Факторы развития культуры в России.




Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(БАШГУ)

Реферат

на тему: « Культура 19-го века.»

 

 

Выполнил: Дильмухаметов И.Ф

Проверила: Хасанова Л.Р

 

 

Уфа-2014

 

 

Содержание:

1.Ведение.

2. Факторы развития культуры в России.

3. Художественная культура 19 века.

4. Литература и живопись.

5. Драматургия.

6. Развитие музыкальной культуры.

7. Просвещения

8. Развитие научной мысли.

 


Введение

На протяжении многовековой истории русское искусство переживало существенные, порой коренные изменения: оно обогащалось, усложнялось, совершенствовалось, но всегда оставалось самобытным. Учитывая все лучшее, что было создано другими народами, критически осваивая эти достижения, русские художники и музыканты последовательно развивали художественную национальную культуру. Их характерной чертой была тесная и неразрывная связь искусства с общественной жизнью, с прогрессивной научной мыслью, с народом. Русское искусство всегда отличалось своей гражданственностью и патриотизмом.
«В области искусства, в творчестве русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужасающих условий прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки великих художников слова, звуков, красок», - справедливо писал А. М. Горький. [1]
И действительно, в тяжелое для России время творили, выражая народные мечты и чаяния, многие выдающиеся люди русской культуры. Жизнь народа стала главной темой их творчества, объектом постоянного наблюдения, изучения. Они воссоздавали её через события истории, через философские раздумья о судьбах Родины и яркие картины быта, через образы русских людей всех сословий и времен.
Так как я представительница молодого поколения, то для каждого из нас большим счастьем является знать и любить все бесценное, что создали своим талантом наши далекие и близкие предки, жившие судьбами народа. История не умирает, а живет в нас, помогая осознать действительность – эту почву настоящего искусства, его реалистического метода.
Я выбрала тему «История в звуках и красках»: творчество М. Мусоргского и В. Сурикова», так как она актуальна и интересна для меня. Ведь уже доказано, что искусство, как и история, развивается по спирали. Всё повторяется на новом витке. И изучая трагическую роль русского народа в истории на примерах произведений М.П. Мусоргского и В.И. Сурикова, есть над чем задуматься и в нашей современной жизни.
Анализируя изученную по этому вопросу литературу приходишь к выводу, что есть различные мнения и направления у разных авторов. Я выбрала то, что мне ближе, что мне кажется более правдивым. При работе над оперой М.П. Мусоргского мне понравился подход к этой проблеме

Е.Н. Абызовой и И. В. Кошминой. Очень всё понятно и доступно. Ещё мне понравилась книга
Л. С. Третьяковой «Русская музыка XIX века». А говоря уже об этой проблеме в изобразительном искусстве, я бы хотела отметить книгу «История русского искусства» и книгу А.Ф.Дмитриенко
"50 биографий мастеров русского искусства", которые мне очень много дали, а также материалы по этому вопросу, изученные мною ранее. Эта книга Г. Чурак «Василий Суриков», статьи
Н.П. Кончаловской о В.И. Сурикове, статьи Балакиной Т.И. о литературе и живописи, книгу «1000 великих картин». Работая над этой темой, я убедилась, что изучать эту проблему можно бесконечно, материалов много. Чем больше погружаешься, тем интереснее и поэтому я ставлю перед собой следующие задачи:
- Ознакомиться с историей и культурой XIX века;
- Изучить проблемы этого века;
- Дать анализ жизни и творчества М. Мусоргского и В. Сурикова;
- Исследовать и проанализировать историю написания М. Мусоргским оперы «Борис Годунов» и
В. Суриковым картины «Боярыня Морозова»;
- Более детально изучить историю русской культуры и искусства, как совершенно нового художественного явления XIX века.


Факторы развития культуры в России.

Действительно, крепостное право, державшее в темноте и забитости крестьянство, царский произвол, подавляющий всякую живую мысль, общая экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу. И тем не менее, несмотря на эти неблагоприятные условия и даже вопреки им Россия в XIX в, сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру. Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом факторов. В первую очередь он был связан с процессом формирования русской нации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму, с ростом национального самосознания и являлся его выражением. Огромное значение имел и тот факт, что подъем русской национальной культуры, совпал с началом революционно-освободительного движения в России. Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Не следует забывать и влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в.: усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры. Н. Гоголь, Н. Лесков, П. Мельников-Печерский, Ф. Достоевский и др. творили свои произведения в традициях, древнерусской религиозной культуры. Но и творчество других гениев русской литературы, чье отношение к православной культуре более противоречиво, — от А. Пушкина и Л. Толстого до А. Блока — несет неизгладимую печать, свидетельствующую о православных корнях. Даже скептический И. Тургенев дал образ русской народной святости в рассказа «Живые мощи». Огромный интерес вызывают картины М. Нестерова, М. Врубеля, К. Петрова-Водкина, истоки творчества, которых уходят в православное иконопись. Яркими явлениями истории музыкальной культуры стали древнее церковное пение (знаменитый распев), а также позднейшие опыты Д. Бортнянского, П. Чайковского и С. Рахманинова. Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории европейских народов, например, религиозная русская мысль. Русская философия и богословие оказали влияние на западноевропейскую культуру в первой половине XX в. благодаря трудам В. Соловьева, С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Бердяева, М. Бакунина и многих других. Наконец, важнейшим фактором, давшим сильный толчок развитию русской культуры, явилась «гроза двенадцатого года». Подъем 'патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры, В. Белинский писал: «1812 год, потрясши всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость». Культурно-исторический процесс в России в XIX — начале XX в. имеет свои особенности. Заметно ускорение его темпов, обусловленное вышеотмеченными факторами. При этом с одной стороны, происходила дифференциация (или специализация) различных сфер культурной деятельности (особенно в науке). А с другой — усложнение самого культурного процесса, т.е. большее «соприкосновение» и взаимовлияние различных областей культуры, философии и литературы, литературы, живописи и музыки и т.д. Необходимо отметить также усиление процессов диффузного взаимодействия между составляющими русской национальной культуры — официальной («высокой» профессиональной) культурой, опекаемой государством (церковь утрачивает духовную власть).И культурой народных масс («фольклорным» пластом»).Которая берет начало в недрах восточнославянских родоплеменных союзов, формируется в Древней Руси и продолжает свое полнокровное существование на протяжении всей отечественной истории.

В недрах официально-государственной культуры заметна прослойка «элитарной» культуры, обслуживающей господствующий класс (аристократию и царский двор) и обладающей особой восприимчивостью к иноземным новшествам. Достаточно вспомнить романтическую живопись О. Кипренского, В. Тропинина, К. Брюллова, А. Иванова и других крупных художников XIX в. В формировании русской национальной культуры все более активно участвует интеллигенция, первоначально составлявшаяся из образованных людей двух привилегированных сословий — духовенства и дворян. В первой половине XVIII в. появляются интеллигенты-разночинцы, а во второй половине этого века выделяется особая социальная группа — крепостная интеллигенция (актеры, живописцы, архитекторы, музыканты, поэты). Если в XVIII — первой половине XIX в. ведущая роль в культуре принадлежит дворянской интеллигенции, то во второй половине XIX в. — разночинцам. В состав разночинной интеллигенции (особенно после отмены крепостного права) вливаются выходцы из крестьян. В целом к разночинцам относились образованные представители либеральной и демократической буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, а к чиновничеству, мещанству, купечеству и крестьянству. Это объясняет такую важную особенность культуры России XIX в., как начавшийся процесс ее демократизации. Он проявляется, и том, что деятелями культуры постепенно становятся не только представители привилегированных сословий, хотя они и продолжают занимать ведущее место. Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в частности из крепостного крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев.


 

Литература.

Господствующим направлением в литературе и искусстве второй половины XIXв. был метод критического реализма, основополагающим принципом которого являлось правдивое отражение действительности и осмысление изображаемых явлений с точки зрения их соответствия общественному прогрессу. Русская литература отличалась не только критическим отношением к действительности, она разоблачала зло, искала пути борьбы с этим злом, выполняла общественно-преобразующую миссию. Идейная полнота, глубокое проникновение в жизненные явления.

На вторую половину XIXв. и первую половину XXв. приходится творчество гения мысли и слова Л.Н. Толстого (1828-1910).

После смерти великого писателя в мире произошли огромные изменения, Толстой остался притягательным для всех потому, что он стал нравственным авторитетом для людей всего мира, ибо он в своем творчестве ставил вопросы, которые волнуют людей и поныне, и разрешал их с гуманистических позиций.

К 80-м г.г. относится начало творчества А.П. Чехова (1860-1904).

В 80-х г.г. начал свою литературную деятельность В.Г. Короленко (1853-1921) – писатель-демократ.

М. Горький (1868-1936), рано познавший суровую школу жизни, полную “свинцовых мерзостей”, в начале литературной деятельности развивал лучшие традиции романтизма XIXв.

На рубеже веков критическим реализмом было проникнуто также творчество таких замечательных писателей как В.В. Вересаев (1867-1945), который отразил в своих произведениях духовные искания интеллигенции в этот период.

Правдивое отражение действительности, осмысление ее с точки зрения соответствия общественному прогрессу, изображение, призванное помочь людям понять эту действительность, отзывчивость на насущные вопросы, желание видеть народ свободным и счастливым – вот, что отличало творчество писателей реалистов.

Литература России представлена не только произведениями русских писателей – она многонациональна. Передовые идеи, понимание истории, художественные средства писатели народов России черпали в русской классической литературе. Реалистическая литература 60-х годов с большим успехом развивала традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя и писателей натуральной школы. Она была представлена прозаиками и поэтами разных поколений, идейно-творческих позиций и разной степени дарования. В ее многообразии с большей отчетливостью, чем в предыдущий период, проявились две основные тенденции.

Необходимо отметить, что в развитии реалистической литературы, рассматриваются два течения. Они нередко враждовали, по каждому из них и обоим вместе противостояли литературные течения, всецело связанные с либеральными политическим кругами. Первое из них представляли авторы произведений так называемой “обличительной” литературы, в критике русских порядков не поднимавшейся выше дозволенного. И произведений, в которых “новые люди” изображались как приверженцы теории и практики “малых дел”, т.е. мелочной реформаторской деятельности, не затрагивающей самих основ существующего строя. Второе – реакционное течение представляли авторы антинигилистских романов, где “новые люди” изображались явно клеветнически, как нравственные уроды и преступники.

Смена периодов в русском освободительном движении, сказалась и на развитии поэзии, вызвав одну из крупнейших в ее истории перегруппировку сил. К началу 60-х годов полностью исчерпали себя не только эпигонский романтизм в лице, например, В.Г. Бенедиктова, но и поэзия славянофилов, представлявшая собой разновидность поэзии романтической. Становление и развитие чистой поэзии было во многом определено творческими принципами романтизма.

Однако в связи с требованиями времени ее творцы отказались от изображения демонических чувств, экзотики, непременной приподнятости слога и других романтических условностей, но сохранили субъективистское восприятие мира. Реальные предметы и явления служили для них лишь условными знаками или импульсами для выражений собственного духовного мира.

Одним из главных мотивов лирики поэтов “чистого искусства” является мотив слияния с природой, погружения в ее тайны и красоту. Но сущность слияния и погружения они видят не в постижении реальной жизни природы и ее реальной красоты. Главное для них – собственные сокровенные чувства, раскрытие самих себя.

Гражданская поэзия демократов основывалась на традициях и принципах, нередко прямо противоположных “чистой поэзии”. Для нее огромное значение имел осмысленный с точки зрения новых задач освободительной борьбы опыт поэзии декабристов, проникнутой гражданским пафосом, поэзии Лермонтова с ее неукротимым духом протеста, поэзии Кольцова, связанной своими корнями с устным народным творчеством, сатирой Гоголя и свойственной ему патетикой. Новаторство поэтов – демократов неразрывно с идеей полного социального переустройства, ставшей для них “идеей века”, с революционно-критическим отношением к действительности, диктуемым кровной близостью к народу и готовностью к любым жертвам во имя его счастья.

Многообразию мотивов поэтов – демократов соответствует многообразие жанров поэзии. Особенно велики успехи поэтов этой школы в сатирической поэзии, составляющей важную часть их наследия, в создании революционных песен, завоевавших огромную популярность.

С развитием литературы неразрывно связана, живопись. Поворот русского изобразительного искусства к критическому реализму обозначился в конце 50-х г.г. XIXв. Важнейшие тенденции развития живописи определили художники, объединившиеся по инициативе И.Н. Крамского, Г.Г. Мясоедова, Н.Н., В.Г. Перова в Товарищество художественных передвижных выставок. Идейным вождем объединения стал И.Н. Крамской.

Цель Товарищества была определена как необходимость пропаганды живописи русских художников. Уже первая выставка картин передвижников в 1871г. показала, что сложилось новое направление в живописи, для которого характерны отказ от академических канонов, переход к критическому реализму. Товарищество объединяло все талантливые художественные силы России.

Драматургия

Достижения драматургии этого времени неразрывны с достижениями русской реалистической школы искусства в целом. Кроме А.Н. Островского, большой вклад в развитие драматургии внесли М.Е. Салтыков-Щедрин и А.В. Сухово-Кобылин; ее влияние испытали также А.Ф. Писемский, Н.С. Лесков, А.К. Толстой, А.А. Потехин. Однако они решали разные идейно-творческие задачи.

Революционно-демократическое направление в развитии драматургии 60-х годов представляют драматические произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, включенные в его сатирические циклы, и главным образом пьеса “Тени”.

Крупным достижением драматургии 60-х годов является трилогия А.В. Сухово-Кобылина: “Свадьба Кречинского” (1854), “Дело” (1861).

Также самые выдающиеся достижением драматургии 60-х годов и всей второй половины XIXв. Являются пьесы А.Н. Островского, стоящие в одном ряду с классической русской поэзии. По выражению Гончарова, Островский достроил здание, в основание которого краеугольные камни положил Грибоедов, Пушкин и Гоголь. За исключением некоторых пьес славянофильского периода, его драматургия проникнута критическим пафосом. В этом он ближе всего к традициям Гоголя и его школы, но, развивая эти традиции, Островский создал свою собственную драматургическую систему.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: