Методика «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА (Тест Бурдона)»




Список методик

1. Методика Шульте-Горбова «Красно-черная таблица».

2. Методика «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА (Тест Бурдона)»

3. Методика "Исключение лишнего"

4. Методика "Числовые ряды".

5. Методика "Выделение существенных признаков".

6. Опросник Айзенка (тип темперамента)

7. Определение преобладающего типа темперамента

8. Опросник «Исследование психологической структуры типа темперамента»

9. Опросник Айзенка

10.Тест Кеттела

11.Тест Мюнстерберга

12.Методика «Корректурная проба»

13.Методика «Память на образы»

 

 

 

Методика диагностики объема восприятия.

Назначение методики: анализ (диагностика) объема зрительного восприятия в зависимости от степени осмысленности предъявляемого материала.

Объектами служат наборы бессмысленных сочетаний букв (по 8 букв в наборе) и осмысленные фразы (по три слова в каждой фразе). Всего в опыте 40 предъявлений, по 20 для каждого типа объектов, сначала предъявляются буквы, затем фразы. Задача испытуемого - письменно воспроизвести все, что ему было предъявлено.

Протокол занятия

Испытуемый__________________________________ Дата____

Экспериментатор______________________________ Время опыта____

Номер Предъявленные Ответ Кол-во правильно
предъявления стимулы испытуемого воспроизведенных букв
       
       
       
       

 

Экспериментатор предъявляет объект-стимул на 1с, после чего испытуемый письменно воспроизводит увиденное. Ответы испытуемого заносятся в протокол.

Набор 1.

  РОПМЬУЛД   ЭВОЕРАПВ
  ЛАЕПГЗИЯ   ОТАСЯМТЛ
  ЛЧЮБВУИТ   ДЮЯИДРНМ
  ЫВБСБЛОМ   ХОВАСТРО
  ЭЕБЯКНОБ   РВЕЖАЛИМ

 

  АРОПЦДАТ   ЦЗУБКОПА
  ЦУПМСТВО   БИБПЛПЬИ
  БОАДЫКРС   БМББСМПР
  ДБАВЕЗЖН   ПАОАОМПЕ
  ЭЦХАВЦОЛ   ОРАШЦУЗЖ

 

Набор 2.

1. Я иду домой 11. Давай пойдем гулять
2. Передайте мне чай 12. Спят усталые игрушки
  Солнце уже высоко   Старушка присела отдохнуть
  Море сегодня холодное   Сегодня очень холодно
  Позвони мне, пожалуйста   Птичка вьет гнездо
6. Пора учить уроки   Мне все надоело
  Собака поджала лапу   Подари мне луну
8. Пора ложиться спать   Мальчик рисует ракету
  Очень интересная книга   Ты записался добровольцем?
10. Не хочу учиться 20. Девочке очень весело

Обработка и анализ результатов.

1. Определить среднее число правильно воспроизведенных букв для обоих наборов тест-объектов (М1 и М2).

2. Проанализировать характер ошибок, допущенных испытуемым (например, смешение букв, близких по начертанию или по звучанию и т. п.).

3. Сравнить величину объема восприятия при предъявлении осмысленного и бессмысленного материала.

По данным классических исследований объем восприятия лежит в пределах 4-6 единиц. При предъявлении однородных объектов объем восприятия составляет 8 - 9 единиц. При предъявлении буквенных стимулов объем восприятия несколько ниже и составляет 6 - 7 единиц. Однако если буквы образуют слова, то одномоментно могут быть восприняты два коротких несвязанных слова и (или) одно длинное слово из 10 - 12 букв, или 4 слова, образующие фразу. Таким образом, в осмысленном тексте в качестве оперативных единиц восприятия выступают слоги и слова.

Методика Шульте-Горбова «КРАСНО-ЧЕРНАЯ ТАБЛИЦА».

Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 черных и 24 красных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке. Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель – время выполнения. Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание – на другом бланке. Первая инструкция: «На Вашем бланке 25 черных и 24 красных чисел. Вы должны отыскать черные числа в возрастающей последовательности (от 1 до 25), а затем красные числа в убывающей последовательности (от 24 до 1). Каждый раз, находя необходимое число, запишите букву, соответствующую этому числу». Время выполнения задания фиксируется. Вторая инструкция: «Возьмите второй бланк. Теперь Вы должны отыскивать черные числа в возрастающем порядке, а красные числа в убывающем порядке, одновременно, попеременно. Например: черная цифра 1, красная цифра 24, черная цифра 2, красная цифра 23 и так далее. Буквы, соответствующие красным цифрам записываются в одном ряду (сверху), а соответствующие черным – в другом (снизу), таким образом, получается два ряда букв». Обработка данных. Учитывается время выполнения каждой серии и ошибки. Время выполнения третьего задания не равно сумме времен затраченных на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что названных чисел. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания с одного ряда чисел на другой. Чем меньше эта разница, тем лучше переключаемость внимания. Виды ошибок: пропуск числа, повторение одного числа дважды и так далее. Время выполнения задания фиксируется при помощи секундомера. Для сравнения берется среднее значение времени выполнения заданий в методике Шульте и зафиксированное время работы с таблицами Горбова. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания.

 

Бланк 1.

Бланк 2.

Методика «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА (Тест Бурдона)»

Задание 1. Исследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый про- 20 сматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки. Инструкция: «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)». Возможны другие варианты проведения методики. Вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать. Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных не зачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-се-кундный интервал работы). Концентрация внимания оценивается по формуле: п К = С *С или п К С 2 =, где К – концентрация внимания, С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым, n – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков). Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание. Протокол занятия

Испытуемый _________________________________

Дата _______________

Экспериментатор _____________________________

Время опыта ________

Кол-во просмотренных строк

Кол-во пропусков

Кол-во ошибок

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания. Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле: t A S =, где А – темп выполнения, S – количество букв в просмотренной чисти корректурной таблицы, t – время выполнения. 21 По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике. Показатель переключаемости вычисляется по формуле; *100 0 S S С =, где S0 – количество ошибочно проработанных строк, S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы. При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

Бланк 1

 

Бланк 2.

 

4. Методика "Исключение лишнего" (словесный вариант).

Материал: бланк с напечатанными сериями из пяти слов (рис. 16).

Инструкция: "Здесь в каждой строчке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (словесно или вычеркнуть).

Таблица 1.

Рис. 16. Бланк для словесного варианта

Если испытуемый справляется с первыми тремя-четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения или он верно решает задание, но нс может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.

Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (т.е. придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.

В таблице 2 представлена шкала для оценки уровня операции обобщения.

Таблица 2. Шкала для оценки уровня развития операции обобщения

5. Методика "Числовые ряды".

Цель: исследование логического аспекта математического мышления.

Материал: лист бумаги с напечатанными на нем примерами.

Инструкция: "Вам предъявлены семь числовых рядов. Вы должны найти закономерности построения каждого ряда и вписать недостающие числа". Время выполнения работы — пять минут.

Ключ к обработке:

· 1. 12 9

· 2. 25 36

· 3. 13 20

· 4. 36 38

· 5. 13

· 6. 44 46

· 7. 10 4

Интерпретация: если испытуемый затрудняется при решении подобных задач, это может обозначать, что он плохо анализирует цифровой материал, не видит в нем скрытых закономерностей, поэтому не может ими воспользоваться, следовательно, его логическое мышление I! математике развито слабо.

6. Методика "Выделение существенных признаков".

Цель: исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выявляемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления — конкретного или абстрактного (табл. 3).

Материал: бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного — перед скобками.

Инструкция: "В каждой строчке бланка вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее — пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словами перед скобками".

Интерпретация: наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает вначале ошибочные ответы, но потом их исправляет, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность.

Оценка результатов осуществляется по форме, представленной в табл. 4.

Таблица 3. Шкала для оценки стиля мышления

Таблица 4. Оценка результатов исследования особенностей мышления

 

 


2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕОБЛАДАЮЩЕГО ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА.

Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темпера-мента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темпе-рамента с преобладанием одного из них.

Для преобладающего типа темперамента и выявления представленное в нем свойств других типов можно использовать метод идентификации, предложенный А. Беловым в 1971 г. Испытуемому последовательно предъявляются четыре карточки, на каждой из которых написано по 20 свойств, характерных для представителей каждого типа темперамента: I карточ-ка -- холерика, II -- сангвиника, III -- флегматика, IV -- меланхолика.

Инструкция требует внимательно прочитать перечень свойств и поставить знак «+», если испытуемый считает, что это свойство ему присуще, и знак «-» -- если оно у него отсутству-ет. В сомнительных случаях ничего не ставится.

ХОЛЕРИК

1. Неусидчивость, суетливость.

2. Невыдержанность, вспыльчивость.

3. Нетерпеливость.

4. Резкость и прямолинейность в отношениях с людьми.

5. Решительность и инициативность.

6. Упрямство.

7. Находчивость в споре.

8. Неритмичность в работе.

9. Склонность к риску

10. Незлопамятность, необидчивость.

11. Быстрота и страстность речи.

12. Неуравновешенность и склонность к горячности.

13. Нетерпимость к недостаткам.

14. Агрессивность забияки.

15. Выразительность мимики.

16. Способность быстро действовать и решать.

17. Неустанное стремление к новому.

18. Резкость, порывистость в движениях.

19. Настойчивость в достижении поставленной цели.

20. Склонность к резкой смене настроения.

САНГВИНИК

1. Жизнерадостность.

2. Энергичность и деловитость.

3. Недоведение начатого дела до конца.

4. Склонность переоценивать себя.

5. Способность быстро схватывать новое.

6. Неустойчивость в интересах и склонностях.

7. Легкое переживание неудачи и неприятностей.

8. Легкое приспособление к разным обстоятельствам.

9. Увлеченность любым делом.

10. Быстрое остывание, когда дело перестает интересовать.

11. Быстрое включение в новую работу и переключение с одного вида работы на другой.

12. Тяготение однообразной, будничной, кропотливой работой.

13. Общительность и отзывчивость, не скованность в общении с другими людьми.

14. Выносливость и работоспособность.

15. Громкая, быстрая, отчетливая речь.

16. Сохранение самообладания в неожиданной, сложной ситуации.

17. Обладание всегда добрым настроением.

18. Быстрое засыпание и пробуждение.

19. Частая несобранность, поспешность в решениях.

20. Склонность иногда скользить по поверхности, отвлекаться.

ФЛЕГМАТИК

1. Спокойствие и хладнокровие.

2. Последовательность и обстоятельность в делах.

3. Осторожность и рассудительность.

4. Умение ждать.

5. Молчаливость, нежелание болтать по пустякам.

6. Обладание спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики.

7. Сдержанность и терпеливость.

8. Доведение начатого дела до конца.

9. Умение применять свои силы в дело (не растрачивать их по пустякам).

10. Строгое придерживание выработанного распорядка жизни, системы в работе.

11. Легкое сдерживание порывов.

12. Маловосприимчивость к одобрению и порицанию.

13. Незлобивость, проявление снисходительного отношения к колкостям в свой адрес.

14. Постоянство в своих отношениях и интересах.

15. Медленное вовлечение в работу и переключение с одного вида работы на другой.

16. Ровность в отношениях со всеми.

17. Аккуратность и порядок во всем.

18. Трудное приспособление к новой обстановке.

19. Обладание выдержкой.

20. Постепенное схождение с новыми людьми.

МЕЛАНХОЛИК

1. Стеснительность и застенчивость.

2. Растерянность в новой обстановке.

3. Затруднительность в установлении контактов с незнакомыми людьми.

4. Неверие в свои силы.

5. Легкое перенесение одиночества.

6. Чувство подавленности и растерянности при неудачах.

7. Склонность уходить в себя.

8. Быстрая утомляемость.

9. Обладание тихой речью, иногда снижающейся до шепота.

10. Невольное приспособление к характеру собеседника.

11. Впечатлительность до слезливости.

12. Чрезвычайная восприимчивость к одобрению и порицанию.

13. Предъявление высоких требований к себе и окружающим.

14. Склонность к подозрительности, мнительности.

15. Беспечная чувствительность и легкая ранимость.

16. Чрезмерная обидчивость.

17. Скрытность и необщительность, нежелание делиться своими мыслями.

18. Малоактивность и робость.

19. Безропотность и покорность.

20. Стремление вызвать сочувствие и помощь окружающих.

Обработка результатов.

1. Подсчитать количество плюсов по каждой карточке отдельно.

2. Вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента:

X = (АХ: А) х 100; С = (АС: А) х 100; Ф = (АФ: А) х 100; М = (АМ: А) х 100,

где X, С, Ф, М -- типы темперамента;

АХ, АС, АФ, АМ -- число положительных ответов по карточкам;

А -- общее число положительных ответов по 4 карточкам.

В конечном виде «формула темперамента» может приобрести, например, такой вид:

Т = 35 % X + 30 % С + 14 % Ф + 21 % М.

Это значит, что данный темперамент на 35 % -- холерический, на 30 % сангвинический, на 14 % -- флегматический и на 21 % -- меланхолический.

Если число положительных ответов по какому-либо типу темперамента составляет 40 % и выше, значит, данный тип темперамента является доминирующим.

 

3. ОПРОСНИК «ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫТЕМПЕРАМЕНТА» Б.Н.СМИРНОВА.

Опросник Б.Н. Смирнова позволяет выявить рад полярных свойств темперамента: экстра-версию -- интроверсию, эмоциональную возбудимость -- эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый -- медленный), активность (высокую -- низкую). Он также имеет шкалу искренности испытуемого при ответах на вопросы, позволяющую оценить надежность полученных результатов.

Ход выполнения задания. Психолог обращается к испытуемым со словами: «Вам предлагается ответить на 48 вопро-сов. Отвечайте на каждый вопрос "да" (+) или "нет" (-), ставя свой ответ рядом с номером вопроса. Отвечайте на все вопросы, ничего не пропуская. Чем искреннее будут ваши ответы, тем точнее изучите свой темперамент».

1. Вы любите часто бывать в компании?

2. Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивы?

3. Часто ли у вас бывают подъемы и спады настроения?

4. Во время беседы вы очень быстро говорите?

5. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?

6. Бывает ли, что вы передаете слухи?

7. Считаете ли себя человеком очень веселым и жизнерадостным?

8. Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так, что неохотно меняе-те ее на что-нибудь другое?

9. Часто ли чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые вас понимают, могут ободрить и утешить?

10. У вас очень быстрый почерк?

11. Ищете ли вы сами себе работу, занятие, хотя можно было бы и отдыхать?

12. Бывает ли так, что вы не выполняете свои обещания?

13. У вас много очень хороших друзей?

14. Трудно ли оторваться от дела, которым вы поглощены, и переключиться на другое?

15. Часто ли вас терзает чувство вины?

16. Обычно вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет?

17. В школе вы бились над трудными задачами до тех пор, пока не решали их?

18. Бывает ли, что иногда соображаете хуже, чем обычно?

19. Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми?

20. Часто ли вы планируете, как будете вести себя при встрече, беседе и т. д.?

21. Вспыльчивы и легко ли ранимы намеками и шутками над вами?

22. Во время беседы вы быстро жестикулируете?

23. Чаще всего просыпаетесь ли вы утром свежим и хорошо отдохнувшим?

24. Возникают ли у вас такие мысли, что вы не хотели бы, чтобы о них знали другие?

25. Вы любите подшучивать над другими?

26. Склонны ли вы к тому, чтобы основательно проверить свою точку зрения, прежде чем со-общить ее кому-либо?

27. Часто ли вам снятся кошмары?

28. Обычно легко ли вы запоминаете и усваиваете новый учебный материал?

29. Вы настолько активны, что вам даже несколько часов трудно быть без дела?

30. Бывает ли, что, разозлившись, вы выходите из себя?

31. Вы можете внести оживление в довольно скучную компанию?

32. Вы обычно довольно долго раздумываете, принимая какое-то решение, даже не очень важ-ное?

33. Вам говорили, что вы принимаете все слишком близко к сердцу?

34. Вам нравится играть в игры, требующие быстрой и хорошей реакции?

35. Если у вас что-то долго не получается, то все же пытаетесь сделать это?

36. Возникало ли у вас, хотя и кратковременно, чувство раздражения к родителям?

37. Считаете ли вы себя открытым и общительным человеком?

38. Обычно вам трудно взяться за новое дело?

39. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

40. Обычно вам трудно что-то делать вместе с медлительными и неторопливыми людьми?

41. Вы можете в течение дня долго и продуктивно заниматься чем-либо, не чувствуя устало-сти?

42. У вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться?

43. Вас иногда принимают за человека беззаботного?

44. Считаете ли вы хорошим другом только того, чья симпатия к вам надежна и проверена?

45. Вас можно быстро рассердить?

46. Во время дискуссии вы обычно быстро находите подходящий ответ?

47. Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо?

48. Бывает, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

Ключ к опроснику.

1. Экстраверсия--интроверсия -- «да»: (1,7,13,19, 25,31,37) х 3; (4,43) х 2;

2. Ригидность-пластичность - «да»: (8,26,32) х 3; (2,14,20,38,44) х 2; «нет» - (19,46) х 1.

3. Эмоциональная возбудимость--уравновешенность -- «да»: (15,21,33,39,45) х 3; (3,9) х 2; 27x1.

4. Темп реакции - «да»: (4,16, 28) х 3; (10, 22, 34,40,46) х 2;

5. Активность - «да» - (5,11,17, 23, 29,35,41,47) х 3; 10 х 1; «нет»: 38 х 1.

6. Искренность - «да»: (30,36,42,48) х 3; (6,12) х 2; (18, 24,25) х 1; «нет» - 23 х 1.

Обработка результатов. Ответ в соответствии с ключом оценивается от 1 до 3 баллов.

1. Подсчитать сумму баллов по каждой шкале опросника.

2. Определить искренность ответов по шкале «искренность». Если показатель по этой шкале 13-20 баллов, то высокая надежность результатов, 8-12 -- средняя, 1-7 -- низкая.

 

 

ОПРОСНИК АЙЗЕНКА

Инструкция: “На предлагаемые вопросы нужно отвечать “да” или “нет”, не раздумывая. Ответ

занесите на опросный лист под соответствующим номером”.

 

1 Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2 Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?

3 Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь просят?

4 Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?

5 Часто ли у тебя меняется настроение?

6 Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?

7 Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

8 Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

9 Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?

10 Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11 Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?

12 Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13 Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь?

14 Нравится ли тебе все делать в быстром темпе (если же наоборот, склонен к неторопливости,

ответь “нет”),

15 Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все

кончилось хорошо?

16 Тебе можно доверить любую тайну?

17 Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?

18 Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физические нагрузки) сильно бьется сердце?

19 Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?

20 Ты когда-нибудь говорил неправду?

21 Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

22 Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?

23 Ты часто чувствуешь себя усталым?

24 Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?

25 Ты обычно весел и всем доволен?

26 Обидчив ли ты?

27 Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

28 Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29 У тебя бывают головокружения?

30 Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?

31 Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?

32 Любишь ли ты иногда похвастаться?

33 Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?

34 Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

35 Ты обычно быстро принимаешь решения?

36 Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?

37 Тебе часто снятся страшные сны?

38 Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?

39 Тебя легко огорчить?

40 Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41 Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на

обдумывание?

42 Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?

43 Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?

44 Ты всегда ешь то, что тебе подают?

45 Тебе трудно ответить “нет”, когда тебя о чем-нибудь просят?

46 Ты любишь часто ходить в гости?

47 Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

48 Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

49 Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?

50 Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51 Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?

52 Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

53 Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?

54 Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?

55 Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?

56 Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить?

57 Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58 Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?

59 Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании

сверстников?

60 Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

КЛЮЧ

I. Экстраверсия (Э);

“Да”: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35 38, 41, 43, 46,49,53,57.

“Нет”: 6, 33, 51, 55, 59

II. Нейротизм (Н):

“Да”: 2 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60

III. “Ложь”:

“Да”: 8, 16, 24,28,36,44. “Нет”: 4, 12, 20, 32, 40, 48

Нормативы для подростков 12-17 лет: экстраверсия (Э)-11-14 баллов, “ложь” - 4-5 баллов, нейротизм

(Н) - 10-15 баллов.

Характерологические проявления

Тип № 1 Э: 0-4: Н: 0-4. и другие смотри в сборнике «Практическая психология»

Безмятежный, мирный, невозмутимый. В группе скромен. Дружбу не навязывает, но и не

отвергает, если ему предложат. Склонен к упрямству, если ощущает свою правоту. Не смешлив. Речь

спокойная. Терпелив. Хладнокровен.

Пути коррекции: Воспитателей беспокоят мало, а значит всегда страдают от невнимания

педагогов, тренеров, начальников.

Главное в подходе - повысить самооценку посредством привлечения внимания группы к

данному человеку. Желательно, чтобы у индивида была возможность выбора темпа работы.

Подчеркивать ценность таких качеств, как скромность, хладнокровие.

Тип № 2 Э: 20-24; Н: 0-4. Радостный, общительный, разговорчивый. Любит быть на виду.

Оптимист, верит в успех.

Поверхностен. Легко прощает обиды, превращает конфликты в шутку. Впечатлителен, любит

новизну.

Пользуется всеобщей любовью. Однако, поверхностен, беспечен. Прихотлив. Артистичен. Не

умеет добиваться результатов (увлекается, но быстро остывает).

Пути коррекции: Поощрять трудолюбие, использовать природный артистизм и склонность к

новизне. Желательно исподволь приучать к настойчивости, дисциплине, организованности

(например, предлагая оригинальные задания). Рекомендуется помочь организовать время (кружковой

работой, участием в экспедициях и т. д.).

Тип№3 Э: 20-24: Н: 20-24. Активный, имеет хорошо развитые бойцовские качества.

Насмешлив. Стремится общаться со всеми “на равных”. Очень честолюбив. В Случае несогласия с

позицией более старшего принимает активно противоборствующую позицию. Не выносит

безразличия в свой адрес.

Пути коррекции: Основная тактика - подчеркнутое уважение. Взаимоотношения следует

строить на убеждении, спокойном, доброжелательном тоне общения. При аффективном поведении

возможна ироническая реакция. Не следует “выяснять отношения” в момент конфликта. Лучше

обсудить проблемы позже в спокойной ситуации. При этом желательно акцентировать внимание на

проблеме и на возможности решить ее без особого эмоционального напряжения. Подросткам данного

типа необходима возможность проявления организаторских способностей, а также реализация

энергетического потенциала (спортивные достижения и т. п.).

Тип №4 Э: 0-4; Н 20-24. Тип неспокойный, настороженный, неуверенный в себе. Ищет опеки.

Необщителен, поэтому имеет смещенные оценки и самооценки. Высокоранимый. Адаптация идет

длительно, поэтому действия замедленны. Не любит активный образ жизни. Созерцатель. Часто

склонен к философии. Легко драматизирует ситуацию.

Пути коррекции: Стремится поддержать. Оградить от насмешек. Выделять положительные

стороны (вдумчивость, склонность к монотонной деятельности). Подобрать деятельность, не

требующую активного общения, строгой временной регламентации, а также не включенную в

жесткую систему субординации. Активизировать интерес к окружающим. Исподволь сводить с

людьми доброжелательно-энергичными.

Тип № 5 Э: 0-4; Н; 4-8. Созерцателен, спокоен. Имеет низкий уровень заинтересованности в

реальной жизни, а значит и низкие достижения. Направлен на внутренние выдуманные или

вычитанные коллизии. Послушно-безразличен.

Пути коррекции: Остро нуждается в повышении самооценки, это разрушает безразличие и

повышает уровень притязаний, а, следовательно, качество работы или учебы. Желательно найти

сильные стороны (способности, задатки), чтобы как-то увлечь работой.

Тип № 6 Э: 0-4: Н: 16-20. Сдержанный, робкий, чувствительный, стесняется в незнакомой

ситуации. Неуверенный, мечтательный. Любит философствовать, не любит многолюдья. Имеет

склонность к сомнениям. Мало верит в свои силы. В целом уравновешен. Не склонен паниковать и

драматизировать ситуацию. Тревожный. Часто пребывает в нерешительности, склонен к фантазиям.

Пути коррекции:

Стараться поддерживать, опекать, подчеркивать перед группой

положительные качества и проявления (серьезность, воспитанность, чуткость). Можно увлечь идеей

(например, помощи кому-то более слабому). Это повысит самооценку, даст повод к более

оптимистическому ощущению жизни.

Тип № 7 Э: 0-4; Н; 8-16. Человек скромный, активный, направленный на дело. Справедливый,

преданный друг. Очень хороший, умелый помощник, но плохой организатор. Застенчив.

Предпочитает оставаться в тени. В компаниях, как правило, не состоит. Дружит вдвоем.

Взаимоотношениям придает большое значение. Иногда скучновато-морализирующий.

Пути коррекции: В деятельности желательно предоставить свободный режим; поощрять, это

активизирует инициативу. Постараться раскрепостить, чтобы действовал самостоятельно, а не по

указке (по природе подчиняем). Избегать публичной критики. Внушать уверенность в своих силах и

правах. Не допускать слепой веры в чей-либо авторитет.

Тип № 8 Э: 4-8; Н: 0-4. Человек спокойный, склонный к общению в компаниях. Эстетически

одаренный. Скорее созерцатель, чем деятель. Уравновешенный. Безразличный к успехам. Любит

жить “как все”. Во взаимоотношениях ровен, но глубоко переживать не умеет. Легко избегает

конфликтов.

Пути коррекции: Главная задача - активизировать потребность в деятельности. Найти

занятие, могущее заинтересовать (скорее это нечто, связанное с художественными проявлениями).

Поощрять успехи. Желательно чаще общаться с подростком, обращая внимание на развитие

социального интеллекта

Тип № 9 Э: 8-16; Н: 0-4. Активный, жизнерадостный. Общительный. В общении неразборчив.

Легко попадает в асоциальные группировки вследствие плохой сопротивляемости дезорганизующим

условиям. Склонный к новизне, любознательный. Социальный интеллект развит слабо. Нет умения

строить адекватные оценки и самооценки. Часто нет твердых принципиальных установок. Энергичен.

Доверчив.

Пути коррекции:

Режим желателен более жесткий, мобилизующий. Установить

доброжелательные отношения, но подросток должен чувствовать, что за ним наблюдают. Стремиться

направлять энергию в полезное дело (например, увлечь глобальной идеей достичь чего-то (поступить

в ВУЗ и т.п.). Однако, в этом случае необходимо вместе распланировать предстоящую работу,

фиксировать сроки и объемы и жестко контролировать выполнение. Желательно подростка данного

типа ввести в состав группы или бригады с сильным лидером и позитивными установками.

Тип № 10 Э: 16-20 Н: 0-4. Артистичен. Любит рассказывать. Недостаточно настойчив.

Общителен. Неглубок. Уравновешен.

Пути коррекции: Поддерживать усилия, направленные на достижение интересных целей (у

самого хватает инициативы выбрать какое-то занятие иди цель, но не хватает упорства). Поощрять

артистизм, но не допускать до клоунства.

Тип № 11 Э: 20-24 Н: 4-8. Активный, общительный, благородный, честолюбивый. Легко

соглашается на рискованные развлечения. Не всегда разборчив в друзьях, в средствах достижения

цели. Благороден. Часто эгоистичен. Обаятелен. Имеет организаторские склонности.

Пути коррекции: Поощрять и развивать организаторские склонности. Может быть лидером,

но надо контролировать. Удерживать от зазнайства. Лидерское положение в коллективе легко

выправляет разболтанность, лень. Любит быть “на коне”. Можно допускать коллективную критику в

случае необходимости.

Тип № 12 Э; 20-24: Н: 8-16. Легко подчиняется дисциплине. Обладает чувством собственного

достоинства. Организатор. Склонен к искусству, спорту. Активен. Влюбчив. Легко увлекается

людьми и событиями. Впечатлителен.

Пути коррекции: Лидер по натуре, как эмоционального, так и делового плана. Надо

поддерживать лидерские усилия, помогать, направлять в деловом и личностном плане.

Тип № 13 'Э: 20-24; Н: 16-20. Сложный тип. Тщеславен. Энергичен. Жизнерадостен. Не

имеет, как правило, высокой духовной направленности. Погружен в житейские радости. Во главу

угла жизни ставит бытовые потребности. Преклоняется перед престижностью. Всеми силами

стремится достичь удачи, успеха, выгоды. Презирает неудачников. Общительный, демонстративный.

Жестко выдвигает свои требования.

Пути коррекции: Цель старшего - держать подростка “в рамках”, так как тот склонен к

зазнайству, подчинению себе окружающих, Действовать лучше спокойно и твердо. Выделять других,

подчеркивая положительные личностные качества. Можно предложить роль организатора. При этом

требовать вы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: