ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ№11
«Неоперативная и оперативная хирургическая техника» III.
МДК 02.03. «ХИРУРГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ТРАВМЫИ БЕРЕМЕННОСТЬ».
Курс: 2
Специальность: 31.02.02. АКУШЕРСКОЕ ДЕЛО
количество
учебных часов: 4 часа
г. Донецк
1. Мотивация изучения темы:
Основным методом лечения пациентов с хирургической патологией является операция. Для её выполнения используют различный хирургический инструмент. Акушерка должна знать основные этапы операции, готовить необходимый инструментарий, правильно подавать его во время операции хирургу.
2.Цели занятия:
Учебные цели:
Знать:-
- современный общий и специальный хирургический инструментарий;;
уметь:
- подготовить необходимый инструментарий к операции;
иметь практический опыт:
- подготовки наборов инструментов для операций.
способствовать формированию соответствующих ПК и ОК:
ПК 2.1. Проводить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами с экстрагенитальной патологией под руководством врачей
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность;
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу подчинённых членов команды и результат выполнения заданий;
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности;
Воспитательные цели:
- воспитывать чувство ответственности в выполнении профессиональных обязанностей.
- нести ответственность за жизнь пациента.
- строго выполнять требования при наложении повязок, тем самым предупреждая возможные осложнения.
Развивающие цели:
- способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;
- развивать творческое мышление, познавательную деятельность.
Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные; связь с другими учебными дисциплинами).
Дисциплина | Знать |
Анатомия и физиология | Строение и функции костной системы. |
Теория и практика сестринского дела. | Основные этические принципы философии сестринского дела. Обучение в сестринском деле. |
Безопасная среда для персонала и пациента. | Обеспечение инфекционной безопасности. Дезинфекция. |
Технология оказания медицинских услуг. | Технологию оказания медицинских услуг. Владеть навыками выполнения манипуляций при уходе за пациентом. |
Основы латинского языка. | Медицинская терминология. |
Список литературы.
1. Барыкина Н.В. Сестринское дело в хирургии. Учебное пособие – Изд. 14-е Ростов н/Д: Феникс 2013 - 447 с.
2. Барыкина Н.В. Сестринское дело в хирургии. Практикум – Изд. 5-е Ростов н/Д: Феникс 2011 - 476 с.
3. Жуков Б.Н.. Хирургия: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия» 2011 - 384 с.
4. Кит О.Т., Ковальчук О.Л., Сабадишин Р.О., Пустовойт Г.Т. Медсестринство в хирургии. Медкнига, 2002 - 494 с.
5. Ковальчук О.Л., Сабадишин Р.О., Маркович О.В. Медсестринство в хирургии. Медкнига, 2002 - 477 с.
Дополнительная литература:
1. Глухов А.А. Основы ухода за хирургическими больными М.: ГЭОТАР Медиа 2009 – 288 с. Первая помощь.
2. Глыбочко П.В.: учебное пособие 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия» 2008 – 240 с.
3. Стецюк В.Г. Сестринское дело в хирургии. Учебное пособие – М.: ГЭОТАР Медиа 2009 – 720 с.
Приложение 1
Диктант понятий.
1. Хирургическиая операция –
2. Оперативная хирургия-
3. Радикальная операция-
4. Паллиативная операция-
5. Оперблок-
Приложение 2
3. Экспресс-опрос.
.
1.На какие группы можно поделить хирургический инструментарий.
2.К какой группе инструментов относятся ножницы?
3. С помощью чего во время операции проводится гемостаз?
4. К какой группе инструментов относится корнцанг?
5.Для накладывания швов, кроме шовного материала, понадобится -----(что?)
6.Какой инструмент используется для обработки операционного поля?
7. Игла Дешана относится к какой группе инструментов?
8. Назовите шовный материал, который рассасывается в организме.
9. Какими иглами сшиваются сосуды?
10. Ампутационный нож, пулевые щипцы, печёночное зеркало относят к какой группе инструментов?
Приложение 3
АЛГОРИТМЫПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Общий набор инструментов, расположенный по группам.
Выделяют следующие группы общего инструментария:
Инструменты для разъединения тканей
- скальпели: остроконечный, брюшистый, со сменным лезвием;
- ножницы общехирургические: согнутые Купера, прямые остроконечные, тупоконечные и комбинированные;
- ножницы дополнительного назначения: для снятия повязок (Рихтера), стрижки волос и т.п.
2.Инструменты для остановки кровотечения:
- прямые или изогнутые кровоостанавливающие зажимы Кохера;
- прямые или изогнутые кровоостанавливающие зажимы Бильрота;
- кровоостанавливающий зажим Пеана;
- кровоостанавливающий зажим типа "москит";
- Лигатурная игла Дешана, острая или тупая, правая или левая.
3. Вспомогательные инструменты (для расширения раны, фиксации и т.д.):
- корнцанг прямой и изогнутый;
- зажимы для белья - бельевые цапки;
- пинцеты: анатомические, хирургические, зубчато-лапчатый;
- пластинчатые крючки Фарабефа;
- острые и тупые зубчатые крючки (одно-, двух-, трех- и четырехзубчатые)
- зонды: пуговчатый, желобоватый, Кохера.
- Инструменты для соединения тканей
- иглодержатели Гегара, Матье;
- хирургические иглы режущие или круглые, атравматические.
- скобки Мишеля;
- пинцет для наложения скобок Мишеля;
- зажим для снятия скобок Мишеля (Стиплер)