Фармация и начало аптечной деятельности в Древнем Риме




История Древнего Рима длилось от основания города Рим в 8 веке до н.э. до падения Римской Империи в 476 г. н.э.

Древний Рим – одна из самых могущественных древних цивилизаций, достигшая пика своего величия во 2 веке н.э., когда под властью Империи оказались народы Северной Африки, Средиземноморья, Европы и Ближнего Востока.

В свою очередь Древний Рим создал культурную почву для европейской цивилизации, оказав определяющее влияние на средневековую и последующую историю.

Медицина и фармация получили в Древнем Риме бОльшие возможности развития, чем в Древней Греции, которая была раздроблена на ряд мелких городов-государств. Более высокий уровень развития государственности выразился в наличии регулярной армии, что обусловило создание военных госпиталей (валетудинариев – буквально переводится как здравниц), высокую подготовку лагерных врачей, врачей легионов, судовых врачей и т.д.

Древние римляне продолжили совершенствовать гигиенические и профилактические мероприятия. До нашего времени сохранились многие памятники крупного гражданского строительства, свидетельствующие о внимании римлян к сохранению здоровья: водопровод (акведук), канализация (клоака), бани (термы). Некоторые бани были рассчитаны на тысячи купающихся одновременно. При термах имелись площадки для физических упражнений и состязаний, для отдыха и принятия пищи, для народных собраний.

В сохранившихся древнейших законоположениях римлян, например в «Законах 12 таблиц», содержались постановления санитарного характера: запрещение захоронений внутри города, указания по благоустройству кладбищ, предписание пользоваться водой для питья не из реки Тибр, на берегах которой расположен Рим, а ключевой водой с Сабинских гор.

В Императорском Риме со времен Нерона (54–68 г. н.э.) была введена должность архиятров – главных врачей, наблюдавших за деятельностью рядовых медиков. Первым архиятром и лейб-медиком Нерона был Андромах Старший из Крита. Впоследствии должности архиятров были введены в отдаленных провинциях Римской империи для наблюдения за здоровьем римских воинов и чиновников. Врачи состояли при цирках, театрах, общественных садах, а также при объединениях ремесленников. Встречаются указания на выполнение врачами функций судебных медиков.

Кроме того, в Риме проживало множество вольноопределяющихся врачей по всем специальностям, в том числе по глазным, ушным, кожным и др. заболеваниям.

Роль древних «семейных» медицинских школ резко снизилась. На первое место вышли специальные медицинские школы (тоже частного характера). Для поступления в такую школу требовалась общая подготовка по грамматике, литературе, истории, риторике, математике и астрономии. В школах обучение велось несколькими преподавателями по следующим предметам:

ü Анатомия с физиологией,

ü Фармация с токсикологией,

ü Патология с терапией,

ü Хирургия,

ü Акушерство с гинекологией.

 

Развитие медицины и фармации в Древнем Риме было, безусловно, связано с богатыми традициями Др.Греции. Однако оно имело и свои характерные черты, унаследованные из опыта врачевания коренного населения Италии – этрусков, сабинян, латинян и др. народов.

Этру́ски (итал. Etruschi, лат. Etrusci, Tusci, др.-греч. τυρσηνοί, τυρρηνοί, самоназв. Rasenna, Raśna) — древние племена, населявшие в первом тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область — древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибр, и создавшие развитую цивилизацию, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние.

Латины (лат. Latini) — народ италийской группы (италики), язык которых (латинский) находился в ближайшем родстве с сабинским, умбрским и оскским языками. Послужили основой формирования римского народа и романских народов в ходе романизации. Историческая область проживания — Лациум.

Саби́ны, или саби́няне (лат. Sabini — ед. число Sabinus), или южные пицены — народ италийской группы (италики), язык которых находился в ближайшем родстве с оскским и умбрским языками, и в более отдалённом — с латинским языком. Жили в античной Италии до основания Рима, на территории современных административных районов Лацио, Умбрия и Абруццо, предгорья Аппенин к северо-востоку от Рима, этот регион также называется Сабина.

Значительное место в древнеримской народной медицине и фармации занимало лечение травами и сельскохозяйственными растениями, прежде всего сырой капустой, уксусом, медом.

В Древнем Риме наряду со специализацией врачей появляются первые признаки выделения фармации в самостоятельную отрасль медицины. В те времена при больницах уже устраиваются отдельные помещения (officinae), в которых изготавливались и хранились различные медикаменты и лекарственные препараты.

В Древнем Риме продолжали развиваться два направления познания мира: материалистическое и идеалистическое. Большое распространение среди древнеримских медиков получила философская система грека Эпикура, продолжателя материалистического учения Демокрита. Характерные черты учения Эпикура – антирелигиозная направленность, опирающаяся на знания, достигнутые к тому времени. Главный интерес для эпикурейцев представлял чувственный мир, поэтому их основной этический принцип – удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не упрощенно и вульгарно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь теми потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний стоит отказаться, для этого необходимы мудрость и благоразумие. Жизнь – вот главное наслаждение.

Выразителем взглядов Эпикура в Древнем Риме являлся Тит Лукреций Кар (99–55 гг. до н.э.), изложивший суть эпикурейского учения в поэме «О природе вещей» – своего рода энциклопедии, содержащей основы атомистического учения: сведения о материи и ее строении из мельчайших невидимых движущих частиц, о некоторых явлениях физики, метеорологии, об элементах биологии, о происхождении животных, строении их тела и др.

Под влиянием учения Эпикура сложились взгляды видного римского врача Асклепиада из Вифании (128–56 гг. до н.э). Здоровье, по Асклепиаду, сохраняется при нормальном движении частиц тела и при нормальном состоянии пустых пространств между частицами – пор и каналов. При их засорении и закупорке, при застое или нарушении движения частиц возникают болезни. Особое значение Асклепиад придавал «невидимому дыханию» кожи. Это кожное дыхание (испарение), как и общее движение частиц в теле, необходимо поддерживать прежде всего общей чистотой, частыми омовениями, а затем и более сильными стимуляторами: растиранием, потением, физическими упражнениями. Асклепиад рекомендовал движение во всевозможных формах: ходьбу пешком, бег, езду верхом и в экипаже, на лодке, на корабле. Если больной не мог самостоятельно двигаться, врач рекомендовал носить его и раскачивать. Значительное место в системе Асклепиад наряду с физио- и бальнеотерапией занимало климатолечение.

К лекарствам Асклепиад относился весьма осторожно и в некоторых случаях давал под видом лекарств чистую воду, объясняя другим врачам, что это во всяком случае лучше, чем давать яды.

Принципом Асклепиада в полном соответствии с эпикурейской философией было: «Лечить верно (надежно), быстро и приятно». «Приятное» лечение по системе Асклепиада, противостоящее грубым приемам «кровожадных мучителей и живодеров», сделало его исключительно популярным в Риме. Асклепиад лечил диетой, которая была превосходно разработана с давних пор. Он ввел в диетику лишь один новый принцип: пища должна быть вкусной.

Асклепиад и его школа представляли передовое материалистическое направление в медицине античного Рима. Этому направлению противостояло идеалистическое учение, виднейшими последователями которого были Корнелий Цельс и Клавдий Гален.

Авл Корнелий Цельс (30-25 г. до н.э. – 45-50 г. н.э.) римский ученый-энциклопедист и врач. Он писал о сельском хозяйстве, риторике, философии, праве, военном деле и медицине. В свой обширный «Лечебник» он включил все ЛС и медицинские сведения, известные к тому времени, начиная с «Аюр-Веды» Сушруты и кончая Асклепиадом. Уже этим Цельс оказал крупную услугу медицине и фармации, поскольку изложил в своем труде точки зрения врачей более раннего периода, подлинные труды которых до нас не дошли.

Цельс критически относился к девизу Асклепиада «Лечить надежно, быстро и опасно». Он указывает, что это лишь благое пожелание: слишком большая торопливость и погоня за приятным могут сделаться опасными. Цельс считал также неверным утверждение Асклепиада, будто бы начавшаяся болезнь может быть прервана быстрым вмешательством, т.к. всякая болезнь имеет свой цикл развития, и она проходит этот цикл, не считаясь ни с каким вмешательством врача. Эту мысль он резюмирует в афоризме: «Болезнь сама по себе, а медицина сама по себе». Следовательно, Цельс соглашается с постулатами жрецов, которые утверждали, что болезни ниспосылаются богами, и не медицине с ее ничтожными средствами бороться с волей богов.

Тем не менее «Лечебник» Авла Корнелия Цельса для современной фармацевтической науки является своеобразной римской фармакопеей, в которой выделены и описаны некоторые фармацевтические разделы, касающиеся приготовления лекарственных форм.

Гораздо более сложным и значительным было творчество знаменитого римского врача и фармацевта Клавдия Галена (131–201 гг.). Он шесть лет прослужил врачом в школе гладиаторов в Пергаме. Позднее переехал в Рим и был принят при дворе императора Марка Аврелия на должность лейб-медика.

До нас дошло около 140 медицинских работ Галена. В них он создал научную систему врачебного искусства. В учении об этиологии Гален следовал Платону и причиной болезни считал разлад между телом и душой, выход тела из подчинения душе.

Гален описал около 450 лекарственных растений и примерно 250 препаратов животного и минерального происхождения. По номенклатуре они близко совпадали с лекарственными препаратами «Лечебника» Цельса. Все препараты Гален делит на простые и сложные, а также на определенные фармакологические группы: слабительные, кровеостанавливающие, местного действия, антидоты и т.д. Наиболее важной задачей терапии Гален считал умение воспользоваться этими тонкими различиями в действии лекарств, назначать их в зависимости от существующих показаний.

Своей многогранной деятельностью Гален как бы подвел итог достижениям всей существовавшей до него медицины и фармации. Авторитет этого ученого был весьма велик при жизни и оставался непоколебимым в течение последующих 13 столетий. Работы Галена являлись предметом изучения в средние века в Салерно, в Византии и Арабских халифатах.

С точки зрения истории фармации наибольший интерес вызывает деятельность Галена-фармацевта. Он являлся продолжателем дела Цельса, стремившегося к отделению фармацевтической деятельности от медицинской. У Галена была своя аптека, при которой находилась лаборатория, где изготавливались ЛС. Лекарства по преимуществу были растительного происхождения и многие из них были довольно сложны по составу.

Заслуги Галена в развитии мировой фармации:

1. создание целой группы новых лекарственных препаратов и соответствующего технологического оборудования;

2. теоретическое обоснование применения новых лекарств;

3. введение определенной регламентации в приготовление лекарств из растений: установление весовых и объемных соотношений сырья (частей растений) и экстрагентов (вина, уксуса, меда).

NB! Гален настойчиво оспаривал мнение последователей Гиппократа, утверждавших, что лекарства в природе имеются в готовом виде и в оптимальном составе. Поэтому до Галена врачи применяли в своей практике целые растения или органы животных. Гален же доказывал, что в природных средствах есть как полезные, так и ненужные (балластные) вещества, и их необходимо отделять друг от друга. Это положение Галена актуально и в наше время при разработке суммарных и индивидуальных препаратов из лекарственного растительного и животного сырья.

В средине века выдающимся ученым Парацельсом в честь Галена целая группа ЛП названа галеновыми и новогаленовыми препаратами. Это название она носит и в современной науке. Учреждения, в которых получают эти препараты, называют галеновыми лабораториями, галеново-фармацевтическими фабриками и т.д.

После падения Западной Римской империи в 476 г. н.э. Восточная империя (Византия) сохранилась и продолжала существовать в условиях постепенно складывавшегося общественного строя – феодализма. В Византии получило свое завершение развитие фармации и медицины рабовладельческого строя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: