ситуации, злободневные проблемы стали обсуждаться за «круглым столом» редакции, на «деловом клубе» газеты. Начала преодолеваться информационная оторванность СМИ друг от друга после того, как созданный в 1957 г. Союз журналистов СССР стал проводить семинары по обмену опытом.

Семидесятые-восьмидесятые годы вошли в историю журналистики не только глубокими материалами публицистов, ставших известными всей стране (А. Аграновский, А. Ваксберг, В. Селюнин, О. Чайковская, Ю. Рост и др.), но и блестящей плеядой ученых, разрабатывающих различные аспекты теории и практики СМИ (А.Ф. Бережной, Е.А.Блажнов, В.М. Горохов, С.М. Гуревич, Я.Н. Засурский, В.И. Здоровега, В.Д.Пельт, Е.П. Прохоров, В.М. Теплюк, В.В. Ученова, М.С. Черепахов, В.А. Шандра, Ю. А. Шерковин, Ю. А. Шкондин и др.).

В условиях авторитаризма и однопартийности были установлены жесткий контроль над печатным словом, журналистскими кадрами и непререкаемая иерархия: подчиненность редакций средств массовой информации партийным комитетам, отделам пропаганды Обкома или ЦК КПСС.

В СССР функционировало ограниченное число центральных газет и телерадиокомпаний. Для выпуска центральных отраслевых газет, таких как «Социалистическая индустрия», «Сельская жизнь», «Советская культура», потребовались решения политбюро ЦК КПСС. В 70-е годы в Ленинграде выходили 90 фабрично-заводских и 22 вузовские многотиражки, В то же время пятимиллионный город издавал лишь три ежедневные газеты — «Ленинградскую правду», молодежную «Смену», «Вечерний Ленинград», а также «Ленинские искры» (для пионеров, трижды в неделю). В 80-е годы к ним добавился еженедельник «Строительный рабочий». XX век — век электроники. Но в городе многие годы были только одна телестудия и одна радиостанция — Ленинградское радио. Правда, широкое распрост­ранение получило местное радио — редакции радиовещания были организованы в каждом районе, на каждом крупном предприятии.

Жизнь советских (российских) средств массовой информации, долгое время зажатых в тисках жесткой политической цензуры, стала меняться с началом политической гласности. На первом этапе ее развития (1985-1987 гг.) возросло значение внутриполитических тем, что привело к росту политизированных публикаций. Появился особый тип журналистики, который отличался нетерпимостью к существующим порядкам и активной поддержкой новых политических и экономических движений. В то же время организационные основы и структуры собственности средств массовой информации еще не были затронуты.

На втором этапе изменений (1988-1989 гг.) на улицах стали продаваться многочисленные полуофициальные газеты «Народный фронт», «Набат», «Позиция», «Демократическая Россия» и др. Как правило, подобные издания существовали недолго, но их возникновение позволило множеству запретных тем выйти из подполья. Этот относительно недолгий период стал своего рода «звездным часом» самиздатовской прессы.

Изменившиеся общественные условия и внедрение частных форм собственности в экономике вызвали к жизни новые периодические издания.

Газеты стали первыми очагами рыночной экономики, если не считать полукустарных кооперативов, возникших на заре перестройки. Они одни из первых получили свободу в ценообразовании, возможность распоряжаться большей частью прибыли, пользоваться альтернативными методами сбыта газетной продукции.

В 1990-1991 гг. (третий этап) появились первые арендные, совместные предприятия и акционерные общества. Одновременно и средства массовой информации стали юридическими лицами и начали вести хозяйственную деятельность; в штатах многих редакций возникли должности коммерческого директора, рекламного агента, маркетолога.

Но правовую основу издания газет, журналов, радиостанций, независимых телекомпаний, информационных агентств заложил принятый 27 декабря 1991 г. закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», законодательно
закрепивший недопустимость цензуры и установивший регистрационный (а не разрешительный) принцип организации средств массовой информации. Еще 7 мая 1895 г. петербургский профессор А.С. Попов продемонстрировал созданным им прибор — первую в мире радиостанцию. В конце января 1920 г. радиотелефонный передатчик мощностью 300 ватт, сконструированный в нижегородской лаборатории, впервые передал, а Москва приняла по радио человеческую речь. В 1921 г. из Казани были доставлены в столицу изготовленные радиоспециалистами усилительные установки, громкоговоритель с рупором установили на балконе здания Моссовета, и первая речь, произнесенная у микрофона внутри здания, была слышна на улице. В середине 1922 г. в Москву из Нижнего Новгорода была привезена в то время самая мощная в мире 12-киловаттная станция, которая 12 сентября того же года передала в эфир первый большой радиоконцерт. В 1924 г. ра­диовещательные станции были построены в Ленинграде, Киеве, Нижнем Новгороде. В 1929 г. в СССР было уже 23 станции, в 1937 г. — 90. Г Российское телевидение прошло несколько этапов развития.

Первый этап (1900-1930 гг.) впечатляет динамикой — от научных опытов, изобретений и открытий русских ученых в области передачи изображения и звука на расстояние до появления регулярного телевизионного вещания; так, первую в мире электронно-лучевую трубку — основу для передачи и приема изображений — создал в 1910 г. профессор Петербургского университета Б. Л. Розинг.

Второй этап начался с первой опытной телепередачи, которую провел в 1931 г. Всесоюзный электромеханических институт совместно с Московским радиоузлом. Аппаратура тогда была несовершенна, но ученые продолжали исследования, и через три года прошла новая серия передач, которые проводились из студии после окончания программы радиовещания и длились всего по 30 минут. А в 1938 г. были построены первые телевизионные центры в Москве и Ленинграде. Развитие телевидения задержала война.

Первые массовые телепередачи начались в Москве в 1946 г., в Ленинграде — в 1948 г., в Киеве — в 1951 г., затем разворачивается строительство телецентров и в других городах. Период закончился в шестидесятые годы созданием системы центрального, республиканского и местного телевидения и возникновением массового вещания.

Третий этап (конец 1960-х — 1990-е гг.) массовое вещание стало многопрограммным. Появилось кабельное телевидение, которое увеличивает возможности локального вещания, уподобляясь специализированным газетам и журналам. Синтез телевидения и печати привел к возникновению телетекста, а объединение телевидения с компьютером — к невиданной области коммуникации — телематике, дающей возможность получать на экране любую информацию системы массового или группового вещания, индивидуальной трансляции.

Появление в эфире коммерческих телекомпаний, а также зарубежных телепрограмм определило начало четвертого периода в истории отечественного телевидения в 1990-х гг., когда вместе с распадом СССР начала разрушаться система прежнего централизованного государственного управления телевидением, возникает конкурентная борьба за телезрителя между различными телеканалами, между государственным, общественным и коммерческим вещанием.

Ни одно из средств массовой информации не имеет столь короткой и в то же время насыщенной истории. В основе этого лежат достижения в науке, технике, технологии и развитие новых форм товарно-денежных отношений.

Бросим взгляд на десятилетия истории российской-советской-российской журналистики XX века.

1901-1910 гг. В стране в 1901 г. выходит 1002 издания (70 ежедневных газет, 226 коммерческих), в 1908 — 2028, в 1909 г. — 2543 издания. Первые журналы для женщин — «Женский вестник» (1904, М. И.Покровская); «Дамский мир» (1906-1917, графиня А. 3. Муравьева), «Женщина» (1908, С. З.Богельман).

1911 -1920 гг. В 1913 г. в Петербурге выходит 628 изданий. В 1917 г. система российской прессы насчитывала 4700 названий. Выход в 1914 г. журнала «Работница».

1921 -1930 гг. В 1922 г. первый радиоконцерт. В 1929 г. в СССР выходит 955 газет.

1931-1940 гг. Социально-классовый принцип печати меняется на территориально-отраслевой. Развитие сети многотиражек.

1941-1950 гг. Преобладание военной тематики, фронтовыми журналистами становятся писатели. Начало работы телевидения в Москве (1946 г.) и Ленинграде (1948 г.).

1951-1960 гг. Начало работы телевидения в Киеве (1951 г.).

1961-1970 гг. Политическая оттепель, но журналистов называют «подручными партии».

1971-1981 гг. Выход еженедельных газет производственных объединений.

1981-1990 гг. Появились первые частные издания. Выход из подполья самиздатовских изданий. Гласность.

1991-2000 гг. Отмена цензуры. Свобода слова. С января 1991 г. по сентябрь 1992 г. число газет и журналов, выходящих в Петербурге и Ленинградской области, возросло с 240 до 805. Появление частных и акционерных телерадиокомпаний, возникновение издательских домов и холдингов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: