Одним из известных новшеств никоновой реформы в области церковной «моды» стали новогреческие клобуки и рясы с широкими рукавами. Ношение ведрообразных клобуков настолько быстро распространилось среди русского иночества и епископата, что его можно сравнить лишь с победоносным шествием моды на джинсы в СССР в 70-80-х гг. XX века. Как указывают исследователи, после Соборов 1666-1667 годов, постановивших брать за образец новогреческие облачения, за какие-то 10 лет в новые клобуки переоделось практически все монашество, принявшее церковные реформы.
Однако есть свидетельства, что этот процесс начался даже раньше. Так, в 1656 году находившийся в России Антиохийский Патриарх Макарий подарил Патриарху Никону белый клобук нового образца, употреблявшийся на Востоке. Он представлял собою твердую цилиндрическую камилавку, обшитую крепом (кукулем), нисходящим ниже плеч на спину. Вскоре все монахи Троице-Сергиевой Лавры сделали себе черные клобуки по греческому образцу, а в течение двух-трех лет эта мода распространилась и на другие крупные монастыри.
В наши дни новогреческий клобук настолько укоренился в отечественной культуре, что стал символом иноческого облачения. Нередко встречаются изображения, где даже древние святые, такие как преподобный Сергий Радонежский, изображаются в подобном головном уборе.
Барельеф на храме Христа Спасителя изображает преподобного Сергия Радонежского в новом клобуке.
Такую же форму приобрели и камилавки, с определенного момента времени фигурирующие в синодальной церкви в качестве награды белого духовенства. Однако сама форма этого головного убора (как, впрочем, и некоторых других эстетических образцов никоновой реформы) настолько чужеродная для русской культуры, что вдумчивые читатели нередко интересуются настоящим происхождением этого элемента облачения. Вот некоторые мнения исследователей на эту тему.
|
Советский и российский филолог, лингвист, семиотик, историк языка и культуры Борис Андреевич Успенский в монографии «История русского литературного языка (XI-XVII вв.)» указывает: «... Русское духовенство при патриархе Никоне переодевается в греческое платье и вообще уподобляется в своем обличье духовенству греческому (переодевание духовенства в греческое платье при Никоне предшествует переодеванию гражданского русского общества в западноевропейское платье при Петре I). Однако новая одежда русского духовенства соответствует при этом не той одежде, которую греческие духовные лица носили в Византии, а той, которую они начали носить при турках, после падения Византийской империи: так появляется камилавка, форма которой восходит к турецкой феске, и ряса с широкими рукавами, также отражающая турецкий стиль одежды. Вслед за греческим духовенством русские священнослужители и монахи начинают носить длинные волосы. Однако греческое духовенство в Оттоманской империи носило длинные волосы не потому, что так было принято в этой среде в Византии, а по другой — противоположной причине. Длинные волосы в Византии были знаком светской, а не духовной власти, и греческие священнослужители стали носить их только после турецкого завоевания — поскольку на Константинопольскую патриархию в Оттоманской империи была возложена административная ответственность и таким образом священнослужители оказались облечены светской властью. В результате исчезает тонзура, принятая в свое время в Византии; на Руси тонзура («гуменцо») была принята до никоновских реформ (позднее она сохраняется у старообрядцев)».
|
Игумен Феогност (Пушков) (РПЦ) уточняет:
«Дело тут вот в чем! Когда в 1453 г. пал Константинополь, в султанате были распределены цвета и покрои одежды для разных сословий. Так, султан и визири носили белое, янычары и госслужащие — красное, остальные мусульмане — зеленое, а все прочие (куда относились и христиане) черное. Но и это еще не все! Все мужчины были обязаны покрывать свою голову фетровой феской (цвета, соответствующего сословию, а у «белых» и «красных» особ еще и обмотанной тряпкой в виде чалмы), а христиане были обязаны носить поверх одежды «одеяние дервиша» (расхлестанную накидку по щиколотку с разрезом по бокам = мини-греческая ряса). Вот почему на иконах многих мирских мучеников мы видим изображения мирян в коротких рясах и камилавках (тюрк. «феска» соответствует греч. «камилавка» — шапка из верблюжьего войлока). А монахи стали надевать клобуки не на круглую скуфейку, а на цилиндрическую феску. Естественно, пришлось немного изменить покрой. При этом в город монахи не могли выходить в «клобуке», но только в рясе дервиша и в феске-камилавке.
Камилавки
Вот почему у греков по сей день даже афонские монахи не носят мантий (даже древний, обязательный для монаха, мафорий–полумантию) и не носят за рамками богослужения и официальных встреч (и то — только в здании) «наметок», а носят только рясу и камилавку. Даже патриарх!!! Это наследие турецкой гегемонии. Заметим также, что у греков-великосхимников нет свободно болтающегося капюшона. У них великосхимник от малосхимника отличается тем, что на наметке вышита голгофа на челе и крестики на воскрилиях, а форма одна и та же.
|
А вот с Россией случился казус. И не один. Когда греки при Никоне заявились в своих фесках и рясах дервишей, «староверы» их не приняли (заметим, что они не приняли не только «рогатых» клобуков, но и ряс!!!). Причина, думаю, ясна. Но «никоняне» по неведомым нам причинам решили «схимников оставить в покое» и оставили им клобук старого образца — в виде шапки-ушанки с распущенными ушами.
Обычай ношения мужских головных уборов монахинями неизвестен в Греции, но получил широкое распространение в Русской Православной Церкви
Но смешнее всего случилось у нас с женским монашеством. Посмотрите на гречанок — у них нет и никогда не было «колпаков» под «наметкой». Феска была чисто мужским головным убором, и потому только мужское монашество носило ее. Но эту деталь турецкого туалета не учли русские, и решили нацепить фески-камилавки и на бабьи головы. В итоге получился цирк!»
На поместном соборе РПЦ 2009 года помимо избрания предстоятеля Церкви также обсуждался вопрос запрета зеленых камилавок