Лекция 9. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЛ




1. Понятие нормы.

Духовно-нравственное и идеологическое регулирование общественной жизни тесно связано с нормативным, которое во многом и возникает на их основе, количественно и качественно ориентирует субъекты управления при оценке состояния общественных процессов и тенденций их развития.

Наличие в обществе определенного запаса культуры духовности, передовых идей всегда определяло и будет определять возможности и уровень нормативного регулирования. Духовная культура и воля общества, его желание изменить ситуацию к лучшему всегда ищут пути решения назревших проблем. В их ряду особое место занимают социальные нормы, которые фиксируют количественные и качественные параметры жизни ев граждан, определяют вектор общественного развития в этом отношении, критерии и показатели, с помощью которых оно измеряется.

В буквальном переводе с латинского norma - руководящее правило, образец. Наибольшее распространение нормативное управление получило в экономике, в определении материальных трудовых и финансовых ресурсов, где устанавливалась норма их расходования. Однако такое содержание термина непригодно для социального управления. Здесь нормами называют как стихии сложившиеся, так и установленные обществом правила, определяющие устойчивые формы социальной жизнедеятельности людей, направленные на достижение одобряемых ими социальных целей.

Обычно в социологии понимание социальной нормы связано особого рода предписанием, регулирующим поведение людей в тех иных социально значимых ситуациях. Они могут принимать форму юридических норм или существуют в виде общественных правил, показателей, обычаев и традиций. Норматив выступает как ключевое понятие в определении сбалансированности развития социальной системы. Подобная оценка норматива обусловливается характером его связи с показателями прогнозов, расчетов и социальных программ. Если социальный показатель отражает конкретное направление (вектор, процесс) социального развития, то норматив фиксирует оптимум данного показателя применительно к конкретным условиям. Социальный норматив дифференцируется под воздействием конкретной социальной среды, географических, этнических и других факторов, является основой формирования нормативной культуры явления, совокупности принципов и ценностей управленческой деятельности. Каждый норматив может влиять на неформальные нормы, традиции, на принятие решений в процессе управления, совокупность норм и ценностей определяет содержание нормативного управления, которое расчленяется на три уровня. Первый: оперативное управление, которое руководствуется вопросами, "как?" и "с помощью чего?" можно управлять. Второй: стратегическое управление, которое руководствуется нормами что?" и "когда?". Третий: собственно нормативное управление, которое руководствуется вопросами "зачем?" и "для чего?", социальный норматив содержит в себе два типа норм, первый из которых регулирует собственно управленческую деятельность, а второй - организационные процессы, которые направлены на воспроизводство самой организации как целостной социальной системы. При разработке и освоении тех социальных явлений и процессов, где отсутствуют апробированные нормы и нормативы, на практике широко используются методы экспертных оценок, моделирование, эксперимент. Нормативы социальные - разновидность социологической технологии для характеристики оптимального состояния социального прогресса (или одной из его сторон). Они составлены на основе учета объективных закономерностей социальной развития. Конкретно-исторический характер социального норматива состоит в том, что он отображает возможности и потребности социального развития на одном этапе и соответственно может (и должен) изменяться в будущем. Он имеет четкую количественную и качественную определенность, которая представляет собой величину, характеризующую идеальную (желаемую) цель развития социального процесса. Для того, чтобы установить наиболее эффективное соотношение потребностей и возможностей в социальном развитии, нормативы обычно апробируются сначала экспериментально, а затем в массовом порядке.

В соотношении с потребностями практики социальные нормативы разработаны для многих сторон жизни человека: в сфере труда, культуры, быта. Однако нормирование коснулось и социально-экономической деятельности, социального и межличностного общения. В практику управления вводится понятие социальный ориентир – наиболее вероятная рациональная величина развития тех или других социальных процессов.

Возможна классификация социального норматива по различным параметрам. Во-первых, основной является классификация по сферам жизнедеятельности человека: труд, социально-политическая жизнь, культура, быт, межличностное общение. Они отображают, прежде всего, обеспеченность материальными ресурсами в расчете на 1 тыс. человек. Применение этого подхода дает возможность оценить отставания, опережение или соответствие уровня развития социальных процессов в трудовой ассоциации, регионе, стране, мире в сравнении с нормативными требованиями. Во-вторых, социальные нормативы могут выражаться в требованиях, которые предъявляются к городским и сельским поселениям. Эти нормативы связанны с архитектурно-планировочными решениями и необходимостью организации рациональной жизни населения. В-третьих, это нормы, которые связаны с использованием системы «человек - человек», то есть число представителей той или иной профессии, например продавцов, учителей, работников культуры и т.д. на 1 тыс. населения.

Социальные нормативы и ориентиры могут быть разработаны для разных уровней социальной организации общества: вся страна, определенный регион, отрасль народного хозяйства, небольшая группа коллективов. Они дифференцируются в зависимости от социальной структуры общества, ибо, например, проблемы повышения квалификации и образования в нормативном аспекте будут разными в зависимости от специфики каждой из социально-демографических групп. В четвёртых, эти нормативы и ориентиры меняются и будут меняться на каждом этапе развития не только общества, но и какой-нибудь социальной организации.

Мировая тенденция состоит в том, что роль нормативно-ценностного регулирования в жизни общества постоянно возрастает, а это и является верным признаком появления гражданского общества. Оно обеспечивает возрастание значимости духовных регуляторов, социальных факторов на основе демократизации человеческих отношений, гласности на всех уровнях управления и создания благоприятных условий для развития трудовой инициативы населения, прежде всего в каждом муниципальном образовании, трудовой ассоциации, семье, школе, которые непосредственно организуют, нормируют и регулируют поведение каждой личности.

Нормативное регулирование неразрывно связано с социальным прогнозированием и моделированием, основанными на характеристике целостного состояния объекта через познание его отдельных частей, а также с предвидением, которое и придает управлению целенаправленный характер, служит средством формирования и проверки гипотез. С их помощью подтверждаются или отвергаются на практике в качестве истин достижения науки, оценивается проблемная ситуация, проверяются исходные положения. Построение моделей будущего состояния способствует более глубокому познанию настоящего, объективной оценки прошлого, выявлению основных тенденций и перспектив развития. Но если метод научного предвидения достаточно хорошо изучен ему посвящены многочисленные работы, то вопросы моделирования, особенно социального, во многом представляются новыми и малоосвоенными в теории управления. Поэтому в лекции акцент делается преимущественно на анализе социального моделирования, которое базируется на системном подходе проникающем в сферу познания и позволяющем на основе полученных представлений о части социальной системы, нескольких подсистем составить какое-то представление о системе в целом, или наоборот.

Системное представление о реальной действительности связано с иерархией систем. "По существу, вся вселенная состоит из множества систем, каждая из которых содержится в более крупной системе подобно множеству пустотелых кубиков вложенных друг в друга. Так же, как всегда, можно представить себе более обширную систему, в которую входит данная, всегда можно выделить из системы более ограниченную".

Поэтому, на наш взгляд, методы системного подхода моделирования общественных систем являются основой теории методологии оптимальных систем управления, позволяют выделить существенные черты, свойства системы принципиальные меры воздействия на нее.

Модель - эталон, стандарт, устройство, воспроизводящие имитирующее строение, функции, действия какого-либо другого устройства (при испытаниях); образ, аналог, схема некоего фрагмента реальности, объекта культуры, познания оригинала; интерпретация (в логике, математике). С гносеологической точки зрения, модель - заместитель оригинала в познании.

Модель используется в тех случаях когда требуется изучить неразвитые свойства исследуемого объекта. При этом учитывается, модель и оригинал далеко не тождественны, они лишь сходны, иначе неизбежны абсолютизация, искажение объективной действительности, что препятствует достижению объективного знания.

Моделирование - метод исследования различных явлений и процессов, выработки вариантов управленческих решений, моделирование основывается на замещении реальных объектов их условными образцами, аналогами. Методом моделирования описываются структура объекта (статическая модель), процесс его функционирования и развития (динамическая модель). В модели воспроизводятся свойства, связи, тенденции исследуемых систем и процессов, что позволяет оценить их состояние, сделать прогноз, принять обоснованное решение. Формы моделирования многообразны, зависят от видов структурируемых моделей и сферы применения. Выделяют предметное и знаковое моделирование. Предметное предполагает создание моделей, воспроизводящих пространственно-временные, функциональные, структурные и т.д. свойства оригинала (конкретно-научные модели). Знаковое заключается в репрезентации параметров объекта с помощью символов, схем, формул, предложений языка (логико-математические модели). Гносеологическое содержание моделирования образует основу для переноса результатов, получаемых в ходе изучения моделей, на оригинал.

Моделирование социальных систем является одним из важнейших направлений процесса познания управленческой деятельности и управленческих отношений и потому выступает как важнейшая функция управления наряду с целеполаганием, нормативно-ценностным регулированием и информационным обеспечением.

Под управленческим моделированием понимается процесс построения и исследования аналогов реальных явлений, объектов, процессов, в которых отражены важнейшие с точки зрения цели управления или исследования свойства и опущены второстепенные, малосущественные. Например, нормативная модель системы управления дает возможность представить в основных чертах усовершенствованную систему управлений взаимосвязанную по всем ее подсистемам и элементам.

Особое внимание сегодня заслуживает имитационное моделирование, которое повторяет функции или развития социального явления. Виды имитационных моделей могут быть разными. Среди них выделяются игровые (люди исполняют игровые роли), машинные (компьютерные аналоги) и человеко-машинные модели. Последние представляют собой диалоговые компьютерные системы, имитирующие реальные социальные процессы активным использованием эвристических данных, которые получают в процессе взаимодействия с человеком, являющимся экспертом в данной области знания или практики. В компьютерном имитационном моделировании (машинное и человеко-машинное) объект изучения и его социологическая теория первичные по отношению к методам, экспертным оценками т.д. Здесь ставится вопрос о том, какая из математических теорий, какой математический аппарат могут наиболее адекватно описать объект, что моделируется.

Создание компьютерных имитационных моделей начинается начальной идеализации представления об объекте и создания на его основе первого варианта модели. Работа с моделью дает возможность выяснить, какой информации об объекте недостает, какая требует уточнения. На основе полученных данных строится программа следующих эмпирических исследований объекта, результаты которых позволяют построить другой, уточненный вариант его модели. При необходимости интеграционные циклы могут повторяться несколько раз. Преимущество компьютерного моделирования состоит в наличии такой имитационной модели, которая разрешает естественный эксперимент над самим объектом, позволяет заменить модельным экспериментом, в котором модель имитирует поведение объекта при разных начальных данных, исходных параметрах и ограничениях. Одной из первых сфер использования имитационных моделей были военные игры, в которых, как известно, требуется высокая точность имитации. В силу специфичности самих объективных законов развития общества вопрос адекватности социологических моделей является более сложным, нежели в естественных науках, и разрабатывается особенно.

В.А. Ядов, характеризуя программу теоретико-прикладного исследования, по существу излагает принципы и этапы построения социальной модели:

1. формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования;

2. определение цели и постановка задач исследования;

3. уточнение и интерпретация основных понятий;

4. предварительный системный анализ объекта исследования;
5. развертывание рабочих гипотез.

Четвертый этап проектирования должен проявить образ предмета, сделать его ясно выраженным, более четким и определенным. Предмет должен быть подвергнут системному анализу. Предварительный системный анализ - это, по существу, моделирование исследовательской проблемы. В результате объект изучения может быть представлен как расчлененный на качественно различные элементы, связанные воедино в некоторую гипотетическую систему. Результат предварительного анализа может быть представлен в виде графической схемы. Моделирование обеспечивает целостность подхода к изучению предмета или явления, что, в свою очередь, означает возможность выстроить систему целостного управленческого воздействия.

В известных границах проектирование систем управления всегда осуществлялось специалистами управления на основе собственного опыта и профессиональной интуиции. Однако возрастание масштабов преобразований и усложнение субъектов управления остро ставят вопрос о коренном изменении методологии и методики проектирования систем управления которая выделяется в самостоятельную область знаний. Сегодня проектировщик систем управления должен в совершенстве владеть средствами и методами проектирования.

 

Выводы

1.В поиске путей разрешения назревших управленческих проблем особое место занимают социальные нормы и социальные модели.

2. Социальные нормы фиксируют (количественно и качественно) параметры социальных объектов, происходящие в них перемены, определяют вектор общественного развития, критерии и показатели, с помощью которых оно измеряется.

3. Моделирование метод исследования управляемых объектов и выработки вариантов управленческих решений. Наряду с целеполаганием, нормативно-ценностным регулированием информационным обеспечением он является важнейшим направлением познания объекта и субъекта управления в неразрывной связи.

 

Вопросы для повторения и обсуждения

1.В чем сущность нормативного регулирования, как оно связано с ценностно-нравственным регулированием?

2. Почему нормативное воздействие требует подкрепления такими современными методами управления, как прогнозирование и моделирование?

3. Какие направления совершенствования нормативного регулирования сегодня являются приоритетными?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: